СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Родины в лирике А. Ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Родины в лирике Ахматовой.

Просмотр содержимого документа
«Тема Родины в лирике А. Ахматовой»

Тема урока:

Тема Родины в лирике Ахматовой.

Цели урока: развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой; развить навыки анализа стихотворений; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение: портреты Ахматовой, сборники её стихов.

Методы проведения урока: лекция с элементами беседы, индивидуальный и фронтальный опрос, анализ стихотворений.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока


  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

1.Опрос.

- Каковы особенности раскрытия темы любви в ранней лирике Ахматовой?

2. Чтение стихотворений наизусть. Чтение 2-3 анализов стихотворений.

Слово учителя.

На предыдущем уроке в числе других прозвучало стихотворение Ахматовой «Молитва». Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути следует по праву считать её стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», написанное в 1917 г. В этом стихотворении Ахматова по существу выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания. В нем нет понимания революции, нет её принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила, но уже сделала главный свой выбор: осталась со своей страной, со своим народом.

В 1921 году расстрелян её муж, поэт Николай Гумилёв. В 30-е годы волна сталинских репрессий настигла и Ахматову. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилёв. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобождённый Ленинград.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. Но Ахматова никогда не мечтала уехать из своей страны. Она считает бегство предательством:

Не с теми я , кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

…………….

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

- В каком стиле написано это стихотворение? (в высоком)

- Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

(Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. «Бросившие землю» (первая строфа) и «изгнанники» (вторая строфа)- разные люди, и отношение к ним различно. К первым сочувствия нет. Однако судьба оставшихся, жалеющих тех, кто изгнан, не лучше)

Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Её патриотические стихи тех лет - вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…»

- Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

- Каким образом выражена нравственная позиция автора?

- Какими художественными средствами создаётся тональность произведения?

- В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резко обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение.

Революционная Россия в этом стихотворении - «край глухой и грешный», окровавленный и покрытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид». В первой части стиль библейский, пророческий, размеренный. Он создается неторопливым, торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой, синтаксическим параллелизмом.Последнее четверостишие передаёт одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущенья, ни прямого обличения нет - недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Всё расхищено, предано продано…»

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми

Hебывалый под городом лес,

Hочью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам...

Hикому, никому не известное,

Hо от века желанное нам.

- Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения? От какого лица идёт речь?

Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых трёх строчках противопоставлена всему остальному стихотворению, его светлой интонации, настроению надежды. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

  1. Слово учителя

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

- Как решается образ родины в стихотворении «Мужество»?

Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа, объединённого Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Каждая чёрточка его облика - это деталь, подробность её судьбы. В 1961 году она пишет стихотворение «Петербург в 1913 году», как бы связывая нить времён.

      1. Итог. Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.

  1. Д\з. Перечитать поэму Ахматовой «Реквием». Выделить мотивы произведения. В чём гражданское мужество поэта?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!