МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания
Класс 1 «Г» МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №37»
Классный руководитель: Галицкая Л.Д.
Тема: «Согласные звуки [м] [м’]. Буквы М, м.»
Усаева К.Ю.
УМК, учебник Школа России, Азбука В.Г. Горецкий
- Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.
Умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме
Овладение новыми звуками и буквами русского языка. Умение выполнять задания, используя учебник
Организация рабочего места. Умение говорить по теме Контроль способа выполнения действия.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Сегодня проведу урок обучения грамоте я, Карина Юрьевна. Сели ровно, спинки прямые. Все ли у вас готово к уроку? Ничего лишнего не лежит на партах? Долгожданный дан звонок – Начинается урок. | Слушают учителя Отвечают | Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место под руководством учителя Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
2. Актуализация знаний, определение темы и задач урока. | - Ребята, давайте вспомним на какие 2 группы можно разделить звуки речи? -Ребята, обратите внимание на доску. На доске буквы: А, Н, И, М, С, К, Т, О Назовите их. Разделите данные буквы на 2 группы: (вызываю ученика к доске) А все ли буквы вам знакомы? С какой буквой вы еще не знакомились на уроках обучения грамоте? Кто знает, как она называется? Кто догадался, какая тема урока? Что будем делать? | - Гласные и согласные звуки Буквы, обозначающие гласные звуки: А, И, О Буквы, обозначающие согласные звуки: Н, М, С, К, Т -нет Дети показывают указкой -Эм! -Познакомимся с новой буквой М, м, узнаем, какие звуки эта буква обозначает, дадим им характеристику, будем читать слова, предложения и тексты с новыми словами, отвечать на вопросы и т.д. | Регулятивные: ·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи Предметные выделение нужного звука в словах |
3. Первичное усвоение новых знаний. Звуковой анализ | - Ребята, рассмотрите предметные картинки. Что изображено на первой предметной картинке? - Давайте произнесём это слово хором. - Сколько слогов в слове дом? - Давайте произнесём это слово еще раз. Какой звук вы слышите на конце слова? - Какой это звук? Согласный или гласный? Почему? - Какой он? Твёрдый или мягкий? - Каким цветом мы обозначим его в схеме? - Давайте выложим схему слова на доске (вызываю желающего ученика) - Молодцы, теперь посмотрите на вторую предметную картинку. Что на ней изображено? - Правильно, давайте произнесём это слово. - Сколько слогов в слове семь? - Давайте произнесём это слово еще раз. Какой звук мы слышим на конце слова? - Какой это звук, гласный или согласный? Почему? - Какой он? Твёрдый или мягкий? - Каким цветом мы обозначим его в схеме? - Давайте выложим схему слова на доске (вызываю желающего ученика) Сравнение схем. Что общего? Чем отличаются? - Произнесите звуки, которые мы выделяли в словах дом и семь - Что общего у этих звуков? - Чем эти звуки отличаются? - Какими цветами обозначены на схеме твёрдый и мягкий звуки? - Правильно, так с какими звуками мы сейчас познакомились? - верно! | -дом Дом 1 слог Доммм.. - [м] – Согласный, при произношении этого звука, воздух встречает преграду. – Твёрдый - Синим Схема - Цифра семь Семь 1 слог - Семь - [м`] - Согласный, при произношении этого звука, воздух встречает преграду. - Мягкий - Зелёным Схема -общее:В схеме три звука Различия: отличаются цветом. Буква Эм в схеме дом синим цветом, а в слове семь- зеленым цветом - [м], [м`] - Они оба согласные - [м`] – мягкий звук, а [м] – твёрдый - Синим и зелёным - [м] и [м`] | Познавательные - умение строить речевое высказывание - умение анализировать объект - умение сравнивать: находить общее и различие Коммуникативные - умение слушать, говорить, переработка информации на основе анализа. Предметные Отличать гласный звук от согласного умение характеризовать звук. |
4. Упражнение в слышании звука (Произносить слова не торопясь) | А теперь мы с вами поиграем. Приготовьте синий и зелёный карандаши. Когда я назову слово со звуком [м] то поднимаете синий карандаш, если вы услышите [м`], вы поднимаете зелёный карандаш. Приступим Мяч Мышь Мука Миска Минута Мясо Мак Морж Какие звуки мы искали в словах? | Взяли карандаши. Мяч – зеленый карандаш Мышь- синий карандаш Мука –синий карандаш Миска– зеленый карандаш Минута-зеленый карандаш Мясо-зеленый карандаш Мак – синий карандаш Морж – синий карандаш - [м] и [м`] | Познавательные: Применять новые полученные знания Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; вступать в диалог |
5. Обозначение звука Буквой | - Дети, звуки [м], [м'] обозначаются на письме буквой Эм! Посмотрите в учебнике на странице 85 на эту букву. Что мы видим? - А зачем нужна заглавная буква? - А чем отличается заглавная буква от строчной? - По-вашему мнению, на что похожа эта буква? Посмотрите, на что еще похожа буква М Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. Вот качели – Буквы М! Здесь качаться Можно всем! (показываю на качели из буквы Эм) - Давайте напечатаем заглавную и строчную эм (показываю на доске, как правильно печатать буквы) , дети печатают в своих тетрадях. - Дети, посмотрите на картинки на слайде и найдите М среди других букв | - Заглавную букву эм и строчную - Для первого слова в предложении, имен, названий городов и т.д. - Только размером - На качели, на людей, держащихся за руки, на горы … Ученики ищут данную букву. | Познавательные: - умение находить нужную информацию в учебнике Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение выражать навыки сотрудничества учителя с учениками. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
6. Работа со столбиками слогов | - Давайте вместе почитаем слоги (они есть в учебнике) (чтение хором по указке учителя) сверху вниз, снизу вверх. - А кто хочет прочитать один? - А кто еще? ( Учитель показывает слоги в свободном порядке) - Прочитайте слоги, в которых буква М обозначает твердый согласный. - А теперь прочитайте слоги, в которых буква М обозначает мягкий согласный. - Давайте попробуем договорить слоги до полного слова. ( Учитель показывает слог, и дети договаривают до полного слова) - Отлично | Читают хором по указке учителя Читает один ученик Читает другой ученик – ма, мо, му, мы. -ми, ме -мама, молоко, мука, мышка, мир, мел. | Познавательные: - умение находить нужную информацию в учебнике Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
7. Работа со столбиками Слов | - Дети, посмотрите на столбики слов. - Обратите внимание на пометы в словах, кто сможет объяснить, что означают помета «прямая линия между буквами»? - А что означает помета «пунктирная линия»? - А как образуется слог – слияния? Из каких звуков? - Сколько слогов в первом слове? - Какой слог ударный? - Прочитайте 2 слово - Что такое метро? Прочитайте слова в прямом порядке (учитель показывает указкой – 1 ученик читает по 2 слова) -Прочитайте слова, отличающиеся 1 буквой. А чем отличаются эти слова? Прочитайте слово - название города. Ребята, а кто был в Москве? Что вы можете сказать об этом городе? - Давайте попробуем составить предложения с этими словами. | - Эта помета обозначает границу слога– слияния - Пунктирная линия указывает, что к слогу-слияния примыкает звук. - Из одного согласного и одного гласного -мама-2слога -первый слог -метро -это вид транспорта, который перевозит пассажиров под землей. -Строили, строители. -слово и слова -слово – одно -слова - много -Москва -большая и красивая…. -Мама в Москве добиралась на метро. | Познавательные: - умение находить нужную информацию в учебнике; умение перерабатывать информацию на основе анализа Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное |
Физкультминутка | Рыжий котик потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Лапы в стороны развел, И как будто бы пошел, Туловищем повертел И за парту тихо сел. | Выполняют движения | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя |
8. Работа со связным текстом | - сейчас будем читать текст. - Как он называется? - Как вы думаете, о чем будет этот текст? - Прочитаем текст внимательно и попытаемся ответить на вопрос: о каком уроке идет речь. -а как вы догадались? - Прочитайте текст шепотом. - Какие слова написал Рома? - что дали Роме? Что написали другие дети? - Давайте прочитаем текст по предложению (выбираю учеников на чтение по предложениям) - Сколько всего предложений в тексте? - Как вы это определили? - Ребята, а почему Рома и Москва пишутся с заглавной буквы? А когда еще слова пишутся с заглавной буквы? | - На уроке? - Об уроке - об уроке письма -Потому что Рома пишет Читают -мама, Москва, мир -мел -мама, Москва, мир -4 - Мы определили по знакам препинания в конце. - Потому что это имена - Когда это названия городов, рек, озер, ит.д | Познавательные: Умение находить нужную информацию в учебнике; умение перерабатывать информацию на основе анализа Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) Личностные: Проявлять желание учиться самостоятельно; |
9.Закрепление изученного | - Посмотрим на изображение. - Какой город изображён? -Почему вы так решили? - Прочитайте заголовок на странице 84? - А кто знает, что такое столица? Верно! Да, Москва- это главный город в России. О нем написано немало стихотворений и песен, снято фильмов. - Сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. (Учитель читает наизусть один раз текст) - Ребята, а теперь кто прочитает текст еще раз. - Ребята, как Александр Сергеевич относится к Москве? - Давайте прочитаем предложения под картинкой вполголоса. - О каком городе идет речь в предложениях? Прочитайте еще раз по 1 предложению. - Как описывают Москву? Найдите и прочитайте - Что значит велика? - Что еще о Москве вы узнали из текста? Москву можно назвать древним городом, потому что ей уже очень много лет. Раньше это была небольшая деревушка, поселение. Но потом сюда стали приходить люди, поселение строилось и разрасталось. И превратилось в город. Сейчас Москва является одним из самых больших и красивых городов мира. Ребята, а теперь придумайте с другом рассказ о Москве. Вам помогут слова: столица, Красная площадь, разные народы, Кремль, красиво. | - Город Москва - Потому что изображены: Красная площадь, Кремль, флаг России, Собор Василия Блаженного - Москва - столица России - Столица – это главный город в стране. Слушают Ученик читает - с гордостью за свою родину, с любовью. Читают О Москве Читает ученик -Велика, красива. - Она очень большая. - Что она увеличивается и красивее становится Столица России –Москва. В ней проживают разные народы. Москва очень красива! Там есть Красная площадь и Кремль. | Познавательные: Умение находить нужную информацию в учебнике; умение перерабатывать информацию на основе анализа; Понимает информацию, представленную в виде рисунков. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) Личностные: Проявлять желание учиться самостоятельно; Предметные: Объяснять значение слов |
10. Работа с пословицей | - Дети прочитайте первую пословицу на странице 84 , где восклицательный знак. - Как вы думаете, почему так говорят? - Прочитайте вторую пословицу. - Как вы думаете, почему так говорят? -Прочитайте третью пословицу. -Почему так говорят? - Ребята, давайте найдем букву эм в этих пословицах (вызываю к доске учеников) - Молодцы | Кто сеет мир, пожнёт счастье. - Если человек пытается жить в мире, он будет счастлив. Mир строит, а война разрушает. - Так говорят, когда хотят уберечь от войн и хотят показать, что лучше жить в мире, потому что после войны остаются разрушенные города, погибшие люди и т.п… Мало хотеть, надо уметь. - Одного желания сделать какую-то работу недостаточно, надо уметь ее выполнять. Показывают буквы эм. | Познавательные: умение перерабатывать информацию на основе анализа Коммуникативные: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное |
11. Обобщение. Итог урока. | - Ребята, с какой же буквой мы познакомились? - Какие звуки обозначает буква эм? - Приведите пример слов с этими звуками. - Найдите букву эм среди других и укажите указкой (слайд) | - С буквой эм - Мягкий [м'] и твердый [м] -Миска, мед, метла … Ищут букву | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что уже освоено |
10. Рефлексия | - Вы все молодцы, хорошо справились с заданием. Наш урок подходит к концу. Если вы на уроке работали хорошо, материал освоили, отвечали, знаете с какой буквой познакомились и какие звуки она обозначает, то заштрихуйте букву эм зеленым цветом. А если были какие-то трудности, что-то не поняли, то заштрихуйте букву красным цветом. | Штрихуют буквы Показывают буквы | Познавательные Умение ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные осознание качества и уровня освоения |