СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема родительского собрания " Атмосфера жизни в семье как показатель нравственности ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема родительского собрания " Атмосфера жизни в семье как показатель нравственности ребёнка"»

Атмосфера жизни  в семье

как показатель нравственности ребёнка

 

-Своё выступление я хочу начать со слов известного учёного, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва«Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями,  а прежде всего той  атмосферой,  которая царит в семье»


Ребенок растет в семье. И с первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывая в себя и хорошее, и плохое.

Как вы думаете, что является самым главным в вашей жизни? Ответ будет один - вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это «самое главное», откладывается «на потом».

  На развитие личности ребенка оказывают влияние многие факторы. Это и школа (15%), и улица (10%), и средства массовой информации (20%). Но самое главное место, конечно, занимает семья (55%).

  Дом – это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. В результате общения с близкими взрослыми ребенок приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том,  что такое хорошо и что такое плохо.  Родительская любовь — жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа; а любовь каждого ребенка к родителям — беспредельна, безусловна, безгранична. И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

    Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно. Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки - не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакая школа не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

   Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.  Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

    Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Сейчас я хочу предложить вам закончить следующие высказывания.

 

Если:

-ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

-ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

-ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

-ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

-ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

-ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).

-ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

-ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

-ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

   Итак, во многом именно от родителей зависит, как их ребенок будет воспринимать окружающую действительность и собственную жизнь. Можно воспитать ребенка сильным, не боящимся трудностей, если вовремя сформировать у него уверенность в себе и в своих силах. Но для этого нужно быть по-настоящему внимательным к собственным детям, относиться к ним с уважением.

   Итак, сделаем некоторые выводы.

  В семье должна царить атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

  В семье должна царить атмосфера искренности. Родители не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. И не следует говорить: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности.

В семье должна быть атмосфера дружбы и доброжелательностиОна учит находить в мире добро и любовь.

   Атмосфера в доме влияет на формирование привычек и мыслей наших детей. Каждый из нас влияет на обстановку в доме, и сам служит примером для ребенка. Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?  Нам  необходимо самим развивать в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование  продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего  ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с  анализа самих себя, с анализа собственной личности.

 

 Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Возьмите листик бумаги. Душа ребёнка как этот белый лист. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

 

   Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.   Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

  У каждого ребенка должно быть счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если детям хорошо в семье, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми. Когда учитель и родитель действуют согласованно, как правило, тогда лучше осуществляется учебно-воспитательная работа  в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

 

Решение ситуаций

Ситуация 1: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.  Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?


Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

 

Ситуация 2: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?


Вывод: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

 

Ситуация 3: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

 

Ситуация 4: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?


Вывод: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.



Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это наши дети. Постарайтесь в семье создавать положительный психологический климат и тогда с нашими детьми не будет возникать трудностей и проблем.









 «Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями,  а прежде всего той  атмосферой,  которая царит в семье»

Д.С.Лихачёв

 Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

-Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

-Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

- Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

-Научитесь встречать детей после уроков.  Не стоит  первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», «Чем сегодня занимался?», «Как дела в школе?».

-Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

-Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

-Ребенок должен чувствовать, что он любим.

-Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

-Ребенок должен чувствовать, что он любим.

Если:

-ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

-ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

-ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

-ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

-ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

-ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).

-ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

-ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

-ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

   Итак, во многом именно от родителей зависит, как их ребенок будет воспринимать окружающую действительность и собственную жизнь.

- Когда учитель и родитель действуют согласованно, как правило, тогда лучше осуществляется учебно-воспитательная работа  в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.