ОБЖ
Тема: Репродуктивное здоровье.
Цель урока. Сформировать у учащихся представление о репродуктивном здоровье как составляющей здоровья человека и общества, о связи репродуктивного здоровья с воспроизводством населения и обеспечением демографической безопасности государства.
Целевые установки урока
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
-
уметь извлекать необходимую информацию при изучении демонстрационных таблиц, иллюстраций учебника и электронного приложения к нему;
-
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
-
усвоить, что лучшей социальной конструкцией, обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья;
-
формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.
Оборудование
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
-
Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
-
Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
-
Почему здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью ?
-
Какова роль физических и социальных факторов в отношении здоровья человека ?
-
Какова роль духовных факторов в отношении состояния здоровья человека ?
-
Какое определение здоровья дано в Уставе ВОЗ ?
Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. ("психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции" )
Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).
Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.
Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.
В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:
-
соблюдать принципы здорового образа жизни;
-
регулировать свое сексуальное влечение и поведение;
-
сохранять свое репродуктивное здоровье;
-
уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;
-
владеть эмоциональной регуляцией.
Пол человека закладывается уже в первые недели внутриутробного развития плода. На восьмой неделе, когда плод весит около четырех граммов, начинают формироваться половые органы. Очевидные внешние отличия мальчиков и девочек – это результат работы половых гормонов, синтезируемых половыми железами. Мужские половые гормоны называются андрогены, а женские – эстрогены. Андрогены и эстрогены изначально присутствуют в организме противоположных полов, однако способность к размножению достигается только по завершении процесса полового созревания.
Преобладание эстрогенов в женском организме обусловливает циклические процессы, осуществляющиеся при участии центральной нервной системы. Еще в период полового созревания у девочек за счет гормонов округляются контуры тела, увеличивается грудь, кости таза становятся шире – таким образом их организм постепенно готовится к выполнению будущей функции воспроизводства.
Мужской организм за счет андрогенов крепче женского, хотя не всегда выносливее. Неслучайно важнейшую миссию вынашивания ребенка природа возложила именно на женщину.
Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.
Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека.
Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи.
Планирование семьи необходимо для реализации следующих задач:
-
рождение желанных здоровых детей;
-
сохранение здоровья женщины;
-
достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;
-
осуществление жизненных планов.
Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи – это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным правом каждого человека.
Планирование семьи помогает супругам сознательно выбирать количество детей в семье, примерные сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.
Оптимальный возраст для рождения детей – 20 – 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здо ровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 – 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт – это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контра цепции (предупреждение нежелательной беременности).
Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.
На репродуктивную функцию негативно влияет стресс, особенно хронический, качество питания, образ жизни Подобное бывает не только при действии чрезмерных факторов, но и при токсикозах у беременных, когда адаптация к изменениям во время беременности становится недостаточной из-за низкого уровня физического здоровья матери.
Курение отражается на сексуальном здоровье, влияет на обмен половых гормонов Н Ширрен установил, что у людей, курящих сексуальная активность вдвое ниже
Алкоголь несколько повышает сексуальные желания, поскольку снимает тормозящее влияние воспитания и внешней среды, но нарушает эрекцию В Шекспир в \"Мак-бета\" писал: \"выпивка способствует желанию, но лишает яе возможностиавляє можливості".
Чем больше человек пьет, тем меньше у нее половых сил, ухудшается качество половых клеток. Под воздействием больших доз алкоголя меняется проявление половых рефлексов
Человеческая сексуальность может приносить не только радость и счастье, но и великие страдания, поскольку многие инфекционных болезней передается половым путем Эти болезни называются венерическими Большинство ни их излечивается, если вовремя поставить диагноз, но повреждения, вызванные их возбудителями, сказываются на репродуктивном здоровье'ї.
Сексуально активные люди, часто меняют партнеров, должны периодически проходить медицинское обследование, особенно после смены сексуального партнера, не заниматься самолечением.
Вывод: чтобы сохранить репродуктивное здоровье, надо следовать здоровому образу жизни, хорошо и правильно питаться, не пить, не курить, не заболевать инфекционными болезнями передаваемых половым путем (помните о их последствиях), использовать контрацептивы ( если делать аборт, то тоже не факт, что все закончится благополучно).
Просмотр видеофильма « Планирование семьи»
Контроль и оценка достижений
1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
3. Какова роль физических факторов в отношении состояния здоровья человека?
4. Какова роль социальных факторов в отношении состояния здоровья человека?
5. Какова роль духовных факторов в отношении состояния здоровья человека?
-
Что следует понимать под репродуктивным здоровьем?
-
Назовите основные критерии, которые определяют репродуктивное здоровье человека и общества.
-
Дайте общую характеристику репродуктивного здоровья российского общества.
-
Какова роль семьи в формировании репродуктивного здоровья?
-
Какую роль играет индивидуальное здоровье человека на формирование репродуктивного здоровья общества?
Домашнее задание
-
Изучить § 8.3 учебника, ответить на вопросы и
-
выполнить задания из разделов «Проверьте себя», «После уроков», «Практикум».
-
Выполнить задания № 1—4 к подразделу 8.3 из рабочей тетради.