КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.
Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами
Задачи:
вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать, преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм)
находить однородные члены по их опознавательным признакам;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности сверстников;
анализировать и сравнивать понятия, группировать их и выделять основания группировки
Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска, доска, оценочные листы
Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.
Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:
Методы обучения на уроке:
План урока
Орг. момент (приветствие, сбор тетрадей) – 1 минута
Проверка домашнего задания (выборочно) – 3-4 минуты
Словарная работа (тренировочный диктант) – 5 минут
Введение в тему с постановкой основного вопроса урока – до 5 минут
Открытие новых знаний – 10 минут
Динамическая пауза – 3-4 минут
Актуализация знаний и углубление изученного – 10 минут
Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений - 5 минут
Рефлексия урока – 5 минут
Домашнее задание – 5 минут
ХОД УРОКА
I. Создание эмоционально - положительного отношения к уроку и своей работе. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята. Наш урок такой же, как и ранее проводимые уроки. Вы пришли на урок с различными настроениями: у кого-то оно хорошее, у кого-то не очень. Давайте повернемся в начале друг к другу (сидящие за партой), а потом ко мне лицом и улыбнемся друг другу. И начнем нашу работу.
II Проверка домашнего задания.
1. Фронтальная беседа.
- Каким было Ваше домашнее задание? (Ответы детей). У вас возникли трудности при его выполнении? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Устная выборочная проверка дом. зад.)
III Словарная работа (тренировочный диктант).
- Ребята, предлагаю вам потренировать свои знания и умения в написании небольшого словарного диктанта. (Работа с интерактивной доской). Обратите внимание на доску, где вам предложены следующие слова:
Баян, гитара, пианино, состязание, атлет, дистанция, стадион, университет, экзамен
Запишите их к себе в тетради, ставив пропущенные буквы и выделив орфограммы. (Записывают словарные слова в тетради)
- А теперь давайте проведем проверку. С помощью стилуса на доске вставьте пропущенные буквы. (Один ученик вставляет)
- Где мы с вами можем проверить правильность написания словарных слов? (Ответы детей). Предлагаю это сделать прямо с помощью нашей интерактивной доски, где уже специально приготовлен такой словарь. (Идет проверка написания слов).
- У вас на столах лежат оценивания своих возможностей и способностей. Оцените свою словарную работу. (Дети себя оценивают)
IV Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
- Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Ответы детей).
-Давайте попробуем из этих слов составить предложение. (Они составляют предложение)
«Книга учит нас доброте, честности, справедливости.»
- Докажите мне, что это предложение. (Ответы детей)
-Обратите внимание, что в левом нижнем углу нашей доски есть книга, где хранятся несколько необходимых в предложении вещей. Что это за вещи? (Знаки препинания)
У вас есть возможность правильно их расставить (Расставляют знаки препинания).
- Пользуясь уже ранее добытой информацией, что вы можете сказать об особенностях этого предложения? (Это предложение с однородными членами).
Верно, давайте их назовем. И скажем, каким членом предложения они являются (Ответы детей).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем с вами сегодняшнем уроке? Какова будет его главная проблема?
(Об однородных членах. Что такое однородные члены предложения? Знаки препинания в предложениях с однородными членами)
V Открытие новых знаний.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше предложение. Давайте посмотрим, к какому слову относятся наши однородные члены? (Ответы) (Работа с ИАД) Какой вопрос мы им задаем? Одинаковый этот вопрос для всех однородных членов? (Ответы) Каким членом предложения они являются? Какая связь между ними? (Ответы)
- Скажите, что мы сейчас только что выделили? (Опознавательные признаки однородных членов). Перечислите их еще раз, пожалуйста. (Ответы).
- Предлагаю вам сравнить сделанные выводы с утверждениями в вашем учебнике. Откройте стр.___ и прочитайте информацию об однородных членах предложения. (Читают) Ваши выводы совпали с утверждениями учебника? Что нового вам встретилось в этом правиле? (Понятие «смысловые отрезки», схемы построения предложений с однородными членами).
- Вернемся к нашему предложению о книге и выполним задание: постройте, пожалуйста, схему этого предложения, чтобы в ней было видно, что это предложение с однородными членами.
- А теперь работа в парах: взаимно проверьте себя. Контрольную проверку проведем с помощью доски. (ИАД, шторка убирается, появляется схема предложения).
Оцените свою работу (Дети себя оценивают)
VI Динамическая пауза
«Угадай-ка»
- Друзья, вы устали? Давайте немного отдохнем и поиграем в интересную игру «Угадай-ка». Встаньте, пожалуйста, и послушайте задание нашей динамической паузы.
Я читаю вам фразы, вы должны будете угадать, что они собой представляют. Если встретиться вам словосочетание – нужно 1 раз присесть, если несвязанные слова – прыжок, грамматическая основа – 3 хлопка.
Утром с ребятами; ветер доносил; отправились на рыбалку; солнце уже; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашептались и зашевелились; порывы ветра; лиловая туча; хлынул дождь
VII Актуализация знаний и углубление изученного
- Ребята, а сейчас давайте поработаем с упражнениями 253 и 254 в режиме изучающего и продуктивного чтения, вычитывая полезную информацию, предполагая содержание текста. Работать будем по группам, по отделениям. Пересядьте и повернитесь, пожалуйста, друг к другу, чтобы вам удобно было работать в образовавшихся группах.
(Работа с упражнениями 253, 254,255)
VIII. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений
- Для применения своих знаний выполним упражнение 256 (257), с заданием «творческое списывание». Выполняем это упражнение с комментированием и составлением алгоритма нахождения смысловых отрезков.
(Выполняется упражнение)
IX Рефлексия урока
- Подведем итоги нашего урока в виде блиц-опроса. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», а с неверными – «-»
Однородные члены – это смысловые отрезки.
Между однородными членами всегда ставится запятая.
Однородные члены соединены сочинительной связью
Без однородных членов не существует предложения.
- Сравните с образцом на доске. Кто справился без ошибок?
- Оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки и сдайте свои оценочные листы.
X. Домашнее задание.
- Сегодняшнее домашнее задание будет двух уровней:
Минимальный уровень, необходимый для всех обучающихся – упр. 258, уметь рассказать об однородных членах используя памятки, которые я для вас приготовила.
Максимальный уровень, повышенный уровень – упр. 257, придумать и составить предложения по предложенным схемам
- На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.