Тема семьи и семейных ценностей на уроках ОРКСЭ
(модуль ОПК) из опыта работы
Автор: Федотова Елена Викторовна – учитель
ОРКСЭ МБОУ Староюрьевской СОШ
Важнейшей проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохраняла и приумножала Православная Церковь.
Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играют уроки православной культуры.
На уроках православной культуры очень важно знакомить детей с православным взглядом на семейные ценности. Благодаря урокам у школьников формируется правильное представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи. Также дети учатся выражать заботу, проявлять любовь и послушание.
Большие возможности для формирования у детей ценностного отношения к семье имеет материал учебного курса «Основы православной культуры» в начальной школе (4 класс). Уже на первых уроках начинается формирование у учеников осознанного отношения к семье как к одной из главных ценностей.
Важнейшим условием духовного здоровья семьи является авторитет родителей. Укоренению этой идеи в детском сознании способствует изучение библейских сюжетов, заповеди о почитании своих родителей, чтение житийных произведений, просмотр фильмов-притч (например, «Как господь в гости ходил») и мультипликационных фильмов (например, «Необыкновенное путешествие Серафимы»). Важно, чтобы дети восприняли пятую заповедь как необходимое условие семейного счастья.
Счастливая, радостная семья — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выполнении своих обязанностей каждым ее членом. При изучении тем «Христианская семья» и «Христианин в труде» ребята знакомятся с тем, как распределяются обязанности в православной семье. Мужчина в семье – глава, кормилец, и ему решать основные семейные вопросы. Женщина – помощница мужу, ее роль – воспитание детей и ведение домашних дел. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замена их во всех трудах, уход за ними в старости.
Важно не только познакомить учеников с распределением семейных обязанностей, но и дать им почувствовать себя в роли других членов семьи. Для этого создаются на уроке игровые ситуации «Распредели обязанности в семье», «Помоги маме распределить семейный бюджет»; провести диспут на тему: «Нужно ли наказывать детей?» или «Как поощрить ребенка?», предлагается написать сочинение о своей будущей семье; нарисовать свою семью или составить рассказ о своей семье на основе фотографий.
Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственных семейных отношений, которые невозможны без наличия у всех членов семьи таких качеств, как благодарность, всепрощение, терпение, трудолюбие, доверие, без понимания таких понятий, как «долг», «ответственность».
У каждого в семье своя роль, но без любви в доме — никуда, считают школьники. Одной из главных обязанностей детей по отношению к своим родителям является послушание. Воспитательный процесс, направленный на формирование в детях этой добродетели, начинается уже на первых уроках православной культуры и продолжается на протяжении изучения всего учебного курса в начальной школе. Вопросы: «С какого раза ты выполняешь поручения родителей?», «Какое из требований родителей тебе выполнить труднее всего?», «Что для тебя является решающим при выполнении родительских требований?» - заставляют ребят серьезно задуматься. Обсуждая ответы, ребята приходят к выводу, что послушание – это быстрое и радостное исполнение воли родителей, а установление понятийно-содержательных связей «послушание – добро – радость» формирует у детей ценностное отношение к этой добродетели. Очень поучительным в этом отношении является чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского, Б.Ганаго, Л.Родиной. Необходимы ученикам и примеры истинного послушания, которых много в жизни святых, например, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Вопрос о нравственном идеале семьи является одним из важнейших в формировании семейных ценностей. Для многих православных христиан образцом семейной жизни, ведущей к святости, является семья Александра Невского.
Святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Рюриковичей. Рода, который дал Святой Руси 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода не просто принявшего православие, а вместившего в себя всю глубину христианского уклада жизни и понимании, что власть – означает служение Богу и народу. Именно этот род стал действительно формировать на Руси идею единого православного государства.
Семья Александра Невского была большой, полной выдающихся личностей, вершивших судьбы отечества и судьбу своих ближних.
Мать Александра, княжеского рода (дочь Мстислава Удалого) Феодосия была женщиной доброй, заботливой женой и любящей матерью. Выйдя замуж за князя Ярослава Всеволодовича, она родила ему девять сыновей. Александр был вторым по рождению.
Его отец – Ярослав Всеволодович (1191-1246), сын Всеволода Большое Гнездо (1154-1212) княжил в Переславле, Галиче, Рязани, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами, с 1236 г. по 1238 г. княжил в Киеве, а с 1239 г. и по смерти был великим князем Владимирским. Отец Александра был человеком крутого нрава: с тем, кто не представлял ему серьезной опасности; и весьма покладистым, покорным, быстро смирявшим свою гордыню перед могучей силой.
У деда Александра Невского было 12 детей, за что и получил он прозвище «Большое Гнездо». Из рассказов своего отца Александр крепко запомнил рассказы о прадеде Юрии Долгоруком, великом князе Киевском, который был младшим сыном самого Владимира Мономаха. Не лишним будет упомянуть, что Владимир Мономах был выдающимся Киевским князем, полководцем, законодателем и оратором.
Корни семьи Александра Невского идут из самого Константинополя. От своих предков Александр унаследовал незаурядный ум.
Изучая жизнь и деятельность Александра Ярославича, понимаешь, что семья – колыбель духовного рождения человека. Именно в семье закладывались основы личности.
Детство и юность Александра большей частью протекали в Новгороде.
Князья, бояре, горожане учились грамоте по книгам. Они умели читать и писать. Грамота была необходима для ведения различных торговых и имущественных дел. Книги были дороги, писались вручную на пергаменте и бересте, только через сто лет стали появляться бумажные книги.
Юноша воспитывался под руководством боярина Федора Даниловича. Его обучали правилам поведения в обществе, грамоте, истории и чтению.
Кроме всего будущий князь Новгородский и великий князь Владимирский, изучал иностранные языки - латинский, немецкий, татарский, а древнерусский знал в совершенстве.
Для человека со знанием нескольких иностранных языков открыт весь мир. На сегодняшний день учеными доказано, что люди, владеющие двумя и более языками более внимательны, легче ориентируются в различных ситуации, у них улучшается память и интеллектуальный уровень, расширяется кругозор, повышаются способности к исполнению нескольких заданий одновременно, знание языков дает возможность общаться с широким кругом людей. Знание языков давало Александру возможность изучать различные договоры и грамоты Руси с иноземными странами, с вассальными княжествами, вольными городами и т.д.
В городе Новгороде будущий полководец постигал азы ведения внутренней и внешней политики, нюансы дипломатического дела. А также все нюансы законодательства того времени, главным законодательным правовым документом была «Русская правда», написанная Владимиром Мономахом.
Воспитание и образование Александра Невского шло по двум направлениям – военном и дипломатическом.
Отец развивал в нём стратегическое и тактическое мышление путем изучения жизни и деятельности полководцев прошлых времен – князей Святослава, Игоря, Олега, Владимира Мономаха и других не менее выдающихся стратегов.
Особое место в процессе обучения Невского досталось освоению военной тактики и правилам ведения боя. Овладеть конным искусством, научиться использовать оружие, знать особенности конного и пеших строев – это целая наука. Всё это давалось Александру легко.
Отец Александра загодя готовил его к ратному делу, брал его в свои военные походы. И Александр, находясь в боевом строю, был прекрасным наездником, мог делать до шести прицельных пусков стрел за одну минуту на расстояние 200 метров и многое другое. К 16 годам он отменно владел и копьем, и мечом.
Согласно такой науке психологии, на формирование личности влияют следующие факторы:
- наследственность;
- окружающая среда, в которой рос человек;
- личный опыт, полученный в ходе определенных жизненных ситуаций.
Следовательно семья – главный институт воспитания. По отцовской линии Александр унаследовал благоразумие, большой ум, рассудительность, а по материнской линии – «золотое сердце», доброту беззаветную храбрость, удаль. Все эти качества нужны были на Руси, в одну из ужаснейших эпох ее истории, и они соединились в Александре - в могучем характере, цельной личности.
Полученные знания в будущем помогут князю подчинять своему влиянию бояр и простых людей, настроение которых в те времени могло быть непредсказуемым.
Благодаря жёсткому воспитанию с малых лет у Александра сложился сильный характер. Семейное воспитание было своеобразным «учебником» для юного князя.
Знакомясь с личностью Александра Невского в художественных произведениях, мы видим перед собой образ «христианина, гражданина и семьянина».
В иерархии ценностей в древнерусском обществе киевского периода на первом месте находилось христианское просвещение. Достаточно распространений формулой человеческого поведения на Руси являлась: «Чтобы сраму не было». Христианская вера укрепила уверенность русских князей в их высоком, апостольском предназначении, в вечности правления княжеской династии, начало которой они положили.
Я полагаю, что именно семья является основным носителем культурных примеров, передаваемых из поколения в поколение. В семье человек усваивает социальные роли, получает основы образования, навыки поведения.
Семья – это воспитательная среда, в рамках которой формируются и закрепляются на бытовом уровне мировоззренческие, культурологические и нравственные основы жизнедеятельности общества.
Воспитание подрастающего поколения на примере подвига Александра Невского способствует формированию у юношей базовых национальных ценностей, таких как:
- патриотизм
- социальная солидарность
- гражданственность
- верность семье, целомудрие
- православие, как традиционная религия
- искусство и литература
- человечество (миролюбие).
Александр Невский за свои заслуги перед Отечеством, ни разу не потерпевший поражения в сражениях как воин и как талантливый полководец, выдающийся гражданин, и мудрый политик, отличный семьянин, христианин после своей смерти был канонизирован и причислен к лику святых.
Александр Невский вызывал восхищение даже у своих врагов.
Умер Александр Невский в 1263 году в городе Городец что на Волге, возвращаясь из Орды. «Солнце земли Русской», так назовет его митрополит Кирилл, узнав о кончине князя: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской».
Жизнь Александра Невского – это духовно-нравственный пример как христианина, семьянина и гражданина для подрастающего поколения.
Есть три важнейших слагаемых, которые выстраивают главное направление в воспитании подрастающего поколения - сотрудничество семьи, школы и Церкви. Без их единомыслия и сотрудничества недостижимо воспитание цельной личности.
Этот материал используется на следующих уроках: «Россия - наша Родина», «Заповеди», «Подвиг», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству».
Ребята проникаются духом семьи, воплотившей черты идеальных отношений между мужем и женой, родителями и детьми многодетной семьи.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Привлечение детей к участию в различных творческих конкурсах возрождает еще одну утраченную традицию семьи – совместное творчество.