Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 комбинированного вида»
(Детский сад № 12)
623401, Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул.Лесная, 10
Тема: «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя - логопеда»
Авторы: педагоги Попова Елена Владимировна
Корякова Наталья Васильевна
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава.
Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.
Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
Не развитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению.
Цель проекта: Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы.
Задачи проекта:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.
Создать педагогические условия для реализации проекта.
Разработать технологию логопедической работы по развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями в условиях ДОУ.
Подобрать дидактический материал для использования в логопедической работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Анализ результативности, перспективность проекта.
Проект является практико-ориентированный, включает в себя тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, основан на принципах современной педагогики: 1) деятельностный подход, 2) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены.
В проекте используются методы и приемы:
1) игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, режиссерские, драматизацию;
2) передача литературных текстов по ролям.
3) инсценировка стихов, произведений УНТ
Результат реализации проекта:
В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки:
- владение речевым этикетом;
- запрос информации;
- реплицирование;
- составление диалога.
Проект способствовал развитию диалогической речи у детей с ОНР.
Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшились количество логических ошибок в составлении диалогов.
В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме у большинства воспитанников наладились взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А.Г. Рузской, является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.
На специальных занятиях по развитию диалогической речи используется прием подготовленной беседы. Подготовленная беседа направлена на то, чтобы научить детей выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а так же отработать произносительные и грамматические навыки, уточнить смысл известных слов.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли.
Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.
Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания.
Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:
1) любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;
2) передачу литературных текстов по ролям.
Литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество небылиц, потешек
1.Подвижные игры с текстом, содержащие диалог.
2.Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
3.Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений
Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки.
4.Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
5.Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем.
Все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
Коррекционная задача. Научить играть в сюжетно-ролевые игры, планировать сюжет, брать на себя роль, активизировать речь, диалог - непосредственную, природную форму речи человека.
Предполагаемый результат:
Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшится количество логических ошибок в составлении диалогов.
В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме у большинства воспитанников улучшится взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Проект может использоваться учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР.
Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители.
П
роект может использоваться учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР.