СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема родины в творчестве С.А.Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема родины в творчестве С.А.Есенина»

Технологическая карта урока

Учитель: Осипчук Т.Н.

Тема урока: Сергей Есенин – то не просто имя, - России стихотворная душа… (Тема родины в лирике С.А.Есенина)

Класс: 11

Цели урока (содержательная и деятельностная):  

- введение учащихся в художественный мир стихотворений С. А. Есенина о родине;

         -проследить, как меняется образ Родины на разных этапах творчества поэта.

Задачи урока:

- расширить полученные учащимися в 11 классе знания о лирике С. А. Есенина;

- показать, что все стихи С. А. Есенина, проникнуты «чувством Родины»;

-расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование;

  -нацелить учащихся на формы анализа в формате ЕГЭ, востребованные в современных условиях;  

-развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.

  Метапредметные задачи урока:

         - регулятивные УУД:  

    -формулировать   учебную   задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;

         - познавательные УУД:

-осмыслять текст на возрастном уровне;  

-интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению;

    -формировать приемы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи.  

        - личностные УУД:

 -воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре;

-углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром.

         - коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы.

     В процессе урока планируется достижение следующих предметных результатов:

         -расширяются представления учащихся о лирике С. А. Есенина, происходит осознание того факта, что на протяжении всего творчества Сергея Есенина облик России менялся, происходили разного рода исторические события, но тема оставалась неизменной;

         - учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе и востребованные формами итоговой аттестации;

  - учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста;    

        -в процессе урока развиваются речевые умения и навыки.

     

        В   процессе   урока   происходит   формирование   следующих УУД:

        - умение планировать и реализовывать учебную деятельность;  

        -умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в группе, ведение конструктивного диалога);

       - умение работать с текстом;

       -развитие гармоничной личности ученика.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, аналитическая беседа, метод самостоятельного познавательного действия, метод  встречных усилий.

Формы работы учащихся: работа в малых группах, коллективная работа, индивидуальные сообщения.

Интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений С. А. Есенина как результат, рефлексия.

 Оборудование: компьютер и проектор (презентация, аудиозапись), художественные тексты, раздаточный материал (индивидуальная карта, карта выводов, карточки с заданиями для групп).


Эпиграф к уроку: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве.»

С.А.Есенин.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Сегодня мы продолжаем изучение творчества замечательного русского поэта, Сергея Александровича Есенина. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.


  1. Целеполагание.

1.    Вступительное слово учителя.

С. А. Есенин - народный, национальный поэт не только потому, что он родился в деревне, что писал о природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и поэт.

Послушайте одно из известных стихотворений поэта. (учитель читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» на фоне слайда)

СЛАЙД 1

2.  Определение темы и постановка целей и задач.

-Какой теме посвящено это стихотворение? (Теме родины)

Эту тему мы рассмотрим сегодня на уроке.

СЛАЙД 2

-Давайте определим цели нашего урока.

СЛАЙД 3

  1. Актуализация знаний.

Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Сегодня мы будем говорить о родине, о любви к родине, о чувстве родины в понимании Есенина, об эволюции этой темы в лирике поэта.

СЛАЙД 4

-Что значит слово ЭВОЛЮЦИЯ. (Работа с толковым словарем)

-С чем ассоциируется у вас родина? Заполните, пожалуйста, рабочие листы. 

СЛАЙД 5

  1. Усвоение новых знаний.

Вопросы, которые мы рассмотрим:

В чем проявляется чувство родины у С.А. Есенина? Как меняется понятие Родины у поэта на протяжении его творческого пути?

Ответить на них нам помогут основные периоды жизни С. А. Есенина.

Обратимся к первому периоду, который связан с истоками творчества поэта. Это родное село Константиново в Рязанской губернии.

Сообщение ученика о родине С.А.Есенина.

СЛАЙД 6

Выразительное чтение стихотворений («Край любимый!», «Сыплет черемуха снегом», «О красном вечере задумалась дорога»)

-Какие образы перед вами возникли? Что вы услышали? Увидели? Почувствовали?

-Чем вскормлена душа поэта?  Откуда идут истоки творчества Сергея Есенина?

Групповая работа. Заполнить рабочие листы, выписывая выразительные средства языка из стихотворений.

1группа – стихотворение «Край любимый!...»

2группа – стихотворение «Сыплет черемуха снегом…»

3группа – стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…»

СЛАЙД 7

В стихах Есенина много выразительных образов, давайте попытаемся объяснить некоторые из них:

«Изба- старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины…»

«И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров…»

«Выткался на озере алый свет зари…»

«Месяц рогом облако бодает…»

СЛАЙД 8


Сделаем промежуточные выводы:

Самый яркий поэтический образ …

Основное настроение ранних стихотворений …

Родина в лирике Есенина – это страна…

СЛАЙД 9

Для ранней лирики характерно то, что природа у Есенина, подобно человеку, и поет, и плачет, и грустит, и радуется.

Образ деревенской Руси имеет не только радостные, но и грустные тона, источник их – в самой действительности, но такая Россия ближе поэту.

(Ученики записывают в индивидуальную карту вывод)

Обратимся к зрелому периоду творчества А.С. Есенина 1917-1924гг.

-Какое историческое событие в это время переживает Россия ?(Октябрьская революция)

-Какие перемены происходят в стране?  

Сообщение ученика о революции

-Как воспринял революцию С. Есенин?

В это время Есенин пишет стихотворение «О Русь, взмахни крылами»

 Чтение стихотворения учеником

-Как повлияли события 1917 года на творчество Есенина? (События 1917 года заставили по-новому взглянуть на Родину, но Есенин по-прежнему воспевает красоту родной земли).

В 1922-1923 году Сергей Есенин совершил поездку за границу, он посетил Соединенные Штаты Америки.

В Америке ему все было чуждо, поэт тосковал по родине..

Послушаем стихотворение этого периода «Я последний поэт деревни».

-Какие образы в стихотворениях данного периода характеризуют деревенскую Русь и индустриальную Россию?

-Какой можно сделать вывод? (Во время путешествий по миру поэт ни на минуту не забывает о России, он все время рвется домой.

(Запись в индивидуальную карту)

СЛАЙД 10


По возвращении на родину поэт пишет стихотворение «Русь советская».

Чтение учеником стихотворения «Русь советская».

-Какой увидел Русь С. Есенин по возвращении на родину?

Поэт не видит в новых советских людях бережного отношения к родной природе. 

 Сделаем общие выводы:              

(Ученики зачитывают общий вывод).

СЛАЙД 11

  • Образ деревенской Руси имеет не только радостные, но и грустные тона, источник их – в самой действительности, но такая Россия ближе поэту.

  • События 1917 года заставили по-новому взглянуть на Родину, но Есенин по-прежнему воспевает красоту родной земли.

  • Во время путешествий по миру поэт ни на минуту не забывает о России, он все время рвется домой.

  • В творчестве поэта соседствуют нежные оптимистические интонации возрождения родины и одновременно скорбные мелодии прощания с ней.

Заканчивая наш урок, я хочу, чтобы вы послушали песню на стихи С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…», насладились прекрасным поэтическим словом Мастера, почувствовали красоту и напевность есенинских строк.

СЛАЙД 12

V. Рефлексия.

Составьте синквейн: Родина, Есенин.



СЛАЙД 13

-Какие моменты урока вам показались наиболее интересными?

-Что нового вы узнали для себя?

-Какие чувства пробудила в вас поэзия С.А. Есенина?

СЛАЙД 14


VI. Домашнее задание (по выбору).

1.Написать сочинение - эссе «Чем близка мне «страна березового ситца»?»

2.Представьте, что вы художник, и оформите обложку сборника стихов С.А.Есенина.

СЛАЙД 15











Памятка

Виды тропов




Эпитет художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным («сладостный напев»), но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первый друг»), глаголом («желание забыться»). В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих («тихий звон»), эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо как метафорический эпитет переносит на него свойства другого предмета («живой след»).

Метафора – троп, представляющий собой перенос значений по сходству; в основе имеет неназванное сравнение.


Олицетворениестилистический приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы или животных».



1914 – 1916гг.

Стихотворение


Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Авторское мироощущение

«Край любимый! Сердцу снятся…»










«Сыплет черёмуха снегом…»










«О красном вечере задумалась дорога…»

















Родина… Ваши ассоциации?



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Как вы понимаете есенинский образ? Нарисуйте словесную картину.





«Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Как вы понимаете есенинский образ? Нарисуйте словесную картину.





«И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Как вы понимаете есенинский образ? Нарисуйте словесную картину.





«Выткался на озере алый свет зари…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Как вы понимаете есенинский образ? Нарисуйте словесную картину.





«Месяц рогом облако бодает…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Промежуточные выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общие выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________