Тема: «Путешествие по родной сторонушке».
Цели:
Обогащать и углублять представления детей о Крыме.
Систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
Активизировать знания о морях, омывающих полуостров и самых известных горах.
Закрепить правила безопасного поведения в природе.
Продолжать знакомить с пейзажной живописью.
Расширить представления о творчестве художника И. Левитана.
Упражнять в подборе относительных прилагательных, эпитетов.
Активизировать в речи названия географических объектов (города, моря, горы).
Формировать элементарные практические навыки по использованию природных ресурсов (лесной воздух, морская галька) для самооздоровления; основы экологической культуры, позитивное ценностное отношение к природному окружению, чуткость к художественному слову, отражающему красоту Крыма.
Развивать познавательную активность, эстетическое восприятие произведений искусства, наблюдательность, воображение, мышление, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма, интерес к природе Крыма, бережное отношение к ней.
Коррекционные цели: осуществлять дифференциацию и локализацию предметов, формировать способности зрительного восприятия объектов окружающего мира, развивать глазодвигательные функции: фиксацию, глазомер и прослеживающие функции глаз.
Словарь: город-курорт, детская здравница, благодатный Крым, столица.
Предварительная работа: чтение легенд, заучивание стихотворений о Крыме; беседа «Природные зоны Крыма»; разучивание слов песни «Слава тебе, мой Крым»; рассматривание иллюстраций в книгах «Природа Крыма», «Обитатели крымского леса», репродукций И. Айвазовского, фотографий крымских пейзажей.
Оборудование: мультимедийный экран, фото природных объектов Крыма, индивидуальные карточки к д/и «Какой цветок лишний», детский рюкзак, бутылка воды, фотоаппарат, карта, спортивные кроссовки и т.д., мяч, канат, лазерный лучик, лепестки для цветка; звукозапись шум леса, аудиозапись морской прибой.
Приветствие:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.
Собрались все дети в круг: Дети встают в круг
Я – твой друг. Ребенок передает соседу справа правую руку.
И ты – мой друг. Ребенок подает соседу слева левую руку.
Крепко за руки возьмемся. Дети берутся за руки.
И друг другу улыбнемся. Улыбаются друг другу.
- Дети, смотрите, что это? Какой-то большой конверт (читаю адрес: г. Евпатория Д/с «Розочка», группа «Ромашка»). Значит письмо адресовано нам. (Слайд № 1 мальчик Крымуша)
«Здравствуйте, дети! Меня зовут Крымуша. Я предлагаю вам отправиться в турпоход по нашему краю. Отправляю вам карту. (Слайд №2 карта Крыма)
Вы на карту внимание обратите.
Вот наш дом, мы в Крыму живем!
Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!»
Крымуша
Воспитатель: (читает отрывок из стихотворения Арена Мацояна «Крым» Слайд №3):
Прекрасен Крым в любое время года.
Ласкает солнца взор иль непогода.
О скалы волны бьют, свирепа моря даль…
Подснежники цветут.
На склонах гор – миндаль.
Великолепен лес, красивы горы…
Садов бескрайние просторы
Воспитатель: какими словами можно назвать Крым? (красивый, гостеприимный, удивительный, замечательный, благодатный, великолепный…)
Обращаю внимание детей на карту Крыма. (Слайд №2)
- На что похож полуостров Крым? (вспоминаем притчу о грозди винограда)
- Что означают зеленый, коричневый, синий цвета на карте?
- Назовите столицу Крыма. Какие еще города Крыма вы знаете?
- В каком городе мы живем?
- Как называют наш город? (курорт, детская здравница).
- Почему? (да, в наш город приезжают люди не только отдохнуть, но и полечиться, оздоровиться нашим ласковым солнцем, целебным воздухом, морской водой).
Воспитатель: дети, а что нам надо взять с собой в дорогу?
Дидактическая игра: «Выбери нужный предмет»
Дети выбирают из предложенных им предметов только те, которые пригодятся им в турпоходе (бутылочка с водой, карта, удобная обувь, питание, фотоаппарат и т.д. и складывают все в рюкзак)
Воспитатель:
К хранительнице природы
Попасть совсем легко
Лететь, ползти не надо
И ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так
Один хлопок, еще хлопок,
А теперь открой поскорей глаза, дружок.
Вот мы и очутились на природе… (Слайд №4 «Лес» + звукозапись шума леса»)
Ребенок: Здравствуй, лес волшебный лес,
Полон сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы – свои.
Воспитатель: а вот и первые обитатели Крымского леса.
Глазодвигательная гимнастика:
Белка дятла поджидала (взгляд слева - направо)
Гостя вкусно угощала:
-Ну-ка, дятел, посмотри – (взгляд сверху - вниз)
Вот орехи раз-два-три!
Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)
И пошел играть в горелки (закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Воспитатель: прежде чем путешествовать по лесу, необходимо вспомнить правила поведения в природе, давайте сделаем небольшой привал. (Слайд№5)
(Дети присаживаются на пяточки: рассматривают и трактуют значение знаков «Охрана природы» - нельзя разрушать птичьи гнезда, ломать ветки кустарников и деревьев, рвать цветы, мусорить, разрушать муравейники.)
- Присмотритесь, ребята, кто-то прячется в лесу. (Слайд № 6)
- Назовите животных Крымского леса (Слайд №7)(дети с помощью лазерного лучика находят на слайде спрятавшееся животное и называют его, подбирая прилагательные: трусливый заяц, хитрая лиса, благородный олень, сильный кабан, ленивый барсук, проворная белка, прыгучий тушканчик, осторожная косуля, щекастый хомяк, пугливый муфлон).
- Ну что ж, отдохнули? Пойдем дальше, по тропинке (дети идут друг за другом по канату).
- Мы с вами вышли на лесную поляну
(Слайд№8)
посмотрите, какие красивые цветы кругом, давайте присядем и вдохнем цветочный аромат.
Дыхательно-релаксационное упражнение «Цветок»: дети сидят на пяточках, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся).
Воспитатель: как называются первые весенние цветы? (подснежники)
(Слайд №9)
-Назовите редкие лесные растения. (Ландыш, фиалка, первоцвет, эдельвейс,
крокус, пролесок)(Слайд№10)
Д/и «Что растет в Крыму?
- А какие еще растения крымского леса вы знаете, сейчас выясним: я называю разные растения, если вы слышите название растения крымского леса – хлопаете в ладоши, если, названное мною растение не растет в крымском лесу- сидите тихонечко.
- Ребята, нам Крымуша дал фотографии весенних лесных цветов, чтобы мы их быстро нашли, но кто-то здесь все перепутал, наверное, ветер озорник. Давайте разберемся, какой цветок оказался лишним.
Дидактическая игра: «Какой цветок лишний?»
Дети выбирают и обводят в круг только цветы крымского леса.
Воспитатель: нам пора продолжить туристическую прогулку. На прощание расскажем лесу пословицу о нем.
Дети: «Лес - богатство и краса, береги свои леса».
Физкультминутка:(Слайд№11)
Раз-два-три, раз-два-три – по дорожке мы пошли (шаг марша)
Петлять тропинка начала среди высоких трав
По ней шагаем мы легко, головушку подняв (ходьба змейкой)
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали (прыжки с продвижением вперед)
Впереди течет ручей, подходите поскорей.
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем (ходьба на носках, руки в стороны)
Раз-два, раз-два (прыжки)
Позади теперь вода! (марш на месте)
Лес весенний, ты прощай и без нас не скучай (бег по кругу).
(Видеоизображение морского прибоя)…
Воспитатель: ребята, посмотрите мы с вами вышли к морскому побережью.
Ребенок: Морюшко-море прозрачное, чистое,
В волнах купается солнце лучистое.
Ты обжигаешь своею прохладою,
Прикосновению каждому рады мы.
Пеной украшены гребни лазурные,
Плещут у берега волны ажурные.
Воспитатель: давайте с вами присядем на берегу (дети садятся на расположенные полукругом перед экраном подушечки).
- Ребята, а какими морями омывается Крым? (Черным и Азовским).
- Чем эти моря отличаются друг от друга? (Черное море глубокое, вода в нем очень соленая, Азовское море меньше и мельче, вода в нем теплее и не такая соленая).
Воспитатель: каким бывает берег моря? (песчаным, каменистым). Я предлагаю вам поиграть камешками (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Самомассаж: По нашим рукам мы камешки катаем,
Маленькие камешки бегают, как зайчики –
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Ну-ка, камешек, не ленись.
Обращаю внимание детей на репродукцию картины И. Левитана «Крымский пейзаж») (Слайд№12)
- Ребята, обратите внимание на эту картину, ее написал известный художник И. Левитан. Он всегда мечтал увидеть море. И мечта его сбылась - он приехал в Крым и начал писать морские пейзажи. И все его друзья-художники говорили, что из всех художников Левитан лучше всех чувствовал природу Крыма и лучше всех ее изображал.
Рассмотрите внимательно картину (дети несколько секунд под шум моря самостоятельно рассматривают репродукцию).
Воспитатель: - что изображено на картине?
- Какое настроение вызвала у вас картина?
- Какие краски использовал художник, чтобы вызвать у вас именно такие чувства?
- Обратите внимание, какую гору изобразил художник на заднем плане картины? (Медведь-гору или Аю-даг)
(Слайд № 13)- Медведь-гора
Ребенок читает стихотворение:
Медведь-гора
Лежит себе Медведь-гора,
Нос прикрывая лапой,
А рядом ходит детвора –
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора реветь,
Хоть и зовут ее: Медведь!
Воспитатель: назовите самую высокую гору Крыма. (Роман-Кош).
(Слайд №14)
Ребенок:
Роман-Кош
Перед ним, все Крымские вершины
С почтением склонили спины
В своем величье так хорош!
Его зовем мы Роман-Кош.
Воспитатель: о какой горе я вас сейчас расскажу?
Кара-Даг
Ой, какая высота!
Сказочное диво
Золотые ворота
Проплывают мимо. (Слайд №15)
Воспитатель: а сейчас вам Маша загадает еще одну загадку про известную крымскую гору.
Ребенок: (рассказывает стихотворение-загадку, а дети договаривают).
Из моря, словно Афродита,
Взошла она кораллом-рифом.
Изваяны дождем и ветром
Зубцы красавицы…(Ай-Петри). (Слайд №16)
Воспитатель: незаметно пробежало время и нам пора возвращаться в детский сад. А в этом нам помогут слова игры «Шли по горной мы дороге». (Воспитатель с детьми встает в круг). (Слайд №17- горная дорога)
Шли по горной мы дороге
Через лес бежали.
В детсад так торопились,
Чуть не опоздали.
Воспитатель: вот мы с вами и вернулись в детский сад. (Слайд №18)- здание детского сада)
- О каких богатствах Крыма вы узнали? (Слайд №3)
Дети:
1-й ребенок: Крым – это здравница и это чудо-сад.
2-й ребенок: Крым – это фрукты, это сладкий виноград.
3-й ребенок: Крым – это море, поющее песни.
4-й ребенок: Крым – это пики вершин в поднебесье.
5-й ребенок: Крым – это степи в шуршащем ковыле.
6-й ребенок: Крым, как и солнце, один в этом мире. (рассказывая строки, дети собирают из лепестков цветок)
Воспитатель: посмотрите, какой красивый получился у нас цветок. Давайте отправим его Крымуше в благодарность за то, что он предложил нам совершить такое увлекательнейшее путешествие в природу нашего полуострова Крым!
Дети исполняют 1-й куплет песни «Мой Крым». Прощаются с гостями.
У берега моря, у Черного моря
Лежит полуостров, творенье веков.
Здесь реки и горы, леса и равнины
Легенды, сказанья и песни отцов.
Припев:
Слава тебе, мой Крым!
Счастья тебе, мой Крым!
Будь же всегда любим,
Доброй судьбой храним,
Наш полуостров – 3р Крым!
9