Тема: События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста
летописи и исторических источников
Цели: продолжить знакомить с событиями летописи как с основными событиями Древней Руси; учить сравнивать текст летописи с историческими источниками; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать уважение к истории России.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, уважения к истории России.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и энциклопедий по теме урока, магнитная азбука; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
- Прочитайте отрывок из стихотворения «Русь» самостоятельно.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
И. Никитин
- Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, с веселой интонацией, с грустной, выразительно).
— Какие чувства вызвали у вас эти строки? (Чувство гордости за свою Родину.)
— Во все времена русские люди слагали пословицы, стихи и песни о любви к родине. Какие пословицы вы знаете? (Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко. Своя земля и в горсти мила. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Чужбина — калина, Родина — малина.)
III. Проверка домашнего задания
— Дома вы прочитали летопись и подготовили ответы на вопросы. Проверим, как вы это сделали. (Ученики читают летопись, отвечают на вопросы 1—3.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
(Работа в паре.)
— Прочитайте задание 4 на с. 8 учебника. Выполните его самостоятельно.
— Послушайте сообщение о князе Олеге.
В 879 г. Рюрик скончался, и наследником его, за малолетством сына его Игоря, был родственник его Олег. Необыкновенно умный, смелый, предприимчивый Олег положил первое основание той славе, которой потом суждено было достигнуть молодому государству: он соединил в одно все вражеские княжества и, узнав все выгоды местности Киева в сравнении с холодною и болотистою страной Новгорода, перенес туда столицу государства и назвал Киев матерью городов русских.
Кроме этой важной победы, Олег прославился еще покорением многих других племен славянских... Но всего этого было еще мало для завоевательного духа Олегова: он пошел далее — по знакомому варягам водному пути в Грецию, тем более что из Киева этот путь был уже не так далек; дошел до Царьфада, или Византии, навел на нее такой страх, что византийский император согласился заплатить русскому князю дорогой выкуп, состоящий из золота, шелковых тканей и греческих вин; одним словом, в 33 года правления Олега народ видел так много славных и счастливых дел его, что, дивясь им, назвал его вещим, то есть мудрым
и прозорливым.
А. Ишимова
— Расскажите, что вы узнали из исторических источников. Сравните эти сведения с текстом летописи, помещенным в учебнике. (Ответы учеников.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 9. Используя полученные на уроке знания, расскажите о князе Олеге.
(Ученики отмечают физическую мощь Олега, его уверенность в собственной силе.)
Документальный портрет князя Олега не сохранился, а иллюстрация в учебнике создана художником на основе летописного текста.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Что у вас получалось?
— Что показалось трудным?
VII. Подведение итогов урока
— Вспомните содержание летописного отрывка.
— Как еще можно его озаглавить?
Домашнее задание
Читать летописи, былины, сказания. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из них. Узнать о создании бумаги и книги.
3