СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема праведничества в рассказе А И Солженицына "Матрёнин двор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Тема праведничества в рассказе А И Солженицына "Матрёнин двор"»

Открытый урок

[по произведению А.И.Солженицына

« Матрёнин двор»]

Ксенченко Валентина Владимировна


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Литература


Класс

9


Учитель

Ксенченко ВВ


Тип урока

Урок знакомства с новым произведением


Тема

Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».


Цель

Составить образ праведника на примере героини рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».


Задачи

Совершенствовать предметные умения:

- определять тему и основную мысль произведения

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой

Формировать УУД:

(Регулятивные УУД):

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

(Познавательные УУД);

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

(Коммуникативные УУД).

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Оборудование

- Литература .9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных организаций/Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, 2 ч., Москва, «Просвещение», 2020,

-








Этапы урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные, метапредметные)

I. Стадия «Вызов»

1. Выявление первичных представлений по теме


3 мин

Прочитать пословицу.

Записать ассоциации понятия «ПРАВЕДНИК».

- Начать урок я хочу с пословицы. Прочитайте её.(с.277)

- Предлагаю вам поработать в паре и записать слова или словосочетания, связанные с понятием «ПРАВЕДНИК» на полосках бумаги, которые лежат у вас на партах.



- Не стоит село без праведника.


Работают в паре (2 мин). Записывают по одному слову (словосочетанию) на полоске бумаги.

По одному ученику от каждой пары выходят и прикрепляют на доску (в корзину идей) полоску с записанным качеством. Условие – повторений не должно быть.

Возможные слова (словосочетания):

……………………………….

собирать материал и обрабатывать информацию,

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);


-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

2. Постановка темы цели урока

1 мин



Сформулировать вопрос

- Посмотрите на разнообразие слов (словосочетаний) в корзине идей.

- На какой основной вопрос мы будем искать ответ?

- А поможет нам произведение

А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

- Сформулируйте тему урока

Запишем в тетрадь тему урока. А также эпиграф к уроку. С этим эпиграфом мы поработаем в конце урока

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.




- Кто такой праведник?



-Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

определять тему и основную мысль произведения

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

II. Стадия «Осмысление»

1. Проверка домашнего задания


6 мин


Тренажёр (онлайн)

Расположите эпизоды рассказа в хронологическом порядке

1 ученик располагает эпизоды в хронологическом порядке


-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Окрасить эпизоды

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

- Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему? Задание по группам. Даны эпизоды. Объяснить.

Эпизоды



-…

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения


Обложка книги

- Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №3 ) Посмотрите, какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

- Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

-…

-…

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения


2. Работа со словарём

1 мин


Узнать новые слова

- Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу. Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой

Работа со словарём В.И.Даля

-нутряной – внутренний;

-кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой


3. Составление характеристики героя

10 мин




Составить характеристику Матрёны. Тетрадь разделить на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока.


- Какие способы создания образа, характеристики героя мы знаем.

- По группам охарактеризуем образ Матрёны. Желательно с применением цитирования. Карточки для групп

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?









- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?





- Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

-Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. Как называется этот приём?

- На что похожа речь Матрёны?

-Портрет, интерьер, социальное положение, мировоззрение, отношение к окружающим, отношение окружающих к герою, речь


-Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки

-Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо Таков её мир, так она живет

- Она чувствует вину, хотя ни в чём не виновата.

-Приём самораскрытия



- На исповедь

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения


объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;


4 мин

Просмотр видеоролика.

-Как мы выяснили, двор Матрёны – это её микромир, и разрушение дома – разрушение её самой. Что же тогда символизирует поезд?

- Кого бы из героев рассказа посадили на этот поезд?

Слова А. Ахматовой о рассказе (презент)


-Это может быть власть, которая враждебна народу, это могут быть люди, жестокие и жадные, которые разрушали и разрушили жизнь Матрёны

-Власть, Фаддей, зять, сёстры, жители села

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;



Записать в тетрадь. Работаем с новой терминологией (психологизм, утверждение через отрицание)

- Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини?

- Раскрытие внутреннего мира героя через детали - психологизм

Прочитаем с. 277

-...

Прочитать с. 277

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения


4. Работа с «корзиной идей»

2 мин

Убрать лишние слова (словосочетания) из «корзины идей».

- Вернёмся к «корзине идей».

- Какие слова (словосочетания) оставим?

- Какие уберём?

-…


оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

III. Стадия «Рефлексия»

1. Составление образа праведника

Миша

10 мин

Составить образ праведника (Приложение 3).

Притча о Демосфене. Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

- Кого искал Демосфен?

- На какой вопрос мы искали ответ?

- Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей?

- Используя характеристику Матрёны и «корзину идей», приёмы раскрытия составьте образ праведника.

- Предлагаю поработать в группе и составить синквейн


- Проверим, что у вас получилось.
















- Человека с большой буквы


- Кто такой праведник?




Работают в группе ( по 4 человека) 7-10 минут. Составляют синквейн.

По одному участнику каждой группы зачитывают составленные синквейны.

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения


-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств


2. Формулирование основной идеи произведения

Диана

6 мин






Сформулировать идею рассказа

- Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

- Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

-Так какова же основная идея рассказа?

- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

-…

-…

-Этот рассказ – своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Поэтому главная задача автора – показать через нравственную чистоту праведника все недостатки, пороки окружающих людей




-….

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения


-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

-резюмировать главную идею текста

2. Домашнее задание

2 мин

Записать в тетрадь д/з

- Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

С темой праведничества вы встретитесь на страницах романа Лескова «Очарованный странник» в 10 классе

Письменный ответ на один из вопросов:

1. Нужны ли в нашей жизни такие праведники, как Матрена?

2. О чем заставил задуматься рассказ

А. И. Солженицына «Матренин двор»?

Сочинение-рассуждение

обработать информацию, необходимую для написания сочинения

выявлять и называть причины события, явления, наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;








Приложение 1.

Приём ТРКМ «Корзина идей»


ПРАВЕДНИК



Приложение 4.

Словарь Ушакова

ПРА́ВЕДНИК, праведника, муж. (книжн. устар.). Человек, живущий согласно заповедям, моральнымпредписаниям какой-нибудь религии.

|| Человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий против требованийнравственности. «О, праведник! о, мой отец державный!» Пушкин.



1

Тема

Праведник

2

2 имени прилагательных


3

3 глагола


4

Фраза из 4-х слов (Предложение, цитата)


5

Синоним





Приложение 3

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор?

- Кто населяет избу Матрены?


- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

(заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.


- В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?


- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По каким христианским заповедям живет героиня?


- Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

-В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)


- А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?



Приложение 2

Эпизод 1

Просторная изба, и особенно лучшая приоконная её часть, была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света, и к тому же за трубой, кругловатое лицо хозяйки показалось мне жёлтым, больным. И по глазам её замутнённым можно было видеть, что болезнь измотала её.

Эпизод 2

Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учётчика.

Эпизод 3

Матрёна вставала в четыре‑пять утра. Ходикам матрёниным было двадцать семь лет как куплены в сельпо. Всегда они шли вперёд, и Матрёна не беспокоилась – лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться. Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу (все животы её были – одна эта грязно‑белая криворогая коза), по воду ходила и варила в трёх чугунках; один чугунок – мне, один – себе, один – козе.

Эпизод 4

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, – и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя , а добиваться можно было только за мужа , то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были – добытъ эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать – дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет – в десяти километрах к западу, а поселковый – к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца – то за точкой, то за запятой. Каждая проходка – день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки‑то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

– Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я.

Эпизод 5

И в эту жизнь, густую заботами, ещё врывалась временами тяжёлая немочь, Матрёна валилась и сутки‑двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти. В такие дни Маша, близкая подруга Матрёны, с самых молодых годков, приходила обихаживать козу да топить печь. Сама Матрёна не пила, не ела и не просила ничего. Вызвать на дом врача из поселкового медпункта было в Тальнове вдиво, как‑то неприлично перед соседями – мол, барыня. Вызывали однажды, та приехала злая очень, велела Матрёне, как отлежится, приходить на медпункт самой. Матрёна ходила против воли, брали анализы, посылали в районную больницу – да так и заглохло.

Эпизод 6

Заказала себе Матрёна скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели, которую подарил ей машинист из Черустей, муж её бывшей воспитанницы Киры. Деревенский портной‑горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрёна не нашивала.

И в середине зимы зашила Матрёна в подкладку этого пальто двести рублей – себе на похороны. Повеселела:

– Маненько и я спокой увидала, Игнатич.

Эпизод 7

Не спала Матрёна две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать брёвна дома. А для Матрёны было это – конец её жизни всей.

Эпизод 8

Последней торопливо выскочила из‑за перегородки Матрёна. Она тревожно качала головой вслед ушедшим. Надела телогрейку, накинула платок. В дверях сказала мне:

– И что было двух не срядить? Один бы трактор занемог – другой подтянул. А теперь чего будет – Богу весть!..

И убежала за всеми.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!