СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Путешествие по родной сторонушке».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Путешествие по родной сторонушке».»

Тема: «Путешествие по родной сторонушке».

Цели:

Обогащать и углублять представления детей о Крыме.

Систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

Активизировать знания о морях, омывающих полуостров и самых известных горах.

Закрепить правила безопасного поведения в природе.

Продолжать знакомить с пейзажной живописью.

Расширить представления о творчестве художника И. Левитана.

Упражнять в подборе относительных прилагательных, эпитетов.

Активизировать в речи названия географических объектов (города, моря, горы).

Формировать элементарные практические навыки по использованию природных ресурсов (лесной воздух, морская галька) для самооздоровления; основы экологической культуры, позитивное ценностное отношение к природному окружению, чуткость к художественному слову, отражающему красоту Крыма.

Развивать познавательную активность, эстетическое восприятие произведений искусства, наблюдательность, воображение, мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма, интерес к природе Крыма, бережное отношение к ней.

Коррекционные цели: осуществлять дифференциацию и локализацию предметов, формировать способности зрительного восприятия объектов окружающего мира, развивать глазодвигательные функции: фиксацию, глазомер и прослеживающие функции глаз.

Словарь: город-курорт, детская здравница, благодатный Крым, столица.

Предварительная работа: чтение легенд, заучивание стихотворений о Крыме; беседа «Природные зоны Крыма»; разучивание слов песни «Слава тебе, мой Крым»; рассматривание иллюстраций в книгах «Природа Крыма», «Обитатели крымского леса», репродукций И. Айвазовского, фотографий крымских пейзажей.

Оборудование: мультимедийный экран, фото природных объектов Крыма, индивидуальные карточки к д/и «Какой цветок лишний», детский рюкзак, бутылка воды, фотоаппарат, карта, спортивные кроссовки и т.д., мяч, канат, лазерный лучик, лепестки для цветка; звукозапись шум леса, аудиозапись морской прибой.

Приветствие:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Собрались все дети в круг: Дети встают в круг

Я – твой друг. Ребенок передает соседу справа правую руку.

И ты – мой друг. Ребенок подает соседу слева левую руку.

Крепко за руки возьмемся. Дети берутся за руки.

И друг другу улыбнемся. Улыбаются друг другу.

- Дети, смотрите, что это? Какой-то большой конверт (читаю адрес: г. Евпатория Д/с «Розочка», группа «Ромашка»). Значит письмо адресовано нам. (Слайд № 1 мальчик Крымуша)

«Здравствуйте, дети! Меня зовут Крымуша. Я предлагаю вам отправиться в турпоход по нашему краю. Отправляю вам карту. (Слайд №2 карта Крыма)

Вы на карту внимание обратите.

Вот наш дом, мы в Крыму живем!

Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!»

Крымуша

Воспитатель: (читает отрывок из стихотворения Арена Мацояна «Крым» Слайд №3):

Прекрасен Крым в любое время года.

Ласкает солнца взор иль непогода.

О скалы волны бьют, свирепа моря даль…

Подснежники цветут.

На склонах гор – миндаль.

Великолепен лес, красивы горы…

Садов бескрайние просторы

Воспитатель: какими словами можно назвать Крым? (красивый, гостеприимный, удивительный, замечательный, благодатный, великолепный…)

Обращаю внимание детей на карту Крыма. (Слайд №2)

- На что похож полуостров Крым? (вспоминаем притчу о грозди винограда)

- Что означают зеленый, коричневый, синий цвета на карте?

- Назовите столицу Крыма. Какие еще города Крыма вы знаете?

- В каком городе мы живем?

- Как называют наш город? (курорт, детская здравница).

- Почему? (да, в наш город приезжают люди не только отдохнуть, но и полечиться, оздоровиться нашим ласковым солнцем, целебным воздухом, морской водой).

Воспитатель: дети, а что нам надо взять с собой в дорогу?

Дидактическая игра: «Выбери нужный предмет»

Дети выбирают из предложенных им предметов только те, которые пригодятся им в турпоходе (бутылочка с водой, карта, удобная обувь, питание, фотоаппарат и т.д. и складывают все в рюкзак)

Воспитатель:

К хранительнице природы

Попасть совсем легко

Лететь, ползти не надо

И ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так

Один хлопок, еще хлопок,

А теперь открой поскорей глаза, дружок.

Вот мы и очутились на природе… (Слайд №4 «Лес» + звукозапись шума леса»)

Ребенок: Здравствуй, лес волшебный лес,

Полон сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои.

Воспитатель: а вот и первые обитатели Крымского леса.

Глазодвигательная гимнастика:

Белка дятла поджидала (взгляд слева - направо)

Гостя вкусно угощала:

-Ну-ка, дятел, посмотри – (взгляд сверху - вниз)

Вот орехи раз-два-три!

Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)

И пошел играть в горелки (закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

Воспитатель: прежде чем путешествовать по лесу, необходимо вспомнить правила поведения в природе, давайте сделаем небольшой привал. (Слайд№5)

(Дети присаживаются на пяточки: рассматривают и трактуют значение знаков «Охрана природы» - нельзя разрушать птичьи гнезда, ломать ветки кустарников и деревьев, рвать цветы, мусорить, разрушать муравейники.)

- Присмотритесь, ребята, кто-то прячется в лесу. (Слайд № 6)

- Назовите животных Крымского леса (Слайд №7)(дети с помощью лазерного лучика находят на слайде спрятавшееся животное и называют его, подбирая прилагательные: трусливый заяц, хитрая лиса, благородный олень, сильный кабан, ленивый барсук, проворная белка, прыгучий тушканчик, осторожная косуля, щекастый хомяк, пугливый муфлон).

- Ну что ж, отдохнули? Пойдем дальше, по тропинке (дети идут друг за другом по канату).

- Мы с вами вышли на лесную поляну

(Слайд№8)

посмотрите, какие красивые цветы кругом, давайте присядем и вдохнем цветочный аромат.

Дыхательно-релаксационное упражнение «Цветок»: дети сидят на пяточках, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся).

Воспитатель: как называются первые весенние цветы? (подснежники)

(Слайд №9)

-Назовите редкие лесные растения. (Ландыш, фиалка, первоцвет, эдельвейс,

крокус, пролесок)(Слайд№10)

Д/и «Что растет в Крыму?

- А какие еще растения крымского леса вы знаете, сейчас выясним: я называю разные растения, если вы слышите название растения крымского леса – хлопаете в ладоши, если, названное мною растение не растет в крымском лесу- сидите тихонечко.

- Ребята, нам Крымуша дал фотографии весенних лесных цветов, чтобы мы их быстро нашли, но кто-то здесь все перепутал, наверное, ветер озорник. Давайте разберемся, какой цветок оказался лишним.

Дидактическая игра: «Какой цветок лишний?»

Дети выбирают и обводят в круг только цветы крымского леса.

Воспитатель: нам пора продолжить туристическую прогулку. На прощание расскажем лесу пословицу о нем.

Дети: «Лес - богатство и краса, береги свои леса».

Физкультминутка:(Слайд№11)

Раз-два-три, раз-два-три – по дорожке мы пошли (шаг марша)

Петлять тропинка начала среди высоких трав

По ней шагаем мы легко, головушку подняв (ходьба змейкой)

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали (прыжки с продвижением вперед)

Впереди течет ручей, подходите поскорей.

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем (ходьба на носках, руки в стороны)

Раз-два, раз-два (прыжки)

Позади теперь вода! (марш на месте)

Лес весенний, ты прощай и без нас не скучай (бег по кругу).

(Видеоизображение морского прибоя)…

Воспитатель: ребята, посмотрите мы с вами вышли к морскому побережью.

Ребенок: Морюшко-море прозрачное, чистое,
В волнах купается солнце лучистое.
Ты обжигаешь своею прохладою,
Прикосновению каждому рады мы.
Пеной украшены гребни лазурные,
Плещут у берега волны ажурные.

Воспитатель: давайте с вами присядем на берегу (дети садятся на расположенные полукругом перед экраном подушечки).

- Ребята, а какими морями омывается Крым? (Черным и Азовским).

- Чем эти моря отличаются друг от друга? (Черное море глубокое, вода в нем очень соленая, Азовское море меньше и мельче, вода в нем теплее и не такая соленая).

Воспитатель: каким бывает берег моря? (песчаным, каменистым). Я предлагаю вам поиграть камешками (дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Самомассаж: По нашим рукам мы камешки катаем,

Маленькие камешки бегают, как зайчики –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ну-ка, камешек, не ленись.

Обращаю внимание детей на репродукцию картины И. Левитана «Крымский пейзаж») (Слайд№12)

- Ребята, обратите внимание на эту картину, ее написал известный художник И. Левитан. Он всегда мечтал увидеть море. И мечта его сбылась - он приехал в Крым и начал писать морские пейзажи. И все его друзья-художники говорили, что из всех художников Левитан лучше всех чувствовал природу Крыма и лучше всех ее изображал.

Рассмотрите внимательно картину (дети несколько секунд под шум моря самостоятельно рассматривают репродукцию).

Воспитатель: - что изображено на картине?

- Какое настроение вызвала у вас картина?

- Какие краски использовал художник, чтобы вызвать у вас именно такие чувства?

- Обратите внимание, какую гору изобразил художник на заднем плане картины? (Медведь-гору или Аю-даг)

(Слайд № 13)- Медведь-гора

Ребенок читает стихотворение:

Медведь-гора

Лежит себе Медведь-гора,

Нос прикрывая лапой,

А рядом ходит детвора –

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь,

Хоть и зовут ее: Медведь!

Воспитатель: назовите самую высокую гору Крыма. (Роман-Кош).

(Слайд №14)

Ребенок:

Роман-Кош

Перед ним, все Крымские вершины

С почтением склонили спины

В своем величье так хорош!

Его зовем мы Роман-Кош.

Воспитатель: о какой горе я вас сейчас расскажу?

Кара-Даг

Ой, какая высота!

Сказочное диво

Золотые ворота

Проплывают мимо. (Слайд №15)

Воспитатель: а сейчас вам Маша загадает еще одну загадку про известную крымскую гору.

Ребенок: (рассказывает стихотворение-загадку, а дети договаривают).

Из моря, словно Афродита,

Взошла она кораллом-рифом.

Изваяны дождем и ветром

Зубцы красавицы…(Ай-Петри). (Слайд №16)

Воспитатель: незаметно пробежало время и нам пора возвращаться в детский сад. А в этом нам помогут слова игры «Шли по горной мы дороге». (Воспитатель с детьми встает в круг). (Слайд №17- горная дорога)

Шли по горной мы дороге

Через лес бежали.

В детсад так торопились,

Чуть не опоздали.

Воспитатель: вот мы с вами и вернулись в детский сад. (Слайд №18)- здание детского сада)

- О каких богатствах Крыма вы узнали? (Слайд №3)

Дети:

1-й ребенок: Крым – это здравница и это чудо-сад.

2-й ребенок: Крым – это фрукты, это сладкий виноград.

3-й ребенок: Крым – это море, поющее песни.

4-й ребенок: Крым – это пики вершин в поднебесье.

5-й ребенок: Крым – это степи в шуршащем ковыле.

6-й ребенок: Крым, как и солнце, один в этом мире. (рассказывая строки, дети собирают из лепестков цветок)

Воспитатель: посмотрите, какой красивый получился у нас цветок. Давайте отправим его Крымуше в благодарность за то, что он предложил нам совершить такое увлекательнейшее путешествие в природу нашего полуострова Крым!

Дети исполняют 1-й куплет песни «Мой Крым». Прощаются с гостями.

У берега моря, у Черного моря

Лежит полуостров, творенье веков.

Здесь реки и горы, леса и равнины

Легенды, сказанья и песни отцов.

Припев:

Слава тебе, мой Крым!

Счастья тебе, мой Крым!

Будь же всегда любим,

Доброй судьбой храним,

Наш полуостров – 3р Крым!





9