СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Р.Р.№13 Сочинение- описание картины С.Кожина «Церковь Покрова на Нерли» (упр.240)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка урока позволить учителю подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Дети без особых затруднений смогут спрвиться с данной работой.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Р.Р.№13 Сочинение- описание картины С.Кожина «Церковь Покрова на Нерли» (упр.240)»

Русский язык   8 класс  

Тема. Р.Р.№13 Сочинение- описание картины С.Кожина «Церковь Покрова на Нерли» (упр.240)

Цель урока: образовательная: подготовить учащихся к  написанию сочинения- описания по картине С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли»;  формирование умений описать картину с использованием  средств выразительности и выражением личностного отношения к произведению искусства ; развивающая: развитие связной образной речи и обогащение словарного запаса учащихся; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие умения высказывать и обосновывать свою точку зрения; воспитывающая: воспитание уважительного, бережного отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества, чувства гордости за свой народ, его культуру и историю

Тип урока: развитие речи

Методы, формы работы: поисковый, фронтальная, выразительное чтение, устное описание, индивидуальная творческая работа, работа в группах, сообщения учащихся

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные: умение создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения ,разных типов  и стилей речи ; умение выбирать и использовать  языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в   письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности

Личностные:  осознание определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Ход урока

1. Оргмомент

2. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя о любви к Родине.

(Одним из самых святых чувств является любовь к Родине. Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего)

Как понимаете слова эпиграфа?  

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть.

К.Бальмонт

- Что позволяет нам сохранить память о прошлом? (Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего) Памятники истории и культуры)

3.Формулирование темы и целей урока

Ключевое слово «картина» (Если детей правильно направить, они сами смогут вывести тему урока).

 Объявление темы урока. 

   Об одном из таких замечательных памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12 века, о Церкви Покрова на Нерли, пойдет сегодня речь. Церковь Покрова на Нерли – жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм-лебедь плывет по волнам времени и неизменно прекрасен во все времена.  

 - Каковы же цели нашего урока? (Понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне; описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли).

4. Работа по теме урока

Слово учителя

Искусствовед Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойдённых шедевров, нет, может быть, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается, как поэма, запечатлённая в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания»

«Поэму в камне» запечатлел на своей картине и С. Кожин. ( Можно показать видеоролик)

  Краткий рассказ о художнике.  СООБЩЕНИЕ  .     Семен Леонидович Кожин родился11 марта 1979 года в Москве. Окончил Московский академический художественный лицей имени Н. В. Томского, Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, мастерскую пейзажа . Его живописные работы- это в основном пейзажи, натюрморты, исторические и жанровые картины. В последние годы Семен Леонидович много путешествует. В творческих поездках рождаются его полотна с прекраснейшими видами России, Англии, Греции, Испании, Италии и других стран. На картине Кожина Церковь Покрова на Нерли изображен значимый для россиян памятник культуры и зодчества двенадцатого века.

Рассказ об истории храма .   СООБЩЕНИЕ

История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков.  Находится храм во Владимирской области, возле поселка Боголюбово. Он был построен в 1165 г. в честь завершения похода князя Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Церковь была   визитной карточкой Владимиро - Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства. Для православных людей церковь Покрова - это настоящая святыня

Работа с картиной

Итак, мы будем работать над картиной С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли», в которой удивительным образом слились древнерусская архитектура и русская природа.

Какой тип речи мы используем, создавая сочинение?

- В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)

- Что нам для этого понадобится? (  План,  Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

СЛАЙД церкви

 ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. Коржавина, упр.240

- В центре картины Кожина мы видим белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд, и нет никакого сомнения в том, что именно она - композиционный и логический центр картины. На картине изображён не просто один из многочисленных русских храмов, а удивительный памятник архитектуры 12 века, связанный с нашей историей, культурой, поэтическими преданиями и реальными историческими лицами. Постарайтесь передать своё впечатление от храма, запечатлённого на холсте, каким он вам видится? (Это небольшой храм с луковичным куполом; маленькая церковь, словно летящая ввысь; очень лёгкий и какой-то изящный храм, белопенный, светлый, сказочно-прекрасный, удивительный, дивной красоты) Удачные примеры записываем.

Проверим, как вы составили предложения, используя выразительные средства (сравнения, олицетворения): словно белая птица, как красавица, словно лебедь, плывет над водой, белокрылая чайка, манит к себе, летит, живет века, как свеча, как чудо (предложения с тире между подлежащим и сказуемым, с согласованными и несогласованными определениями и приложениями).

  Высказываний известных людей, которые описывали свои впечатления от храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?

1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте.                                                             Л.Д.Любимов

2. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме.   В ясную погоду в речной зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.    / Ю.С.Рябцев

3. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. / Н.Н.Воронин

(Дети не только знакомятся с высказываниями творцов, но и видят и находят ИВС).

- Каждый текст индивидуален, однако в предложенных текстах описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили, что-то общее во всех что текстах, что их объединяет?

(Эти тексты объединяет восхищение перед описываемой церковью, каждому из авторов она очень нравится; все говорят о храме и о природе вокруг храма, не разделяя их; все отметили лёгкость, невесомость церкви, её стройность, красоту и совершенство).

- Вновь обратимся к картине. Как художнику удалось передать красоту, совершенство церкви на холсте? Что он для этого использовал?

Сравнения: словно свеча , невеста в  белоснежном  подвенечном платье, белоснежная лебедь, белокаменное чудо,  юная красавица-царевна, каменная сказка, поэма, запечатленная в камне.

   цвет - много светлых, спокойных красок,  

 композиция - церковь в центре картины, хотя и расположил ее художник вдали, на заднем плане,  но в обрамлении удивительной природы. Величественно возвышается на холме, окруженная цветущей природой.   Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. -Храм представляет собой единое целое с окружающей её природой.

На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как  художник пользуется в основном вертикальными линиями. Узкие окна, переходы от более широкой части к узкой, остроконечный верх купола– всё это словно вытягивает церковь вверх.

 Опишите словами, что мы видим на картине помимо церкви.

Холм…  заросший  сочной зелёной, словно изумрудной  травой

Небо…чистое,яркое голубое

Облака… лёгкие, белые

Река..  тихая зеркальная синяя гладь

(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега)

Что вы можете сказать о художнике, который написал такую картину?

(С.Кожин очень любит свою родину; написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной)

Синонимы

Картина,полотно, произведение

Автор, художник, создатель

Краски, оттенки, палитра

1.  Церковь Покрова на Нерли - удивительное  творение, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры.
Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества.

Написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной . Художник  очень любит свою родину.  В центре внимания С. Кожина не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом.  Художник  стремился изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие. Краски картины яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками. На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как  художник пользуется в основном вертикальными линиями.
Картина С. Кожина "Церковь Покрова на Нерли" вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях.   Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес.   Мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников.
Мы гордимся необыкновенным талантом древнерусских мастеров и художника С.Кожина . В душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства.
Картина позволяют нам насладиться  красотой храма, даже если воочию нам его увидеть не удастся.

  Составление плана к сочинению

Ваша задача заключается в том, чтобы написать сочинение, в котором вы будете описывать картину и размышлять над тем, что на ней изображено. Вспомните, на что мы обращаем внимание, когда описываем картину? ( О её композиции, а затем рассматриваем церковь и пейзаж, на фоне которого она изображена)

О чём вы можете рассуждать при работе над сочинением в начале, в заключении?

План  

 I.   Место картины в творчестве художникаС.Кожина.

 II.   Белокаменное чудо русского зодчества.

1. Церковь Покрова на Нерли- шедевр мирового зодчества

2. Своеобразие композиция картины С. Кожина-единство  , гармония природы и храма.

 3.Яркая красота окружающей природы

4.Величие и совершенство церкви.

5.Особенности цвета.

III. Чувства и ощущения, вызываемые картиной

Устное описание картины

Самостоятельная творческая работа на черновиках

5. Рефлексия. Итог. Чем интересен был для вас урок?  Что нового из истории нашей культуры, искусства вы узнали? Что полезного взяли для себя?

6. Домашняя работа:  написать сочинение по картине




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!