Технологическая карта урока
Учитель: Осипчук Т.Н.
Тема урока: Сергей Есенин – то не просто имя, - России стихотворная душа… (Тема родины в лирике С.А.Есенина)
Класс: 11
Цели урока (содержательная и деятельностная):
- введение учащихся в художественный мир стихотворений С. А. Есенина о родине;
-проследить, как меняется образ Родины на разных этапах творчества поэта.
Задачи урока:
- расширить полученные учащимися в 11 классе знания о лирике С. А. Есенина;
- показать, что все стихи С. А. Есенина, проникнуты «чувством Родины»;
-расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование;
-нацелить учащихся на формы анализа в формате ЕГЭ, востребованные в современных условиях;
-развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.
Метапредметные задачи урока:
- регулятивные УУД:
-формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;
- познавательные УУД:
-осмыслять текст на возрастном уровне;
-интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению;
-формировать приемы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи.
- личностные УУД:
-воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре;
-углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром.
- коммуникативные УУД:
- осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы.
В процессе урока планируется достижение следующих предметных результатов:
-расширяются представления учащихся о лирике С. А. Есенина, происходит осознание того факта, что на протяжении всего творчества Сергея Есенина облик России менялся, происходили разного рода исторические события, но тема оставалась неизменной;
- учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе и востребованные формами итоговой аттестации;
- учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста;
-в процессе урока развиваются речевые умения и навыки.
В процессе урока происходит формирование следующих УУД:
- умение планировать и реализовывать учебную деятельность;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в группе, ведение конструктивного диалога);
- умение работать с текстом;
-развитие гармоничной личности ученика.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, аналитическая беседа, метод самостоятельного познавательного действия, метод встречных усилий.
Формы работы учащихся: работа в малых группах, коллективная работа, индивидуальные сообщения.
Интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений С. А. Есенина как результат, рефлексия.
Оборудование: компьютер и проектор (презентация, аудиозапись), художественные тексты, раздаточный материал (индивидуальная карта, карта выводов, карточки с заданиями для групп).
Эпиграф к уроку: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве.»
С.А.Есенин.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Сегодня мы продолжаем изучение творчества замечательного русского поэта, Сергея Александровича Есенина. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
Целеполагание.
1. Вступительное слово учителя.
С. А. Есенин - народный, национальный поэт не только потому, что он родился в деревне, что писал о природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и поэт.
Послушайте одно из известных стихотворений поэта. (учитель читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» на фоне слайда)
СЛАЙД 1
2. Определение темы и постановка целей и задач.
-Какой теме посвящено это стихотворение? (Теме родины)
Эту тему мы рассмотрим сегодня на уроке.
СЛАЙД 2
-Давайте определим цели нашего урока.
СЛАЙД 3
Актуализация знаний.
Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
Сегодня мы будем говорить о родине, о любви к родине, о чувстве родины в понимании Есенина, об эволюции этой темы в лирике поэта.
СЛАЙД 4
-Что значит слово ЭВОЛЮЦИЯ. (Работа с толковым словарем)
-С чем ассоциируется у вас родина? Заполните, пожалуйста, рабочие листы.
СЛАЙД 5
Усвоение новых знаний.
Вопросы, которые мы рассмотрим:
В чем проявляется чувство родины у С.А. Есенина? Как меняется понятие Родины у поэта на протяжении его творческого пути?
Ответить на них нам помогут основные периоды жизни С. А. Есенина.
Обратимся к первому периоду, который связан с истоками творчества поэта. Это родное село Константиново в Рязанской губернии.
Сообщение ученика о родине С.А.Есенина.
СЛАЙД 6
Выразительное чтение стихотворений («Край любимый!», «Сыплет черемуха снегом», «О красном вечере задумалась дорога»)
-Какие образы перед вами возникли? Что вы услышали? Увидели? Почувствовали?
-Чем вскормлена душа поэта? Откуда идут истоки творчества Сергея Есенина?
Групповая работа. Заполнить рабочие листы, выписывая выразительные средства языка из стихотворений.
1группа – стихотворение «Край любимый!...»
2группа – стихотворение «Сыплет черемуха снегом…»
3группа – стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…»
СЛАЙД 7
В стихах Есенина много выразительных образов, давайте попытаемся объяснить некоторые из них:
«Изба- старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины…»
«И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров…»
«Выткался на озере алый свет зари…»
«Месяц рогом облако бодает…»
СЛАЙД 8
Сделаем промежуточные выводы:
Самый яркий поэтический образ …
Основное настроение ранних стихотворений …
Родина в лирике Есенина – это страна…
СЛАЙД 9
Для ранней лирики характерно то, что природа у Есенина, подобно человеку, и поет, и плачет, и грустит, и радуется.
Образ деревенской Руси имеет не только радостные, но и грустные тона, источник их – в самой действительности, но такая Россия ближе поэту.
(Ученики записывают в индивидуальную карту вывод)
Обратимся к зрелому периоду творчества А.С. Есенина 1917-1924гг.
-Какое историческое событие в это время переживает Россия ?(Октябрьская революция)
-Какие перемены происходят в стране?
Сообщение ученика о революции
-Как воспринял революцию С. Есенин?
В это время Есенин пишет стихотворение «О Русь, взмахни крылами»
Чтение стихотворения учеником
-Как повлияли события 1917 года на творчество Есенина? (События 1917 года заставили по-новому взглянуть на Родину, но Есенин по-прежнему воспевает красоту родной земли).
В 1922-1923 году Сергей Есенин совершил поездку за границу, он посетил Соединенные Штаты Америки.
В Америке ему все было чуждо, поэт тосковал по родине..
Послушаем стихотворение этого периода «Я последний поэт деревни».
-Какие образы в стихотворениях данного периода характеризуют деревенскую Русь и индустриальную Россию?
-Какой можно сделать вывод? (Во время путешествий по миру поэт ни на минуту не забывает о России, он все время рвется домой.
(Запись в индивидуальную карту)
СЛАЙД 10
По возвращении на родину поэт пишет стихотворение «Русь советская».
Чтение учеником стихотворения «Русь советская».
-Какой увидел Русь С. Есенин по возвращении на родину?
Поэт не видит в новых советских людях бережного отношения к родной природе.
Сделаем общие выводы:
(Ученики зачитывают общий вывод).
СЛАЙД 11
Образ деревенской Руси имеет не только радостные, но и грустные тона, источник их – в самой действительности, но такая Россия ближе поэту.
События 1917 года заставили по-новому взглянуть на Родину, но Есенин по-прежнему воспевает красоту родной земли.
Во время путешествий по миру поэт ни на минуту не забывает о России, он все время рвется домой.
В творчестве поэта соседствуют нежные оптимистические интонации возрождения родины и одновременно скорбные мелодии прощания с ней.
Заканчивая наш урок, я хочу, чтобы вы послушали песню на стихи С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…», насладились прекрасным поэтическим словом Мастера, почувствовали красоту и напевность есенинских строк.
СЛАЙД 12
V. Рефлексия.
Составьте синквейн: Родина, Есенин.
СЛАЙД 13
-Какие моменты урока вам показались наиболее интересными?
-Что нового вы узнали для себя?
-Какие чувства пробудила в вас поэзия С.А. Есенина?
СЛАЙД 14
VI. Домашнее задание (по выбору).
1.Написать сочинение - эссе «Чем близка мне «страна березового ситца»?»
2.Представьте, что вы художник, и оформите обложку сборника стихов С.А.Есенина.
СЛАЙД 15
Памятка
Виды тропов
Эпитет – художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным («сладостный напев»), но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первый друг»), глаголом («желание забыться»). В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих («тихий звон»), эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо – как метафорический эпитет – переносит на него свойства другого предмета («живой след»).
Метафора – троп, представляющий собой перенос значений по сходству; в основе имеет неназванное сравнение.
Олицетворение – стилистический приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы или животных».
1914 – 1916гг.
Стихотворение | Эпитеты | Метафоры | Олицетворения | Авторское мироощущение |
«Край любимый! Сердцу снятся…» | | | | |
«Сыплет черёмуха снегом…» | | | | |
«О красном вечере задумалась дорога…» | | | | |
Родина… Ваши ассоциации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете есенинский образ? Нарисуйте словесную картину.
«Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины…»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете есенинский образ? Нарисуйте словесную картину.
«И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров…»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете есенинский образ? Нарисуйте словесную картину.
«Выткался на озере алый свет зари…»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете есенинский образ? Нарисуйте словесную картину.
«Месяц рогом облако бодает…»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Промежуточные выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________