СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков»

Районная научно – практическая конференция школьников « Первые шаги в науку » Направление: гуманитарных дисциплин Секция: литературоведение Название работы: Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков Автор работы: Еськова Екатерина , ученица 10 А класса Место выполнения работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Светлоград Научный руководитель: Постникова Е.А., учитель русского языка и литературы Светлоград, 2014

Районная научно – практическая конференция школьников

« Первые шаги в науку »

Направление: гуманитарных дисциплин

Секция: литературоведение

Название работы: Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков

Автор работы:

Еськова Екатерина ,

ученица 10 А класса

Место выполнения работы:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Светлоград

Научный руководитель:

Постникова Е.А., учитель русского языка и литературы

Светлоград, 2014

Оглавление

  • Вступление. Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Основная часть. Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков.
  • Вступление. Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Основная часть. Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков.
  • Вступление. Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий.
  • Основная часть. Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков.
  • « Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления » (по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание » ), Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева « Людочка » ). Заключение. Соотношение греха в христианском понимании с понятием « преступление » и степень осознания своей греховности преступником – главный вопрос русской литературы ХIХ и ХХ веков. Список использованных источников Приложения
  • « Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления » (по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание » ), Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева « Людочка » ). Заключение. Соотношение греха в христианском понимании с понятием « преступление » и степень осознания своей греховности преступником – главный вопрос русской литературы ХIХ и ХХ веков. Список использованных источников Приложения
  • « Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления » (по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание » ), Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева « Людочка » ).
  • « Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления » (по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание » ),
  • Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева « Людочка » ).
  • Заключение. Соотношение греха в христианском понимании с понятием « преступление » и степень осознания своей греховности преступником – главный вопрос русской литературы ХIХ и ХХ веков.
  • Список использованных источников
  • Приложения
Объект исследования: мотив преступления и наказания в русской классической литературе         Предмет исследования: произведения русских классиков. Цель работы: исследовать развитие мотива преступления и наказания в произведениях русских классиков. Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих  задачи: Установить и проанализировать причины возникновения преступления (социального, духовного, экологического) в произведениях разных эпох Объяснить позицию автора при выборе наказания (юридического, физического, нравственного) Выяснить, как реализуется тема преступления и наказания в произведениях русских классиков; Исследовать, как соотносятся между собой преступление и наказание в структуре произведений.

Объект исследования: мотив преступления и наказания в русской классической литературе        

Предмет исследования: произведения русских классиков.

Цель работы: исследовать развитие мотива преступления и наказания в произведениях русских классиков.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задачи:

  • Установить и проанализировать причины возникновения преступления (социального, духовного, экологического) в произведениях разных эпох
  • Объяснить позицию автора при выборе наказания (юридического, физического, нравственного)
  • Выяснить, как реализуется тема преступления и наказания в произведениях русских классиков;
  • Исследовать, как соотносятся между собой преступление и наказание в структуре произведений.
Метод:   Проблемно-тематический сопоставительный анализ, затрагивающий наиболее общие, проблемные переклички между различными текстами. План исследования: Обращение к «вечным» мотивам русской классики позволяет раскрыть еще одну важнейшую область литературных связей, составляющих своеобразную образно-тематическую «вертикаль». Переходя из произведения в произведение, тот или иной мотив обогащается новыми смысловыми оттенками, усиливающими его звучание. В произведениях русских классиков происходило становление художественной и нравственной основы концепции преступления и наказания. Эта проблема из-за своей глобальности и важности находилась, находится, и еще очень долго будет находиться на вершине научного осмысления. В данной работе основное внимание уделяется рассмотрению особенностей идейно-нравственного содержания мотивов преступления и наказания. Обращение к этой проблеме определяет и  актуальность  работы.

Метод:   Проблемно-тематический сопоставительный анализ, затрагивающий наиболее общие, проблемные переклички между различными текстами.

План исследования:

Обращение к «вечным» мотивам русской классики позволяет раскрыть еще одну важнейшую область литературных связей, составляющих своеобразную образно-тематическую «вертикаль». Переходя из произведения в произведение, тот или иной мотив обогащается новыми смысловыми оттенками, усиливающими его звучание.

В произведениях русских классиков происходило становление художественной и нравственной основы концепции преступления и наказания. Эта проблема из-за своей глобальности и важности находилась, находится, и еще очень долго будет находиться на вершине научного осмысления.

В данной работе основное внимание уделяется рассмотрению особенностей идейно-нравственного содержания мотивов преступления и наказания. Обращение к этой проблеме определяет и  актуальность  работы.

Гипотеза :  Если проанализировать мотив преступления в произведениях русских классиков, то можно выявить, что каждом конкретном случае общий исходный мотив получает своеобразное художественное решение, но в конечном счете подводит читателя к важнейшему нравственному итогу, объединяющему авторские точки зрения, во многом сводящиеся к формуле Ф. Достоевского из знаменитой речи о А. Пушкине: « Смирись, гордый человек!»

Гипотеза

Если проанализировать мотив преступления в произведениях русских классиков, то можно выявить, что каждом конкретном случае общий исходный мотив получает своеобразное художественное решение, но в конечном счете подводит читателя к важнейшему нравственному итогу, объединяющему авторские точки зрения, во многом сводящиеся к формуле Ф. Достоевского из знаменитой речи о А. Пушкине:

« Смирись, гордый человек!»

Слово « преступление » происходит, по В.И.Далю, от глаголов « преступать » и « переступать » (т.е. « нарушать, выходить из пределов законов, прав своих, власти » ), а толкуется « преступление » ( « преступание » ) как « самое дело, проступок в грехе, беззаконие, поступок, противный закону » .

Слово « преступление » происходит, по В.И.Далю, от глаголов « преступать » и « переступать » (т.е. « нарушать, выходить из пределов законов, прав своих, власти » ), а толкуется « преступление » ( « преступание » ) как « самое дело, проступок в грехе, беззаконие, поступок, противный закону » .

 Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Эту тему раскрывали многие русские и зарубежные писатели. Она являлась зерном размышлений таких авторов, как  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» О.Уайльд «Портрет Дориана Грея» А.Камю «Посторонний» Р. Брэдбери «Наказание без преступления»

Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Эту тему раскрывали многие русские и зарубежные писатели. Она являлась зерном размышлений таких авторов, как

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

А.Камю «Посторонний»

Р. Брэдбери «Наказание без преступления»

Тема преступления и наказания  (греха и покаяния)  в произведениях русских классиков

Тема преступления и наказания

(греха и покаяния)

в произведениях русских классиков

Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»: “ Одно преступление влечёт за собой другое”

Фёдор Михайлович Достоевский

«Преступление и наказание»:

Одно преступление

влечёт за собой другое”

“ Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?”

Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?”

«Преступление и наказание ”  или преступление – наказание”?   „ Разве я старушонку убил?  Я себя убил?” Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести. По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это гибель души, полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.

«Преступление и наказание или преступление – наказание”?

Разве я старушонку убил?

Я себя убил?”

Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести.

По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это гибель души, полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.

Тема преступления и наказания в рассказе В. Астафьева «Она росла, как вялая, примороженная трава…»

Тема преступления и наказания в рассказе

В. Астафьева

«Она росла, как вялая, примороженная трава…»

РАВНОДУШИЕ

РАВНОДУШИЕ

РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОКАМЕНЕВШАЯ ДУША

РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ОКАМЕНЕВШАЯ ДУША

Парк ВЭПЭВЭРЗЭ

Парк ВЭПЭВЭРЗЭ

ТАНЦПЛОЩАДКА: «В загоне – зверинце  и люди вели себя по-звериному…»

ТАНЦПЛОЩАДКА:

«В загоне – зверинце

и люди

вели себя

по-звериному…»

«Яблонька … ободралась, облезла, как нищенка …голый ствол остался … словно крест … на погосте» «Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, … была в закрещенных окнах, с угасающими садовыми деревьями…»

«Яблонька … ободралась, облезла, как нищенка …голый ствол остался … словно крест …

на погосте»

«Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, … была в закрещенных окнах, с угасающими садовыми деревьями…»

МАТЕРИНСТВО: «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить» МОЛИТВА ГОСПОДУ: «Дитя не в тягость нам будет … А за тую доченьку, …. прости меня. Прости, прости, прости…»

МАТЕРИНСТВО:

«Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить»

МОЛИТВА ГОСПОДУ:

«Дитя не в тягость нам будет …

А за тую доченьку, …. прости меня. Прости, прости, прости…»

 Не только печаль хотел передать нам писатель. Рассказ «Людочка» - это его обращение к народу, просьба о помощи и понимании. Надежда на благополучное и счастливое будущее без жестокости, одиночества, непонимания существует. Она в руках тех людей, которые способны изменить этот мир.

Не только печаль хотел передать нам писатель. Рассказ «Людочка» - это его обращение к народу, просьба о помощи и понимании. Надежда на благополучное и счастливое будущее без жестокости, одиночества, непонимания существует. Она в руках тех людей, которые способны изменить этот мир.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» - вот часть библейских заповедей, которыми должно руководствоваться человечество, вот его нравственный кодекс, идущий из глубины веков. К сожалению, далеко не все люди выполняют эти мудрые, проникнутые любовью к человечеству заветы. В истории развития общества бывают целые эпохи, когда эти заповеди отбрасываются совсем (революции, войны, переходные периоды и пр.), поэтому никогда не теряет своей актуальности проблема преступления и наказания. Человечество упорно ищет пути нравственного исправления каждого преступника, а следовательно, и общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» - вот часть библейских заповедей, которыми должно руководствоваться человечество, вот его нравственный кодекс, идущий из глубины веков. К сожалению, далеко не все люди выполняют эти мудрые, проникнутые любовью к человечеству заветы. В истории развития общества бывают целые эпохи, когда эти заповеди отбрасываются совсем (революции, войны, переходные периоды и пр.), поэтому никогда не теряет своей актуальности проблема преступления и наказания. Человечество упорно ищет пути нравственного исправления каждого преступника, а следовательно, и общества в целом.

Таким образом, в произведениях русских классиков   достаточно чётко прозвучала мысль о том, что кроме наказания юридического существует и наказание нравственное, которое определено Высшим судом и которое неизбежно наступает как возмездие за безнравственное поведение, грех, преступление.

Таким образом, в произведениях русских классиков   достаточно чётко прозвучала мысль о том, что кроме наказания юридического существует и наказание нравственное, которое определено Высшим судом и которое неизбежно наступает как возмездие за безнравственное поведение, грех, преступление.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!