Районная научно – практическая конференция школьников
« Первые шаги в науку »
Направление: гуманитарных дисциплин
Секция: литературоведение
Название работы: Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков
Автор работы:
Еськова Екатерина ,
ученица 10 А класса
Место выполнения работы:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Светлоград
Научный руководитель:
Постникова Е.А., учитель русского языка и литературы
Светлоград, 2014
Оглавление
- Вступление. Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Основная часть. Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков.
- Вступление. Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Основная часть. Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков.
- Вступление. Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий.
- Основная часть. Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков.
- « Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления » (по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание » ), Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева « Людочка » ). Заключение. Соотношение греха в христианском понимании с понятием « преступление » и степень осознания своей греховности преступником – главный вопрос русской литературы ХIХ и ХХ веков. Список использованных источников Приложения
- « Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления » (по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание » ), Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева « Людочка » ). Заключение. Соотношение греха в христианском понимании с понятием « преступление » и степень осознания своей греховности преступником – главный вопрос русской литературы ХIХ и ХХ веков. Список использованных источников Приложения
- « Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления » (по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание » ), Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева « Людочка » ).
- « Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления » (по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание » ),
- Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева « Людочка » ).
- Заключение. Соотношение греха в христианском понимании с понятием « преступление » и степень осознания своей греховности преступником – главный вопрос русской литературы ХIХ и ХХ веков.
- Список использованных источников
- Приложения
Объект исследования: мотив преступления и наказания в русской классической литературе
Предмет исследования: произведения русских классиков.
Цель работы: исследовать развитие мотива преступления и наказания в произведениях русских классиков.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задачи:
- Установить и проанализировать причины возникновения преступления (социального, духовного, экологического) в произведениях разных эпох
- Объяснить позицию автора при выборе наказания (юридического, физического, нравственного)
- Выяснить, как реализуется тема преступления и наказания в произведениях русских классиков;
- Исследовать, как соотносятся между собой преступление и наказание в структуре произведений.
Метод: Проблемно-тематический сопоставительный анализ, затрагивающий наиболее общие, проблемные переклички между различными текстами.
План исследования:
Обращение к «вечным» мотивам русской классики позволяет раскрыть еще одну важнейшую область литературных связей, составляющих своеобразную образно-тематическую «вертикаль». Переходя из произведения в произведение, тот или иной мотив обогащается новыми смысловыми оттенками, усиливающими его звучание.
В произведениях русских классиков происходило становление художественной и нравственной основы концепции преступления и наказания. Эта проблема из-за своей глобальности и важности находилась, находится, и еще очень долго будет находиться на вершине научного осмысления.
В данной работе основное внимание уделяется рассмотрению особенностей идейно-нравственного содержания мотивов преступления и наказания. Обращение к этой проблеме определяет и актуальность работы.
Гипотеза :
Если проанализировать мотив преступления в произведениях русских классиков, то можно выявить, что каждом конкретном случае общий исходный мотив получает своеобразное художественное решение, но в конечном счете подводит читателя к важнейшему нравственному итогу, объединяющему авторские точки зрения, во многом сводящиеся к формуле Ф. Достоевского из знаменитой речи о А. Пушкине:
« Смирись, гордый человек!»
Слово « преступление » происходит, по В.И.Далю, от глаголов « преступать » и « переступать » (т.е. « нарушать, выходить из пределов законов, прав своих, власти » ), а толкуется « преступление » ( « преступание » ) как « самое дело, проступок в грехе, беззаконие, поступок, противный закону » .
Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Эту тему раскрывали многие русские и зарубежные писатели. Она являлась зерном размышлений таких авторов, как
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»
А.Камю «Посторонний»
Р. Брэдбери «Наказание без преступления»
Тема преступления и наказания
(греха и покаяния)
в произведениях русских классиков
Фёдор Михайлович Достоевский
«Преступление и наказание»:
“ Одно преступление
влечёт за собой другое”
“ Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?”
«Преступление и наказание ” или преступление – наказание”?
„ Разве я старушонку убил?
Я себя убил?”
Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести.
По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это гибель души, полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.
Тема преступления и наказания в рассказе
В. Астафьева
«Она росла, как вялая, примороженная трава…»
РАВНОДУШИЕ
РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
ОКАМЕНЕВШАЯ ДУША
Парк ВЭПЭВЭРЗЭ
ТАНЦПЛОЩАДКА:
«В загоне – зверинце
и люди
вели себя
по-звериному…»
«Яблонька … ободралась, облезла, как нищенка …голый ствол остался … словно крест …
на погосте»
«Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, … была в закрещенных окнах, с угасающими садовыми деревьями…»
МАТЕРИНСТВО:
«Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить»
МОЛИТВА ГОСПОДУ:
«Дитя не в тягость нам будет …
А за тую доченьку, …. прости меня. Прости, прости, прости…»
Не только печаль хотел передать нам писатель. Рассказ «Людочка» - это его обращение к народу, просьба о помощи и понимании. Надежда на благополучное и счастливое будущее без жестокости, одиночества, непонимания существует. Она в руках тех людей, которые способны изменить этот мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» - вот часть библейских заповедей, которыми должно руководствоваться человечество, вот его нравственный кодекс, идущий из глубины веков. К сожалению, далеко не все люди выполняют эти мудрые, проникнутые любовью к человечеству заветы. В истории развития общества бывают целые эпохи, когда эти заповеди отбрасываются совсем (революции, войны, переходные периоды и пр.), поэтому никогда не теряет своей актуальности проблема преступления и наказания. Человечество упорно ищет пути нравственного исправления каждого преступника, а следовательно, и общества в целом.
Таким образом, в произведениях русских классиков достаточно чётко прозвучала мысль о том, что кроме наказания юридического существует и наказание нравственное, которое определено Высшим судом и которое неизбежно наступает как возмездие за безнравственное поведение, грех, преступление.