План-конспект урока русской литературы в 7 классе
____________________________
Тема: Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии
Цель и задачи:
- создание условий для глубокого и философского прочтения литературного произведения;
- способствовать совершенствованию навыка аналитического чтения, вдумчивому отношению к различным приемам создания художественного образа в произведении; осмысленному применению знаний по теории литературы;
- содействовать развитию речевой компетентности учащихся; совершенствованию навыков выразительного чтения; умению самостоятельно работать с литературным и литературоведческим материалом; совершенствованию навыков представления проектных работ; анализа текста;
- пробудить интерес к глубокому осмыслению прочитанного; воспитывать правильное отношение к порокам общества; чувство ответственности, коллективизма, доброты, отзывчивости; обогащение нравственно-эстетического опыта учащихся.
Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации
Технология: информационно-коммуникативная
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: мультимедийная презентация, портрет Н.В.Гоголя, тестовые задания, портреты литературных героев комедии, записи на доске, раздаточный материал, словари, текст повести, эпиграф (записан на доске):
Хлестакову принадлежит главная роль
в действии. Около него обращаются все
прочие лица, как планеты около солнца.
Ю. Манн
Ход урока
1. Организационный момент
2. Эмоциональный настрой на урок
- Рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто, может быть, не выспался, тех, кто готов рассуждать и анализировать; тех, кто немножко волнуется; тех, кто прочитал дома произведение Гоголя; тех, кто небезразличен к проблемам других. Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.
3. Актуализация знаний
- Сегодня я приглашаю вас в театр. Сегодня у нас дают «Ревизора» Н.В.Гоголя. Слайд 1
- А как известно, в театр необходим билет. В качестве билета вам предлагается выполнить задание на листочках - решите тестовые задания (раздаточный материал)
1. Кто из присутствующих на премьере воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»
a) А.С. Пушкин
б) Император Николай I
в) Губернатор Петербурга
2. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?
a) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»
в) «Береги честь смолоду».
г) «Стрелялись мы».
3. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»
a) о Бобчинском и Добчинском
б) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике
в) о Захаре и Осипе
г) о Городничем и Хлестакове
4. Отметьте черту, которая не характерна для чиновников – персонажей комедии
a) Взяточничество
б) Халатность
в) Страх перед начальством
г) Гостеприимство
д) Глупость
е) Использование служебного положения
5. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
a) пояснение
б) ремарка
в) сопровождение
г) ссылка
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по слайдам
Слайд 2
1) б
Слайд 3
2) а
Слайд 4
3) а
Слайд 5
4) г
Слайд 6
5) б
4. Сообщение темы урока, постановка цели, задач
- Итак, билеты куплены, места заняты. Занавес открывается. Слайд 7. (сцена «Хвастовства Хлестакова» из комедии ). Что же вы видите на сцене? (Обман, хвастовство Хлестакова).
- Вы назвали такие понятия как обман, хвастовство. А это какие качества? Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
- Тема нашего урока Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Слайд 8
- По опорным словам определите цели урока Слайд 9:
- Исследовать … (историческую эпоху, показанную Н.В.Гоголем в комедии «Ревизор»);
- Раскрыть (выявить)… (основные черты чиновников)
- Сравнить (сопоставить) … (события комедии и действительности).
5. Вступление
- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (зачитывают учащиеся с доски).
- Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы учащихся).
- Кто это прочие лица? (чиновники)
- Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе? ( По словарю А. И. Ожегова: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».) Слайд 10.
- Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя нам представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии, как мы уже успели убедиться, держатся вместе. Как вы считаете, почему? (Общие грешки и страх перед ревизором.)
6. Основная часть
1) Характеристика героев («записочки») работа в парах (пары образуются по цвету билетиков)
(На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии: Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин; Артемий Филиппович Земляника; Лука Лукич Хлопов; Иван Кузьмич Шпекин.
Ученики вытягивают свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого ученика: найти «хозяина» художественной детали и приклеить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает.)
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
- «Человек, прочитавший 5 или 6 книг».
- Берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит.
- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
- Судья, коллежский асессор.
- С 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.
- Предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.
Артемий Филиппович Земляника
- У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.
- Попечитель богоугодных заведений.
- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут».
- «Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
- «Совершенная свинья в ермолке».
Лука Лукич Хлопов
- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.
- Смотритель училищ.
- Имеет чин титулярного советника.
- «Протухнул насквозь луком
- Один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».
Иван Кузьмич Шпекин
- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую».
- «Простодушный до наивности человек».
- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает».
- В разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с».
- Почмейстер, надворный советник.
- В 4 действии чиновники приходят на приём к Хлестакову. А с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления "ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)
2) Словарная работа
- Ребята, знакомо ли вам значение слова «взятка»?
Слайд 11 (Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)
- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово "взятка” на просторечие "подсунуть”?
- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело? (Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.) Чиновники убеждены, что ревизору необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между 4-х глаз… чтобы и уши не слыхали…» (Артемий Филиппович). Цель этих взяток весьма практическая: защитить, предохранить своё ведомство от ревизий и обезопасить себя. Так к активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.
- Какое чувство испытывают они перед ревизором?
- Кто первый предлагает "подсунуть”? (Судья)
3) Чтение по ролям
судья и Хлестаков Явление 3
- Цель этих взяток? (Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий) Явление 3.
- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?
Почтмейстер и Хлестаков Явление 4
- Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу) Какова его речь? (Бессвязное бормотание)
Словарная работа.
- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова "пафос”.
Слайд 12
ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)
Хлопов и Хлестаков Явление 5
- Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)
Земляника и Хлестаков Явление 6
- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих "друзей”? (Земляника последний из чиновников, его невозможно проверить).
7. Обобщение, закрепление (работа в 2 группах)
- Я предлагаю вам прогуляться по театральному фойе. Тем более, что сегодня здесь проходит день вопросов по комедии «Ревизор» (Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного чиновника.)
Земляника Слайд 13
- Земляника дал Хлестакову самую большую взятку по сравнению с другими чиновниками. Почему же, по-вашему, в последнем действии пьесы он, вслед за Ляпкиным-Тяпкиным, сообщает, что дал Хлестакову 300 рублей? Как это характеризует Землянику?
Ляпкин-Тяпкин Слайд 14
- Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?
- Как обстоят дела в присутственных местах?
Хлопов:
-Как обстоят дела в учебных заведениях города?
-Что можно рассказать о его учителях?
Обобщение:
- Мы поработали с образами чиновников, каждый из которых по-своему смешон, но нечестны все они одинаково. Скажите ещё раз, какие пороки чиновников раскрыл в своей комедии Гоголь?
- Эта пьеса написана уже давно, в ней раскрываются события далёких лет, а как вы думаете, почему она до сих пор является актуальной?
Работа с гоголевским текстом «Развязка «Ревизора», который он написал в 1846г.
Изучите текст, выделите ключевые фразы (раздаточный материал)
Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы, где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произносит над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духа спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе!
Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия . Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется . Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! Клянусь, душевный город стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их . Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти. Смехом, который создан на то, чтобы смеяться надо всем, «что позорит истинную красоту человека...»
8. .Подведение итогов урока
Вывод учащихся:
Закончите фразу «Самый главный ревизор-...
- Самый главный ревизор – совесть человека, и «перед этим ревизором ничто не укроется».
9. Домашнее задание
Время истекло. Занавес опускается.
Домашнее задание Слайд 16
Подготовить характеристику образа Хлестакова;
5 уровень - письменно ответить на вопрос «Каким я хочу видеть свой душевный город?»
10. Комментированное выставление оценок
11. Рефлексия Слайд 17
«Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ
А – активный участник
Б – более-менее участвовал
В - воодушевился
Г – горжусь собой
Д – достиг поставленной цели
Е – есть!
1. Кто из присутствующих на премьере воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»
a) А.С. Пушкин
б) Император Николай I
в) Губернатор Петербурга
2. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?
a) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»
в) «Береги честь смолоду».
г) «Стрелялись мы».
3. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»
a) о Бобчинском и Добчинском
б) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике
в) о Захаре и Осипе
г) о Городничем и Хлестакове
4. Отметьте черту, которая не характерна для чиновников – персонажей комедии
a) Взяточничество
б) Халатность
в) Страх перед начальством
г) Гостеприимство
д) Глупость
е) Использование служебного положения
5. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
a) пояснение
б) ремарка
в) сопровождение
г) ссылка
1. Кто из присутствующих на премьере воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»
a) А.С. Пушкин
б) Император Николай I
в) Губернатор Петербурга
2. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?
a) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»
в) «Береги честь смолоду».
г) «Стрелялись мы».
3. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»
a) о Бобчинском и Добчинском
б) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике
в) о Захаре и Осипе
г) о Городничем и Хлестакове
4. Отметьте черту, которая не характерна для чиновников – персонажей комедии
a) Взяточничество
б) Халатность
в) Страх перед начальством
г) Гостеприимство
д) Глупость
е) Использование служебного положения
5. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
a) пояснение
б) ремарка
в) сопровождение
г) ссылка
- «Человек, прочитавший 5 или 6 книг».
- Берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит.
- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
- Судья, коллежский асессор.
- С 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.
- Предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.
- У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.
- Попечитель богоугодных заведений.
- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут».
- «Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
- «Совершенная свинья в ермолке».
- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.
- Смотритель училищ.
- Имеет чин титулярного советника.
- «Протухнул насквозь луком.
- Один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».
- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую».
- «Простодушный до наивности человек».
- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает».
- В разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с».
- Почтмейстер, надворный советник.
Земляника
Земляника дал Хлестакову самую большую взятку по сравнению с другими чиновниками. Почему же, по-вашему, в последнем действии пьесы он, вслед за Ляпкиным-Тяпкиным, сообщает, что дал Хлестакову 300 рублей? Как это характеризует Землянику?
Ляпкин-Тяпкин
- Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?
- Как обстоят дела в присутственных местах?
Хлопов
- Как обстоят дела в учебных заведениях города?
- Что можно рассказать о его учителях?
Изучите текст, выделите ключевые фразы
Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы, где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произносит над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духа спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе!
Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия . Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется . Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! Клянусь, душевный город стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их . Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти. Смехом, который создан на то, чтобы смеяться надо всем, «что позорит истинную красоту человека...»
Изучите текст, выделите ключевые фразы
Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы, где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произносит над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духа спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе!
Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия . Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется . Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! Клянусь, душевный город стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их . Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти. Смехом, который создан на то, чтобы смеяться надо всем, «что позорит истинную красоту человека...»
Лука Лукич Хлопов
Иван Кузьмич Шпекин