СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Слуховой и вестибулярный анализаторы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Слуховой и вестибулярный анализаторы, конспект урока 8 класс Биология

Просмотр содержимого документа
«Тема: Слуховой и вестибулярный анализаторы»

Урок 65

14.05. 8 класс Биология

Тема: Слуховой и вестибулярный анализаторы

Цели урока:

Обучающая - сформировать знания о слуховом анализаторе; раскрыть особенности строения органа слуха человека; освоить основные правила гигиены органов слуха; 

Развивающая - продолжить развивать логическое мышление учащихся; продолжить развивать умения работать с литературой.

Воспитывающая - формирование устойчивого интереса к предмету, к своему организму.

Форма проведения: комбинированный урок

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Средства обучения: учебник, презентация, видеофрагменты.

Ход урока

Организационный этап урока: настроить учащихся на изучение темы.

Этап проверки знаний:  промежуточный контроль. Организация проведения теста.

«Зрительный анализатор» (проверка домашнего задания)

I вариант

1. Зрительные рецепторы, воспринимающие цвет, находятся в:

                      А) Роговице                                                    В) Белочной оболочке

                      Б) Сетчатке                                                     Г) Сосудистой оболочке

2. Что фокусирует лучи на сетчатку глаза?

                      А) Зрачок                                                        В) Роговица

                      Б) Хрусталик                                                  Г) Радужная оболочка

3. Как называется оболочка, покрывающая снаружи глазное яблоко?

                            А) Плевра                                                       В) Радужная оболочка

                            Б) Склера                                                        Г) Эпителий

Этап изучение нового материала:

Учитель: Мы продолжаем изучение темы анализаторы, давайте вспомним определение анализатор!

Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.

Учитель: Что позволяет вам общаться со мной и отвечать на мои вопросы? 

Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.

Учитель: 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% – с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.

Учитель: Тема урока «Слуховой анализатор». Цель нашего урока – сформировать знание о слуховом анализаторе и раскрыть особенности его строения и правила гигиены органов слуха.

 Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей. С помощью учебника заполните схему.

Слуховой анализатор

Учитель: Проверим выполнение работы. Назовите звенья слухового анализатора.

Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.

Учитель: Где находится слуховая зона?

Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.

Учитель: В органе слуха различают три одела: наружное, среднее и внутреннее ухо.

Звук – является внешним раздражителем, который улавливается наружным ухом. При этом ушная раковина фактически не играет никакой роли в качестве слуха – она лишь улавливает звук и проводит к среднему уху! Запомните, форма ушной раковины не влияет на слух!

Поглощенный наружным ухом звук попадает в среднее ухо, при этом он провоцирует колебание барабанной перепонки и слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка, которое получило свое название, из-за открытия пути в преддверие внутреннего уха. Из внутреннего уха звуковые колебания в виде импульсов поступают в височные доли коры головного мозга. Запомните, стремечко – это самая маленькая кость в организме человека!

Используя учебник заполните таблицу (время заполнения 7 минут).

Строение и функция органа слуха

Отдел уха

Строение

Функции

Наружное ухо



Среднее ухо



Внутреннее ухо



Ученики: Заполняют таблицу. Идет проверка таблицы.

Отдел уха

Строение

Функции

Наружное ухо

1. Ушная раковина.
2. Наружный слуховой проход.
3. Барабанная перепонка.

1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход.
2. Ушная сера – задерживает пыль и микроорганизмы.

3. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

Среднее ухо

1. Слуховые косточки:
– молоточек
– наковальня
– стремечко
2. Слуховая труба

1. Увеличивают силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

2. Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.

Внутреннее ухо

1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.
2. Орган равновесия – вестибулярный аппарат.

1.Колебания жидкости вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга.



Учитель: С помощью видеоролика «Механизм прохождения звука», составьте схему прохождения звуковой волны.

Ученики: Смотрят видеоролик, составляют схему.

Наружный слуховой проход         колебание барабанной перепонки                  колебание слуховых косточек                        колебание жидкости улитки                     движение слухового рецептора                  слуховой нерв               головной мозг (височные доли).

Учитель: А теперь давайте поговорим о гигиене органов слуха. Сформулируйте правила гигиены органов слуха.

Ученики: Делают записи в тетради. Проверяют.

Гигиена органов слуха:

1. Ежедневно мыть уши

2. Не рекомендуется чистить уши твердыми предметами (спички, булавки)

3. При насморке очищать носовые ходы поочередно

4. Если уши заболели, обратиться к врачу

5. Защищать уши от холода

6. Защищайте уши от сильного шума



ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СЛУХЕ

Свой собственный голос мы слышим через призму воздуха и воды? Именно поэтому, для других наш голос воспринимается иначе, так как они его слышат "чистым". А также знаете ли вы, что дамы воспринимают тихие, еле слышные звуки лучше, чем мужчины.

Уши растут всю жизнь. Два уха одного человека, абсолютно разные, как внешне, так и внутренне.

Интересный факт, когда нам нужно что-то расслышать, мы "продвигаем" поближе именно правое ухо. Из 100% так делают почти 75%. Это показатель стабильности и, между прочим, "эксплуатации" правого уха больше левого.



Как работает орган равновесия

Когда человек поворачивается, то смещается жидкость в лежачем полукружном канале, а когда нагибается – в одном из стоячих. Смещение жидкости фиксируется чувствительными клетками, и сигнал об этом событии они отправляют в мозг. Так мозг узнает о «маневрах» нашего тела.

Кроме того, положение тела человека мозг определяет при помощи сферического и эллиптического мешочков. Когда мы стоим, то песчинки-отолиты лежат на дне мешочков, на волосковых клетках и сигнал об этом они постоянно посылают в мозг. Когда положение тела человека меняется, то меняется и давление отолитов на чувствительные клетки и информация об этом сразу поступает в соответствующий центр мозга. Вот так устроен и работает расположенный во внутреннем ухе человека орган равновесия. Но он не единственный, кто контролирует положение нашего тела. Чувствительные клетки в коже ступней контролируют давление на них и сразу подают сигнал в мозг, когда мы, например, падаем или бежим. Точно также «работают» нервные окончания в мышцах ног и спины.

Под синдромом укачивания понимают патологическое состояние организма, известное еще под названием "болезнь движения" или "морская", "воздушная", "лифтная", "автомобильная болезнь". Оно развивается в ответ на действие меняющихся гравитационных сил. Возникает при пользовании водным, воздушным или сухопутным транспортом, Причины укачивания заключаются в повышенной возбудимости отолитового аппарата или его низкой устойчивости к действию адекватных раздражителей, особенно при их кумуляции и в условиях значительного превышения порогов нормальной чувствительности рецепторов. подвержены и взрослые и дети, всего по статистике синдромом укачивания страдает около 10% населения. Чаще страдают дети в возрасте до 14 лет, но с возрастом происходит уменьшение интенсивности синдрома укачивания, что объясняется снижением чувствительности вестибулярного аппарата.






Скачать

© 2018 1406 54

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!