СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Просмотр содержимого документа
«Тема. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».»

Тема. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в ко­медии Н. В. Гоголя «Ревизор». 

 

Цели: 

Образовательные: показать чиновничество и его пороки; раскрыть жизненную основу комедии; помочь восьмиклассникам понять обстоятельства, при­ведшие чиновников к роковой ошибке.

Развивающие: развивать критическое мышле­ние, воссоздающее и творческое воображение.

Воспитательные: способствовать воспи­танию честности, неприятия лжи и лицемерия.

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Оборудование: «Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990»; стартовые задания на карточках для создания проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; карточки-задания для аналитической работы с текстом в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка дом. задания.

- А какова история происхождения сюжета комедии “Ревизор” ?

Перед вами тест. Решите его, Ответ запишите на листах, которые у вас лежат на столах.

Какой из вариантов происхождения сюжета комедии “Ревизор” верный:

А) придуман Гоголем;
Б) подарен автору А.С. Пушкиным;
В) взят из других источников (книг, газет).

(Вариант Б)

Кто из вас не ошибся в выборе ответа?

1.Проверка чтения 1-го действия комедии.

Задание: соста­вить план 1-го действия.

Вариант плана:

1) В уездном городе городничий сообщает чиновникам, что в их город едет ревизор.

2) Городничий дает распоряжения чиновникам, советует, каким держаться с ревизором.

3)Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин.

4) Городничий, опасаясь доноса, просит его просматривать письма.

5) Входят помещики Бобчинский и Добчинский и рассказы­вают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, похожем на ревизора.

6)Чиновники расходятся, городничий едет в гостиницу.

7)Являются Анна Андреевна и Марья Антоновна. Их любо­пытство.

2. Ответить на вопросы в учебнике.

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­нию нового материала

1. Словарная работа (обращение к словарю С. И. Ожегова):

Уездный город.

Уезд — в дореволюционной России... административно-тер­риториальная единица в составе губернии.

- Какой город имел право называться уездным? (Город, в котором есть суд, управа, учебные заведения, больница, церковь...)

- Какие учреждения есть в городе, где живут герои комедии Гоголя «Ревизор»? (Учащиеся перечисляют.) Вывод: значит, это уездный город.

- А что мы узнаем о городе, его учреждениях, его жителях? Давайте вчитаемся в текст комедии.

IV. Усвоение новых знаний

Ребята, скажите пожалуйста, а какие черты не типичны для чиновников этого города?

С этой целью выполните тест, варианты ответов запишите на листе.

Тест.

Отметьте черты характера не характерные для чиновников– персонажей комедии:

А) взяточничество;
Б) халатность;
В) страх перед начальством;
Г) глупость;
Д) гостеприимство;
Е) использование служебного положения в личных целях;
Ж) уважение;
З) добросовестность.

Самопроверка: ответ высвечивается. – (Д, Ж, З).

1. Аналитическая работа с текстом 1-го действия пьесы (в группах).

1-я группа:

Посетите уездный город.

•В каком состоянии он находится (улицы, мост...)?

•Что в нем примечательного?

•Кто возглавляет этот город?

2-я группа:

Посетите богоугодное заведение (больницу).

•Расскажите, в каком состоянии оно находится.

•Что в нем примечательного?

•Кто возглавляет больницу?

•Какие методы лечения больных используются?

3-я группа:

Посетите училище.

•Расскажите, в каком состоянии оно находится.

•Что в нем примечательного?

•Кто возглавляет училище?

•Каких учителей вы встретили?

2. «Экскурсия». Дети демонстрируют результаты работы в группах, ведя слушателей по воображаемому гоголев­скому городу.

Физкультминутка

V. Проверка понимания учащимися нового материала

1. Беседа по вопросам.

— Что мы узнаем в 1-м действии пьесы о чиновниках? Ка­кое впечатление складывается о них? Можно ли сказать, что городничий выше чиновников не только по званию, но и по каким-то другим качествам? (Должен прозвучать отрицатель­ный ответ, т. к. у городничего проявляются такие же качества, как и у других чиновников.) Что в целом мы уже можем ска­зать о чиновничестве? (Ответы учащихся основываются только на событиях 1-го действия.)

2. Стартовые задания для создания проектов по комедии

Н, В. Гоголя «Ревизор». Предполагается работа в группах или парах. Темы проектов: ( Ребята начинают работать в классе, а заканчивают проекты дома)

1) «Чиновничество и его пороки».

Основные направления проекта:

•С кем из чиновников вы встретились в комедии?

• Какие важные государственные посты занимают чиновники?

• Как чиновники используют свою власть для улучшения собственного благополучия?

• Перечислите злоупотребления властью, ими совершенные.

• Покажите типичные пороки чиновников. (Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чинов­ничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом.)

• Назовите и продемонстрируйте текстуально черты, характе­ризующие городских чиновников. (Нечестность, пошлость, убо­жество умственных интересов, низкий культурный уровень.)

2) «Хлестаков и хлестаковщина».

Основные направления проекта:

• Выделите главные черты характера Хлестакова. (Лжи­вость и хвастливость.)

•Почему именно Хлестаков считается самым широким худо­жественным обобщением Гоголя? (Как считает сам автор, каж­дый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.)

• С какой целью Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе? (Абсолютно непреднамеренно.)

• Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездны­ми чиновниками, только к середине четвертого действия начи­ная понимать, что его принимают за несколько государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? (Кажется, ничего...)

• Как и с какой целью Николай Васильевич Гоголь пока­зал в пьесе жизнь мелкого петербургского чиновничества? (Это прослеживается в сценах вранья Хлестакова: перевирая, он говорит о действительной своей жизни в Петербурге.)

• Согласны ли вы с утверждением, что «своеобразием ха­рактера Хлестакова является отсутствие характера»? (У него практически отсутствует память о прошлом и раздумья о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте ,и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего ар­тистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья.)

•Что стали называть хлестаковщиной? (Хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, безза­стенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д.)

3) «Смех — единственное "честное, благородное лицо в ко­медии"».

Основные направления проекта:

• Расшифруйте смысл эпиграфа: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

• «Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через поступки, диалоги их самих.

Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя». Докажите, что данное утверждение правильное.

• «Только смехом поражается здесь порок» (Гоголь). Проде­монстрируйте текстуально, что герои Н. В. Гоголя разоблачают­ся не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния.

• Почему Гоголь избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех? (Н. В. Гоеоль был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, ктоничего не боится».)

• Какой прием избрал автор, чтобы поразить чиновников. их пороки, устои жизни? (Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал «един­ственным честным, благородным лицом своей комедии».)

VII. Домашнее задание

Прочитать 2-е действие. Ответить на вопросы. Закончить проекты.

VIII. Подведение итогов урока

IX. Рефлексия






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!