МАСТЕР-КЛАСС
Тема: Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов
Цель мастер-класса: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применение технологии развития критического мышления.
Задачи ТРКМЧП :
– создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов - распространение педагогического опыта
Все наше достоинство –
в способности мыслить.
Только мысль возносит нас,
а не пространство и время,
В которых мы ничто.
Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности.
Б. Паскаль
Что же такое критическое мышление?
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации
- Критическое мышление есть мышление социальное
Верите ли вы, что…
- по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
- устанете работать на мастер-классе?
- можете научить детей учиться?
1
2
3
4
5
6
7
Структура урока в технологии КМ
Приемы:
- Верные, неверные высказывания
- Кластер
- Таблица ЗХУ
- Корзина идей
- Дерево предсказаний
- Мозговой штурм
- Прием «Ассоциация»
1 этап
Вызов
Прием «Дерево предсказаний»
Листья - аргументы
обоснование этих
предположений
Ветви - предположения
вероятные и возможные
Ствол дерева – тема
Прием «Корзина» идей и понятий
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Структура урока в технологии РКМЧП
Приемы:
2 этап
- Инсерт
- Зигзаг
- Таблицы
- «Толстые и тонкие вопросы»
- Метод «Шесть шляп»
- «Бортовой журнал»
Осмысление
Прием «Чтение с пометами»
«V» - это уже известно
« – » - это противоречит представлению
«+» - это является интересным и
неожиданным
«?» - неясно, возникло желание узнать
больше
Прием «Инсерт»
« V »
«+»
«-»
- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете
«?»
- если то, что вы читаете, является для вас новым
«!»
- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете
- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
- если то, что вы читаете, вас удивило
Таблица толстых и тонких вопросов
Тонкие вопросы
требуют фактического ответа
Толстые вопросы
Кто?
Дайте три объяснения, почему…?
требуют обстоятельного развернутого ответа
Что?
Объясните, почему…?
Когда?
Почему вы думаете…?
Может…?
Почему вы считаете…?
Будет…?
Мог ли…?
В чём различие…?
Как звать…?
Предположите, что будет, если…?
Было ли…?
Что, если…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
3 этап
Рефлексия
Приемы:
- Кластер
- Эссе
- «Круглые столы»
- Синквейн
- «Напиши письмо»
- «Сводная таблица»
Прием «Синквейна» Нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк
Для его написания существуют правила:
Название
существительное -1
Описание
Прилагательное - 2
Действия
Глагол - 3
Чувство
Фраза из 4 слов
Повторение сути
(синоним) 1 слово
- ОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
- НАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТ
- ВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
МАСТЕР-КЛАСС
ЛИСТ ПОЖЕЛАНИЙ
Хорошо...
Интересно...
Мешало...
Возьму с собой...
УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
Желаю успехов в работе!