Тема. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Цели:
Образовательные: показать чиновничество и его пороки; раскрыть жизненную основу комедии; помочь восьмиклассникам понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке.
Развивающие: развивать критическое мышление, воссоздающее и творческое воображение.
Воспитательные: способствовать воспитанию честности, неприятия лжи и лицемерия.
Тип урока: урок усвоение новых знаний.
Оборудование: «Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990»; стартовые задания на карточках для создания проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; карточки-задания для аналитической работы с текстом в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка дом. задания.
- А какова история происхождения сюжета комедии “Ревизор” ?
Перед вами тест. Решите его, Ответ запишите на листах, которые у вас лежат на столах.
Какой из вариантов происхождения сюжета комедии “Ревизор” верный:
А) придуман Гоголем;
Б) подарен автору А.С. Пушкиным;
В) взят из других источников (книг, газет).
(Вариант Б)
Кто из вас не ошибся в выборе ответа?
1.Проверка чтения 1-го действия комедии.
Задание: составить план 1-го действия.
Вариант плана:
1) В уездном городе городничий сообщает чиновникам, что в их город едет ревизор.
2) Городничий дает распоряжения чиновникам, советует, каким держаться с ревизором.
3)Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин.
4) Городничий, опасаясь доноса, просит его просматривать письма.
5) Входят помещики Бобчинский и Добчинский и рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, похожем на ревизора.
6)Чиновники расходятся, городничий едет в гостиницу.
7)Являются Анна Андреевна и Марья Антоновна. Их любопытство.
2. Ответить на вопросы в учебнике.
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Словарная работа (обращение к словарю С. И. Ожегова):
Уездный город.
Уезд — в дореволюционной России... административно-территориальная единица в составе губернии.
- Какой город имел право называться уездным? (Город, в котором есть суд, управа, учебные заведения, больница, церковь...)
- Какие учреждения есть в городе, где живут герои комедии Гоголя «Ревизор»? (Учащиеся перечисляют.) Вывод: значит, это уездный город.
- А что мы узнаем о городе, его учреждениях, его жителях? Давайте вчитаемся в текст комедии.
IV. Усвоение новых знаний
Ребята, скажите пожалуйста, а какие черты не типичны для чиновников этого города?
С этой целью выполните тест, варианты ответов запишите на листе.
Тест.
Отметьте черты характера не характерные для чиновников– персонажей комедии:
А) взяточничество;
Б) халатность;
В) страх перед начальством;
Г) глупость;
Д) гостеприимство;
Е) использование служебного положения в личных целях;
Ж) уважение;
З) добросовестность.
Самопроверка: ответ высвечивается. – (Д, Ж, З).
1. Аналитическая работа с текстом 1-го действия пьесы (в группах).
1-я группа:
Посетите уездный город.
•В каком состоянии он находится (улицы, мост...)?
•Что в нем примечательного?
•Кто возглавляет этот город?
2-я группа:
Посетите богоугодное заведение (больницу).
•Расскажите, в каком состоянии оно находится.
•Что в нем примечательного?
•Кто возглавляет больницу?
•Какие методы лечения больных используются?
3-я группа:
Посетите училище.
•Расскажите, в каком состоянии оно находится.
•Что в нем примечательного?
•Кто возглавляет училище?
•Каких учителей вы встретили?
2. «Экскурсия». Дети демонстрируют результаты работы в группах, ведя слушателей по воображаемому гоголевскому городу.
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
1. Беседа по вопросам.
— Что мы узнаем в 1-м действии пьесы о чиновниках? Какое впечатление складывается о них? Можно ли сказать, что городничий выше чиновников не только по званию, но и по каким-то другим качествам? (Должен прозвучать отрицательный ответ, т. к. у городничего проявляются такие же качества, как и у других чиновников.) Что в целом мы уже можем сказать о чиновничестве? (Ответы учащихся основываются только на событиях 1-го действия.)
2. Стартовые задания для создания проектов по комедии
Н, В. Гоголя «Ревизор». Предполагается работа в группах или парах. Темы проектов: ( Ребята начинают работать в классе, а заканчивают проекты дома)
1) «Чиновничество и его пороки».
Основные направления проекта:
•С кем из чиновников вы встретились в комедии?
• Какие важные государственные посты занимают чиновники?
• Как чиновники используют свою власть для улучшения собственного благополучия?
• Перечислите злоупотребления властью, ими совершенные.
• Покажите типичные пороки чиновников. (Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом.)
• Назовите и продемонстрируйте текстуально черты, характеризующие городских чиновников. (Нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, низкий культурный уровень.)
2) «Хлестаков и хлестаковщина».
Основные направления проекта:
• Выделите главные черты характера Хлестакова. (Лживость и хвастливость.)
•Почему именно Хлестаков считается самым широким художественным обобщением Гоголя? (Как считает сам автор, каждый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.)
• С какой целью Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе? (Абсолютно непреднамеренно.)
• Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? (Кажется, ничего...)
• Как и с какой целью Николай Васильевич Гоголь показал в пьесе жизнь мелкого петербургского чиновничества? (Это прослеживается в сценах вранья Хлестакова: перевирая, он говорит о действительной своей жизни в Петербурге.)
• Согласны ли вы с утверждением, что «своеобразием характера Хлестакова является отсутствие характера»? (У него практически отсутствует память о прошлом и раздумья о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте ,и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья.)
•Что стали называть хлестаковщиной? (Хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д.)
3) «Смех — единственное "честное, благородное лицо в комедии"».
Основные направления проекта:
• Расшифруйте смысл эпиграфа: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
• «Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через поступки, диалоги их самих.
Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя». Докажите, что данное утверждение правильное.
• «Только смехом поражается здесь порок» (Гоголь). Продемонстрируйте текстуально, что герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния.
• Почему Гоголь избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех? (Н. В. Гоеоль был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, ктоничего не боится».)
• Какой прием избрал автор, чтобы поразить чиновников. их пороки, устои жизни? (Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал «единственным честным, благородным лицом своей комедии».)
VII. Домашнее задание
Прочитать 2-е действие. Ответить на вопросы. Закончить проекты.
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия