СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная стратификация. Социальная мобильность. На уроке можно истользовать мультфильм или отрывок из фильма для работы по определению социальной мобильности 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Социальная стратификация. Социальная мобильность.»

2. Тема: Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам социального неравенства.

Тип уроков: комбинированный


План:

1. Орг. Момент – 5 мин.

2. Проверка Д.З. – 5-7 мин.

3. Изучение нового материала – 30 мин.

4. Практическая работа – 30 мин.

5. Рефлексия – 10 мин.

6. С.Р. №1. – 3 мин. Выбрать любой фильм с героем статус которого в течение фильма меняется

    1. Характеристика исходного социального статуса героя

    2. Вид социальной мобильности, совершенной в сказке

    3. Характеристика измененного социального статуса

    4. Личностные черты и качества; социальные «лифты», способствующие данной мобильности


2. Проверка Д.З. Словарные слова:

Социальная стратификация – разделение общества на слои – страты.

Социальное неравенство – неравномерное распределение доходов, власти, образования, прав и обязанностей между различными группами населения.

Социальный статус – положение и место человека в обществе.

Мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе.

Горизонтальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Переход индивида из одной социальной группы в другую – вертикальная мобильность.

«Социальные лифты» - пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх.

Индивид, утративший свой социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, занимающий промежуточное положение между устойчивыми группами – маргинал.

Люмпены – люди, опустившиеся на дно жизни (бомжи, бродяги и др.)


3. Изучение нового материала – 30 мин.


Общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией.

1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.


В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация.

Под запись: Принято различать следующие виды социальной стратификации:

  • экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);

  • политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);

  • профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).


Дифференциация общества на группы, занимающих различное положение в нём, является основанием социальной стратификацией. Термин был предложен русско-американским социологом Питиримом Сорокиным и означает упорядоченное расположение социальных слоёв (страт) на ступенях социальной лестницы. Чем большими материальными благами или профессиональными навыками обладает человек, тем он выше на социальной лестнице. Основными критериями социальной стратификации являются власть, доход, богатство, образование, престиж профессии. Люди, занимающие различное положение в обществе, к примеру, банкиры, врачи, инженеры различаются социальным статусом, включающим определённый набор прав и обязанностей.

История представила нам четыре типа стратификации: рабовладельческая, кастовая, сословная и классовая. Рабовладельческий, кастовый и сословный строй закреплял человека за определённой группой и не давал ему менять своё положение. К примеру, кастовый строй в Индии делил население на четыре слоя: брахманы – каста жрецов, кшатрии – каста воинов, вайшьи – каста купцов, шудры – крестьян и ремесленников. Перейти из одной касты в другую было невозможно, потому что так людей разделил сам Бог Брахма. Принадлежность человека к той или иной касте можно было узнать по тому, что он надевал, ел, где жил, чем занимался. Строго запрещались межкастовые браки.

Сословный строй в России до ноября 1917 года также, как и кастовый строй в Индии, является примером закрытого общества. Он делил население на привилегированное (дворянство, духовенство), непривилегированное (крестьянство) и полупривилегированное (казачество) сословия. Различия в правах и обязанностях сословий закреплялись законодательно. Вспомните к примеру, «Табель о рангах» Петра I.






В классовом обществе люди дифференцируются на три класса: высший (банкиры, владельцы фирм, управленцы), средний (государственные служащие, квалифицированные рабочие, коммерсанты) и низший класс (обслуживающий персонал, работники без специального образования). Внутри каждого класса существует более детальная дифференциация на слои.

  • Верхний – высший класс включает родовых аристократов, накопивших в течение многих поколений несметные богатства.

  • Нижний – высший класс составляют богатые, занимающие руководящие посты в бизнесе, промышленности, политике.

  • Верхний – средний класс состоит из высокооплачиваемых профессионалов, это известные врачи, адвокаты, актёры.

  • Средний – средний класс включает хорошо оплачиваемых служащих, людей интеллектуального труда. 

  • Нижний – средний класс составляют квалифицированные рабочие. 

  • Верхний – низший класс включает в себя средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, имеющие относительный достаток. 

  • Нижний – низший класс составляют люди «социального дна» – люмпены (нищие, бомжи, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством).  


В социальной структуре общества есть прослойка людей, занимающие промежуточное положение между различными социальными группами – маргиналы. Это люди, не принимающие культуру, религию, мораль социальной группы, в которой они произошли и при этом, не примыкающие к другим объединениям людей. Маргинал чувствует некое отчуждение от группы.  


Социальная мобильность



Современное динамично развивающееся информационное общество не может быть закрытым, поскольку нуждается в высококвалифицированных специалистах. Оно открыто для перемещения людей из одного социального слоя в другой. Такое перемещение называется социальной мобильностью.  


Виды мобильности

Виды

Характеристика

Примеры

1.

Горизонтальная

Перемещение на одном уровне социальной лестницы

  • Гражданин Франции приобрел гражданство России;

  • Учитель сельской местности перевелся на работу учителем в городскую школу

Вертикальная

Перемещение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социальной лестнице

  • Заместитель отдела по продажам стал директором фирмы (восходящая);

  • Офицер за нарушение воинского устава был разжалован в рядовые (нисходящая)

2.

Индивидуальная

Перемещение одного человека

  • Иванов перевелся на другую работу

Групповая

Перемещение группы

  • Туристы из России поехали в Египет

3.

Внутрипоколенная

Изменение социального статуса внутри одного поколения

  • Инженер стал начальником цеха

Межпоколенная

Отличие социального статуса различных поколений


  • Сын крестьянина стал банкиром


4.

Структурная

Перемещение, вызванное структурными изменениями народного хозяйства и происходящее помимо сознания и воли людей

  • Сокращение машинисток в связи с внедрением компьютерных технологий 

Организованная

Перемещение, контролируемое государством с согласия или без согласия людей

  • Призыв в армию




С помощью чего человек перемещается из одной группы в другую? Представим все наше общество, как огромный многоэтажный дом со множеством лифтов, по которым, люди перемешаются вверх или вниз по этажам. Эти лифты являются каналами социальной мобильности – путями перемещения людей из одной группы в другую. Социолог П. Сорокин относит к таким каналам:

  • школу (выпускник школы Андрей, после окончания 11 классов поступил в Медакадемию);

  • ВУЗ (молодой специалист по юриспруденции устроился после окончания ВУЗа в известную юридическую фирму);

  • армию (сын ремесленника вступил в армию и стал маршалом);

  • брак (Игорь женился на дочери мера города и стал управляющим фонда социального страхования);

  • бизнес (рядовой сотрудник авторемонтной мастерской вырос до директора автосалона);

  • церковь (церковное служение помогло крестьянину Никите Минову стать патриархом Никоном);

  • искусство (Джастин Бибер стал известен и популярен после размещения своих песен на You Tube).



Классификация мобильности

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».

К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.

4. Люмпены и маргиналы. Эти  две группы населения как бы выпадают   из устойчивой социальной  структуры  общества.

Люмпены - в переводе «лохмотья» (люди, опустившиеся на дно жизни)

        Бродяги        Нищие                        Бомжи


В чем опасность для общества? – Питательная среда для экстремистских организаций

Маргинал - в переводе «находящийся на краю» → Группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями


Каналы маргинализации:

Миграции        Войны        Революции        Стихийные бедствия

Вопрос обучаемся: В чем опасность для общества?

Эти слои стремятся к «твердой руке», создают базу для антидемократических режимов

Исключения: нередко выходцы из этих групп предприимчивы.


4. Практическая работа 30 мин.

Вариант 1 Зачитываю, студенты пишут ответы

Главный герой фильма «Легенда № 17» Валерий Харламов вначале играл за ЦСКА, потом — за команду Чебаркуля, потом — за сборную СССР.

Ответ: вертикальная нисходящая и вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — спорт.



Главный герой фильма «Побег из Шоушенка» был банкиром, а стал заключённым.

Ответ: вертикальная нисходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная.



Главной герой фильма «Джанго освобождённый» был рабом, а стал вольным охотником за беглыми преступниками.

Ответ: вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — работа.



Главный герой фильма «Капитан Америка: первый мститель» был рядовым жителем Нью-Йорка, а после научного эксперимента стал супергероем, знаменитостью и руководителем диверсионного спецотряда.

Ответ: вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — наука и армия.



Ну и последний пример, с которым, правда, никто из моих учеников оказался не знаком, — замечательный фильм «Артист», где главный герой из звезды немного кино превратился в никому не нужного актёра, а главная героиня, наоборот, пробилась в звёзды.

Ответ: вертикальная восходящая и нисходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — кинематограф.

Вариант 2

Изучение процесса социальной мобильности на примерах мультика «Летучий карабль»

Смотрим 20 мин. И отвечаем на вопросы (Герои по вариантам их 6 может быть

1. Принцесса Забава

2. Боярин «Полкан»

3. Трубочист Ваня

4. Царь



Социальная мобильность героев :

    1. Характеристика исходного социального статуса героя

    2. Вид социальной мобильности, совершенной в сказке

    3. Характеристика измененного социального статуса

    4. Личностные черты и качества; социальные «лифты», способствующие данной мобильности

В качестве «социальных лифтов» могут выступать образование и квалификация, а также необходимые личностные черты - трудо­любие, целеустремленность; армия, бизнес, государственная служба, наука, спорт, брак по расчету.

5. Рефлексия

Что нового я узнал ?

Что мне понравилось, а что мне не понравилось?

Зачем мне информация полученная на уроке







Социальная мобильность и социальные «лифты» (Вариант 2)


Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!