Организационный этап | Здравствуйте дети, меня зовут Полина Владимировна, и сегодня я проведу у вас занятие. Давайте проверим готовность к уроку. На ваших мольбертах должен быть прикреплен формат. Приготовьте карандаши простые, ластики, пастель. Проверили? Все на месте? Тогда приступим. | Обучающиеся здороваются и проверяют свою готовность. | |
Вводная беседа | Наша Коми Республика – удивительная земля. Ребята, вы видели когда-нибудь традиционные дома жителей Коми Края? Как они выглядят? А вы знали, что коми народ не всегда жил в таких избах. Вплоть до 10 века наши предки жили в чумах и вели кочевой образ жизни – т.е. переходили с места на место. Летом – одна стоянка, зимой – другая. Кочевой образ жизни коми обуславливался малой плотностью населения. Они жили либо семьями, либо небольшими общинами. В наше время в чумах живут на крайнем севере нашей Республики, в Ненецком автономном округе. Позже люди стали жить в деревянных домах и сплачиваться в целые деревни и села. Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводзь), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса. Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома. Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб. На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке. Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот. | | Личностные (осознание смысла) Регулятивные (Целеполагание) Познавательные (Извлечение информации) |
Анализ образца | Как вы догадались, темой нашего сегодняшнего занятия будут традиционные жилища коми народа. (Показываю свой рисунок) Посмотрите, правильно ли я изобразила коми избу, если да/нет, то почему?
| | Коммуникативные Познавательные (умение строить свои речевые высказывания, умение извлекать информацию) |
Теоритическая часть | Чтобы нарисовать рисунок, определитесь какой дом вы будете рисовать? Может это будет чум древних коми жителей или большой бревенчатый дом зажиточного коми-крестьянина, жившего в 14 веке? Может вы нарисуете охотничий домик коми-охотника? Тогда вам следует кроме дома продумать пейзаж, что будет окружать ваш дом. Что будет вокруг чума? А что вокруг избы? Для начала мы определяем линию горизонта, потом примерно размечаем легким нажатием карандаша что и где мы разместим. Определите примерный размер вашего жилища. Прорисуйте детали, характерные особенности. Потом вы можете приступить к выполнению работы в цвете. Давайте вспомним как пользоваться пастелью. Можно: 1. Штриховать 2. А можно растушевать. Большие плоскости лучше растушевать, там вам будет легче и быстрее справиться с рисунком. | | Познавательные Личностные Регулятивные (Прогноз) |
Практический этап | Пока учащиеся выполняют работу, я хожу и смотрю как они работают. По возможности им помогаю индивидуально или фронтально. | Учащиеся приступают к практическому этапу | Личностные (осознавать смысл) Познавательные (сравнение, анализ, синтез) Регулятивные (Саморегуляция, коррекция) |
Рефлексия | Да у вас тут получилась целая деревенька. Можете сходить друг другу в гости, посмотреть на избы. Ах, и хозяева жилищ хороши и их дома. Что вам понравилось в вашей работе сегодня, и как вы считаете, справились ли вы, если да, то с чем именно, и какие минусы увидели в своей работе? Если нет, чтобы вы могли улучшить в следующий раз? | | Коммуникативная (Слушать других, строить речевые высказывания, оценка себя и других) |