СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Правовое регулирование отношений в системе образования. Обществознание. 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

побудить обучающихся к пониманию высокого образовательного уровня. конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Тема: Правовое регулирование отношений в системе образования. Обществознание. 9 класс.»

Тема: Правовое регулирование отношений в системе образования. Обществознание. 9 класс. №23


Цель урока: совместно с обучающимися выяснить, в чем заключается суть и значение правового регулирования в сфере образования, каким образом государство гарантирует право на образование. Сформировать положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием. Сформировать положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием. Выяснить какова роль образования в современном мире.

Задачи: образовательные: познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения; развивающие: продолжить развитие информационных умений (работа с документами, материалами СМИ) формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения; воспитательные: побудить обучающихся к размышлению о личных перспективах повышения образовательного уровня: воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.

Тип урока: урок изучение нового материала.


Оборудование: учебник, Конституция РФ

Ход урока

1.ОМ

2.Актуализация. Проверка домашнего задания

Системные задания

Задание№1 Проверка знания терминов проводится на каждом уроке. Для этого готовятся памятки с перечнем терминов по каждому изучаемому блоку, которые необходимо запомнить. В таблице представлены термины, знание которых проверяются на данном уроке.

Перечень терминов, необходимых для запоминания 

Термин

Определение

Духовная сфера общества

Сфера общественной жизни, включающая науку, образование, культуру, религию, главной функцией которой является производство и потребление духовных благ.

Духовная деятельность

Деятельность, направленная на создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.

Образование

Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

Закон об образовании

Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.), закрепляющий права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяющий основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями.

Право на образование

право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами, закрепленное Конституцией РФ (ст. 43)

Этимология (греч. etymología, от étymon — истинное значение слова, этимон и lógos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Термин введён античными философами более 2 тыс. лет назад.

Понятие

Значение

Вопросы

Закон

Общеславянское, Преф. производное от конъ "граница, начало, конец", той же основы, что искони, конец, начать, кон. Буквально — "то, что было изначально, определяется традицией"…Общеслав. Преф. производное от конъ «граница, начало, конец», той же основы, что искони, конец, начать, кон. Буквально — «то, что было изначально, определяется традицией».

1.Из какого языка заимствовано слово?

2. Как в настоящее время в законе уживаются норма, обязательная для исполнения и традиция?

Задание№3 – Объясните, как вы понимаете суть приведенных высказываний.

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.

Марк Твен (писатель)

Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.

Виктор Гюго (писатель)

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Адольф Дистервег (немецкий педагог)

3.Мотивация.Сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. В какую сферу входит образование? (духовную)

4.Целеполагание. Чем объясняется возрастающая значимость образования в условиях информационного общества?

5.Объяснение нового материала

План урока

  1. Законодательство в сфере образования

  2. Право и обязанность

1.Законодательство в сфере образования. С.185,188. ст.43 КРФ

Федеральные законы (действующие на всей территории России)

Законы субъектов (действующие на территории республики, области, края)

1 уровень

2 уровень


«Закон об образовании» -основа государственной политики в области образования и в правовом статусе человека в этой области

Законы, нормативные акты о различных образовательных программах

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

 

"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Законы Республики Крым

«Об образовании в Республике Крым»

«О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Республики Крым»


Объяснение второго вопроса плана

Китайская пословица:

Если вы заглядываете вперед на год, сажайте рис. Если вы заглядываете вперед на десять лет, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека».

?

Задание №1 – ответьте на вопросы.

- Какова роль образования в обществе согласно этой пословице?

- Согласны ли вы с такой оценкой?

- Почему государство, главной функцией которого является обеспечение порядка в обществе, берет на себя обязательства по обеспечению обязательного общедоступного образования, хотя это очень большие расходы?

Задание №2 - Работа с документом. На основании ст.43 Конституции, ответить на вопросы .

- Кто имеет право на образование?(все)

-Что означает право на образование? (гарантируется общедоступность и бесплатность)

-Какое образование является обязательным?(основное общее)

-Кто несет ответственность и обеспечивает получение детьми основного общего образования?(родители или лица, их заменяющие)

-Почему государство поддерживает различные формы образования и самообразования?

Задание №3 - Работа с документом. На основании извлечения из текста ФЗ, ответить на вопросы и занести ответы в таблицу в течение ограниченного времени(5 минут). Количество баллов, выставляемых за задания, зависит от полноты и правильности ответа.

Извлечение из Закона об образовании Глава II. Система образования     Статья 19. Общее образование


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1.

До достижения, какого возраста применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу требование обязательности общего образования

Ответ: до 18 лет

0,5

2.

Обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования при условии 3 обстоятельств, установленных законом. Назовите их.

Ответ:

1.По согласию родителей (законных представителей)

2.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

3.Органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования

1

3.

С достижения, какого возраста начинается обучение детей в образовательных учреждениях?

Ответ: шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья

0,5

4.

Перечислите уровни образовательных программ

Ответ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

0,5

5.

Сколько ступеней включает в себя общее образование?

Ответ:3

0,5

6.

За что по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет?

Ответ: за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения

0,5

7.

В течение какого времени комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

Ответ: в месячный срок

0,5

8.

На основании, каких 2-х обстоятельств, закрепленных в законе, общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Ответ:

1. при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности

2. только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей)

1


Максимальный балл

5

Работа с учебником с.189

Как вы считаете образование это право или обязанность?

А какие права есть у учащихся?

-право выбора формы профиля обучения?

- право пользоваться материально-технической, производственной и спортивно-оздоровительной базой учебно-воспитательной учреждения

- право на доступ к информации во всех отраслях знаний

- право на участие в олимпиадах, конкурсах

- право на направление для обучения в других учебных заведениях

- право на участие в общественном самоуправлении

- право на безопасные и безвредные условия обучения

Обязанности:

- систематическое и глубокое овладение знаниями;

- выполнение всех правил внутреннего распорядка и статуса учебного заведения;

- выполнение норм моральных, этических, правовых;

Что ждет тех, кто не выполняет своих обязанностей?


6.Закрепление изученного материала.

Задание№1 Верны ли суждения?- Контроль по усвоению понятий и пройденной темы содержит 6 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых верный.


1 вариант

2 вариант

1.Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?
А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

1.Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?
А. Знания, получаемые в школе, не должны соответствовать современным научным представлениям.
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о развитии образования?
А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.
Б. В развитии образования не проявляется тенденция к интернационализации.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о развитии образования?
А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.
Б. В развитии образования проявляется тенденция к интернационализации.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Формой самообразования является заочное обучение.
Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Формой самообразования является экстернат.
Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, но не происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?
А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?
А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

6. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

А. начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Б. начальное, основное, среднее (полное) образование
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

6. Общее образование является:

А. не обязательным

Б. обязательным


верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны



Творческие задания

Задание. Работа с художественным произведением

Ш едевр искусства пред тобой,

Займись работой над собой!

7.рефлексия

8.оценивание

9.д.з. прочитать п. 23. Задание 1.с.191


















1.Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?
А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

1.Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?
А. Знания, получаемые в школе, не должны соответствовать современным научным представлениям.
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о развитии образования?
А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.
Б. В развитии образования не проявляется тенденция к интернационализации.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о развитии образования?
А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.
Б. В развитии образования проявляется тенденция к интернационализации.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Формой самообразования является заочное обучение.
Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Формой самообразования является экстернат.
Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, но не происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?
А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?
А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

6. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

А. начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Б. начальное, основное, среднее (полное) образование
верно только А
верно только Б
верны оба суждения оба суждения неверны

6. Общее образование является:

А. не обязательным

Б. обязательным


верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!