III. Изучение нового материала | Учитель задаёт учащимся наводящие вопросы | Учащиеся отвечают на вопросы: Экономика- хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования. Потребности- нужда в чём –либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом. Материальные, духовные, социальные. (Одежда, еда, жилище, духовное развитие, в труде, в охране здоровья, общение, в дружбе, в любви и т.д.) Главным источником удовлетворения потребностей человека и его развития является производство. Формулируют учебную задачу. (Нам предстоит выяснить роль производства в экономике, определить, что способствует повышению производительности труда, ограниченность ресурсов, а также познакомиться с новыми терминами и понятиями.) | -Что такое экономика? -Существует множество определений понятию «экономика». -Экономика-это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сфер обеспечивающая общество благами. -Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. -Что такое потребности? -Какие могут быть потребности, приведите примеры? - Как человек может удовлетворить свои потребности? -Определите задачи нашего урока. Прочитать план записанный на доске. |
III. Закрепления нового материала 1. Главный источник экономических благ. 2. Товары и услуги. 3.Факторы производства. 4. Разделение труда и специализация. | Учитель задаёт учащимся вопросы Учитель задаёт учащимся вопросы Учитель задаёт учащимся вопросы. Обобщает материал, при необходимости даёт уточняющий комментарий. | Высказывают свои предположения. Записывают термин в тетрадь. Следят за рассказом одноклассницы и учителя. Читают текст на слайде. Сообщение ученицы: (В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем — промышленное, с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития. Для характеристики производства используют различные показатели: что производится, в каком количестве производится, численность занятых работников, масштабы производства (от домашнего производства до производства страны) и др. Что и сколько необходимо производить? Мы знаем, что действующие в мире экономические системы по разному решают этот вопрос. Его решение зависит от используемого способа координации экономического выбора производителей: с помощью обычаев и традиций, решений правительства или рынка. Промышленность, Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Строительство, Грузовой транспорт, Связь,торговля; общественное питание; материально-техническое обеспечение (логистика); науку; управление; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения. Следят за рассказом учителя. Следят за рассказом учителя. Воспринимают материал, уточняют. Отвечают на вопрос. Воспринимают материал, уточняют. Слушают учителя. Продукт – это материальные блага и услуги, созданные в результате работы. Товар-это продукт произведённый на продажу. Продукт становится товаром тогда, когда его продают. Обсуждение!!!! Услуга- экономическая деятельность, приносящая удовлетворения личных потребностей людей. Товар -производиться, услуга- оказывается. Читают текст на слайде. Проводят словарную работу с новым термином. Следят за рассказом учителя. Работают в рабочих тетрадях. Самопроверка Работа учащихся с документом «Фрагмент труда А.Смита» (учебник, стр.181) Слушают учителя, отвечают на вопрос. Высказывают свои предположения. - Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. Обсуждение!!!! Машиностроение, Судостроение, Автомобильная промышленность, Авиакосмическая промышленность, Сельскохозяйственное машиностроение, Железнодорожное машиностроение, Двигателестроение, Оптико-механическая промышленность, Электронная промышленность, Микроэлектроника, Нефтеперерабатывающая промышленность, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Текстильная промышленность, Фарфоро-фаянсовая промышленность, Мебельная промышленность, Химическая промышленность, Нанотехнологические производства, Металлургия, Электроэнергетика, Целлюлозно-бумажная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Промышленность строительных материалов, Добыча полезных ископаемых | - Что же такое производство? Слайд № 3 Производство – это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. -Запишите определения понятия в раб.тетрадь на стр.75 -Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив и др.). Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. -Что такое отрасль экономики? Слайд № 4 Отрасль экономики — совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги. -Современные отрасли экономики сформировались в результате длительного исторического пути человечества до современного сельского хозяйства, многоотрослевой промышленности. -Какие отрасли экономики вы знаете? Слайд № 5 Отрасли экономики объединены в 2 группы 1.Производящие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительств) 2. Производящие услуги (транспорт, образование, медицина, наука) -Целью и результатам производства является продукт. - Вспомните из курса 7 класса, что такое продукт? Слайд № 6. Продукт – это материальные блага и услуги, созданные в результате работы. Товар-это продукт произведённый на продажу. - Что такое товар? -Когда продукт становится товаром? -Товар обладает двумя основными свойствами. Слайд № 7 Основные свойства товара: 1.Потребительная стоимость (полезность товара, его способность быть полезным, нужным людям – т.е. товар как предмет потребления) 2. Меновая стоимость (способность товара обмениваться на другие товары в количественном отношении) -Что такое услуга? Слайд 8 Услуга- экономическая деятельность, приносящая удовлетворения личных потребностей людей. -Как отличить товар от услуги? Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент ее производства. -Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача? -Сегодня сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения. Слайд № 9. В экономике: 1) производятся товары 2) оказываются услуги Задание: приведите примеры производства товаров и услуг. -Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники. Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называется факторами производства. Слайд № 10. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Земля как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы. Труд — это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Капитал как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование. Предпринимательские способности - это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела. -Во второй половине XX века стал очевиден еще одни источник богатства — информация. Информация настолько важный в современном обществе ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства. Слайд № 11 Информация-это важный ресурс, используемый в общественных процессах, в том числе экономических. -На стр. 75, раб.тетради выполните в парах задание 2, заполните таблицу: «Факторы производства» с помощью учебника стр.178-179 -Сверьте свою работу с моей на слайде, оцените себя в листе самооценивания. Слайд № 12-13 Таблица «Факторы производства» Физминутка ( проводят дети) -Проблема ограниченности и уникальности факторов производства побуждает нас стремиться к более эффективному их использованию. Одним из важных показателей эффективности использования ресурсов является величина их производительности. Производительность труда рассчитывается на единицу времени, затраченного для производства продукции. Слайд № 14. Производительность – количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов -Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило разделяется между определённым количеством людей. -Прочитайте документ на стр.181-182. Обратите внимание на вопросы на слайде. На первый вопрос отвечает 1 ряд, на второй 2 ряд. -Что такое разделение труда? Слайд № 15. Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, выполняемых разными работниками. -Объясните своими словами, приведите примеры. -Что обозначает термин «специализация»? Специализация - сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции. -Объясните своими словами, приведите примеры. -Отдельные страны могут специализироваться преимущественно на производстве определенного круга товаров и услуг: Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок. Грузия производит виноградные вина, Турция славится организацией туризма и отдыха. -На чём специализируется Россия? - Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда? | Овладение умением изучать информацию | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь ставить учебные цели и задачи; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, |