СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы по теме "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии В.Н.Гоголя "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Цель и задачи: - создание условий для глубокого и философского прочтения литературного произведения; - способствовать совершенствованию навыка аналитического чтения, вдумчивому отношению к различным приемам создания художественного образа в произведении; осмысленному применению знаний по теории литературы; - содействовать развитию речевой компетентности учащихся; совершенствованию навыков выразительного чтения; умению самостоятельно работать с литературным и литературоведческим материалом; совершенствованию навыков представления проектных работ; анализа текста; - пробудить интерес к глубокому осмыслению прочитанного; воспитывать правильное отношение к порокам общества; чувство ответственности, коллективизма, доброты, отзывчивости; обогащение нравственно-эстетического опыта учащихся. Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации Технология: информационно-коммуникативная Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы по теме "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии В.Н.Гоголя "Ревизор"»

План-конспект урока русской литературы в 7 классе

____________________________

Тема: Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии

Цель и задачи:

- создание условий для глубокого и философского прочтения литературного произведения;

- способствовать совершенствованию навыка аналитического чтения, вдумчивому отношению к различным приемам создания художественного образа в произведении; осмысленному применению знаний по теории литературы;

- содействовать развитию речевой компетентности учащихся; совершенствованию навыков выразительного чтения; умению самостоятельно работать с литературным и литературоведческим материалом; совершенствованию навыков представления проектных работ; анализа текста;

- пробудить интерес к глубокому осмыслению прочитанного; воспитывать правильное отношение к порокам общества; чувство ответственности, коллективизма, доброты, отзывчивости; обогащение нравственно-эстетического опыта учащихся.

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации

Технология: информационно-коммуникативная

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет Н.В.Гоголя, тестовые задания, портреты литературных героев комедии, записи на доске, раздаточный материал, словари, текст повести, эпиграф (записан на доске):

Хлестакову принадлежит главная роль
в действии. Около него обращаются все
прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн

Ход урока

1. Организационный момент

2. Эмоциональный настрой на урок

- Рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто, может быть, не выспался, тех, кто готов рассуждать и анализировать; тех, кто немножко волнуется; тех, кто прочитал дома произведение Гоголя; тех, кто небезразличен к проблемам других. Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.

3. Актуализация знаний

- Сегодня я приглашаю вас в театр. Сегодня у нас дают «Ревизора» Н.В.Гоголя. Слайд 1

- А как известно, в театр необходим билет. В качестве билета вам предлагается выполнить задание на листочках - решите тестовые задания (раздаточный материал)

1. Кто из присутствующих на премьере воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

a) А.С. Пушкин

б) Император Николай I

в) Губернатор Петербурга


2. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

a) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».


3. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и  чрезвычайно  много  помогают  жестами и руками»

a) о Бобчинском и Добчинском

б) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

в) о Захаре и Осипе

г) о Городничем и Хлестакове

4. Отметьте черту, которая не характерна для чиновников – персонажей комедии

a) Взяточничество

б) Халатность

в) Страх перед начальством

г) Гостеприимство

д) Глупость

е) Использование служебного положения


5. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

a) пояснение

б) ремарка

в) сопровождение

г) ссылка

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по слайдам

Слайд 2

1) б

Слайд 3

2) а

Слайд 4

3) а

Слайд 5

4) г

Слайд 6

5) б

4. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

- Итак, билеты куплены, места заняты. Занавес открывается. Слайд 7. (сцена «Хвастовства Хлестакова» из комедии ). Что же вы видите на сцене? (Обман, хвастовство Хлестакова).

- Вы назвали такие понятия как обман, хвастовство. А это какие качества? Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- Тема нашего урока Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Слайд 8

- По опорным словам определите цели урока Слайд 9:

- Исследовать … (историческую эпоху, показанную Н.В.Гоголем в комедии «Ревизор»);

- Раскрыть (выявить)… (основные черты чиновников)

- Сравнить (сопоставить) … (события комедии и действительности).

5. Вступление

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (зачитывают учащиеся с доски).

- Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы учащихся).

- Кто это прочие лица? (чиновники)

- Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе? ( По словарю А. И. Ожего­ва: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».) Слайд 10.

- Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сего­дняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и ду­шевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя нам представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Интересно, что чи­новники на протяжении практически всего развития действия комедии, как мы уже успели убедиться, держатся вместе. Как вы считаете, почему? (Общие грешки и страх перед ревизором.)

6. Основная часть

1) Характеристика героев («записочки») работа в парах (пары образуются по цвету билетиков)

(На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии: Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин; Артемий Филиппович Земляника; Лука Лукич Хлопов; Иван Кузьмич Шпекин.

Ученики вытягивают свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, харак­теристики того или иного чиновника. Задача каждого ученика: найти «хозяина» художественной детали и приклеить свой лис­ток на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает.)

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

- «Человек, прочитавший 5 или 6 книг».

- Берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в цер­ковь не ходит.

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и са­пом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

- Судья, коллежский асессор.

- С 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

- Предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.


Артемий Филиппович Земляника

- У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- Попечитель богоугодных заведений.

- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут».

- «Человек простой: если умрет, так умрет; если выздорове­ет, то и так выздоровеет».

- «Совершенная свинья в ермолке».


Лука Лукич Хлопов

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Смотритель училищ.

- Имеет чин титулярного советника.

- «Протухнул насквозь луком

- Один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».


Иван Кузьмич Шпекин

- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую».

- «Простодушный до наивности человек».

- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запу­щении, посылки задерживает».

- В разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с».

- Почмейстер, надворный советник.


- В 4 действии чиновники приходят на приём к Хлестакову. А с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления "ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

2) Словарная работа

- Ребята, знакомо ли вам значение слова «взятка»?

Слайд 11 (Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово "взятка” на просторечие "подсунуть”?

- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело? (Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.) Чиновники убеждены, что ревизору необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между 4-х глаз… чтобы и уши не слыхали…» (Артемий Филиппович). Цель этих взяток весьма практическая: защитить, предохранить своё ведомство от ревизий и обезопасить себя. Так к активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.

- Какое чувство испытывают они перед ревизором?

- Кто первый предлагает "подсунуть”? (Судья)

3) Чтение по ролям

судья и Хлестаков Явление 3

- Цель этих взяток? (Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий) Явление 3.

- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Почтмейстер и Хлестаков Явление 4

- Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу) Какова его речь? (Бессвязное бормотание)

Словарная работа.

- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова "пафос”.

Слайд 12

ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Хлопов и Хлестаков Явление 5

- Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)

Земляника и Хлестаков Явление 6

- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих "друзей”? (Земляника последний из чиновников, его невозможно проверить).

7. Обобщение, закрепление (работа в 2 группах)

- Я предлагаю вам прогуляться по театральному фойе. Тем более, что сегодня здесь проходит день вопросов по комедии «Ревизор» (Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного чиновника.)

Земляника Слайд 13

- Земляника дал Хлестакову самую большую взятку по сравнению с другими чиновниками. Почему же, по-вашему, в последнем действии пьесы он, вслед за Ляпкиным-Тяпкиным, сообщает, что дал Хлестакову 300 рублей? Как это характеризует Землянику?

Ляпкин-Тяпкин Слайд 14

- Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?

- Как обстоят дела в присутственных местах?

Хлопов:

-Как обстоят дела в учебных заведениях города?

-Что можно рассказать о его учителях?

Обобщение:

- Мы поработали с образами чиновников, каждый из которых по-своему смешон, но нечестны все они одинаково. Скажите ещё раз, какие пороки чиновников раскрыл в своей комедии Гоголь?

- Эта пьеса написана уже давно, в ней раскрываются события далёких лет, а как вы думаете, почему она до сих пор является актуальной?

Работа с гоголевским текстом «Развязка «Ревизо­ра», который он написал в 1846г.

Изучите текст, выделите ключевые фразы (раздаточный материал)

Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы, где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произносит над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духа спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе!

Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия . Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется . Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! Клянусь, душевный город стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их . Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти. Смехом, который создан на то, чтобы смеяться надо всем, «что позорит истинную красоту человека...»

8. .Подведение итогов урока

Вывод учащихся:

Закончите фразу «Самый главный ревизор-...

- Самый главный ревизор – совесть человека, и «перед этим ревизором ничто не укроется».

9. Домашнее задание

Время истекло. Занавес опускается.

Домашнее задание Слайд 16

Подготовить характеристику образа Хлестакова;

5 уровень - письменно ответить на вопрос «Каким я хочу видеть свой душевный город?»

10. Комментированное выставление оценок

11. Рефлексия Слайд 17

«Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ

А – активный участник

Б – более-менее участвовал

В - воодушевился

Г – горжусь собой

Д – достиг поставленной цели

Е – есть!






























1. Кто из присутствующих на премьере воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

a) А.С. Пушкин

б) Император Николай I

в) Губернатор Петербурга

2. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

a) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

3. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и  чрезвычайно  много  помогают  жестами и руками»

a) о Бобчинском и Добчинском

б) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

в) о Захаре и Осипе

г) о Городничем и Хлестакове

4. Отметьте черту, которая не характерна для чиновников – персонажей комедии

a) Взяточничество

б) Халатность

в) Страх перед начальством

г) Гостеприимство

д) Глупость

е) Использование служебного положения

5. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

a) пояснение

б) ремарка

в) сопровождение

г) ссылка


1. Кто из присутствующих на премьере воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

a) А.С. Пушкин

б) Император Николай I

в) Губернатор Петербурга

2. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

a) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

3. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и  чрезвычайно  много  помогают  жестами и руками»

a) о Бобчинском и Добчинском

б) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

в) о Захаре и Осипе

г) о Городничем и Хлестакове

4. Отметьте черту, которая не характерна для чиновников – персонажей комедии

a) Взяточничество

б) Халатность

в) Страх перед начальством

г) Гостеприимство

д) Глупость

е) Использование служебного положения

5. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

a) пояснение

б) ремарка

в) сопровождение

г) ссылка


- «Человек, прочитавший 5 или 6 книг».

- Берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в цер­ковь не ходит.

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и са­пом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

- Судья, коллежский асессор.

- С 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

- Предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.




- У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- Попечитель богоугодных заведений.

- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут».

- «Человек простой: если умрет, так умрет; если выздорове­ет, то и так выздоровеет».

- «Совершенная свинья в ермолке».






- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Смотритель училищ.

- Имеет чин титулярного советника.

- «Протухнул насквозь луком.

- Один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».





- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую».

- «Простодушный до наивности человек».

- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запу­щении, посылки задерживает».

- В разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с».

- Почтмейстер, надворный советник.


Земляника

Земляника дал Хлестакову самую большую взятку по сравнению с другими чиновниками. Почему же, по-вашему, в последнем действии пьесы он, вслед за Ляпкиным-Тяпкиным, сообщает, что дал Хлестакову 300 рублей? Как это характеризует Землянику?


Ляпкин-Тяпкин

- Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?

- Как обстоят дела в присутственных местах?


Хлопов

- Как обстоят дела в учебных заведениях города?

- Что можно рассказать о его учителях?





















Изучите текст, выделите ключевые фразы

Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы, где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произносит над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духа спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе!

Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия . Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется . Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! Клянусь, душевный город стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их . Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти. Смехом, который создан на то, чтобы смеяться надо всем, «что позорит истинную красоту человека...»


Изучите текст, выделите ключевые фразы

Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы, где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произносит над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духа спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе!

Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия . Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется . Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! Клянусь, душевный город стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их . Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти. Смехом, который создан на то, чтобы смеяться надо всем, «что позорит истинную красоту человека...»




Лука Лукич Хлопов




Иван Кузьмич Шпекин














Скачать

© 2016 3270 146

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!