СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Современные подходы к оцениванию достижений обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной теме раскрываются современные подходы к оцениванию достижений обучающихся, виды и формы контроля, аттестация обучающихся, сущность оценивания, его функции и задачи, и инструменты оценивания 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Современные подходы к оцениванию достижений обучающихся»

Оценивание Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением. Оценивание представляет собой комплексный процесс: по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей. по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Оценивание

  • Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.
  • Оценивание представляет собой комплексный процесс:
  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания: Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов; Обеспечить обратную связь; Оценить степень достижения намеченных целей; Оценить , как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить , как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Система оценивания Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между преподавателем и студентом по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой обучающимися.

Система оценивания

  • Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между преподавателем и студентом по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой обучающимися.

Функции оценивания: обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся ЗУНов, уровня обученности, сколько прибавление, расширение объема знаний, качества умений и навыков, опыта их применения;   воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;   ориентирующая – воздействие на умственную работу студента с целью осознания им процесса этой работы и понимания, осмысления им собственных знаний и опыта;·       

Функции оценивания:

  • обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся ЗУНов, уровня обученности, сколько прибавление, расширение объема знаний, качества умений и навыков, опыта их применения;  
  • воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;  
  • ориентирующая – воздействие на умственную работу студента с целью осознания им процесса этой работы и понимания, осмысления им собственных знаний и опыта;·       

Функции оценивания: стимулирующая  – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;   диагностическая  – непрерывное отслеживание качества знаний обучающихся, измерение обученности на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;   проверка эффективности обучающей деятельности самого преподавателя ; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу.   

Функции оценивания:

  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  
  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний обучающихся, измерение обученности на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  
  • проверка эффективности обучающей деятельности самого преподавателя ; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу.   

Функции оценивания: формирование у студентов адекватной самооценки  как личностного образования. Адекватная самооценка формируется под воздействием оценок и оценочных суждений преподавателя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в студента неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;   мощный мотив учебной деятельности студентов;   изменения межличностных отношений в студенческом коллективе , содействие в повышении статуса студента. Положительное или отрицательное отношение одногруппников к члену коллектива зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Функции оценивания:

  • формирование у студентов адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка формируется под воздействием оценок и оценочных суждений преподавателя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в студента неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  
  • мощный мотив учебной деятельности студентов;  
  • изменения межличностных отношений в студенческом коллективе , содействие в повышении статуса студента. Положительное или отрицательное отношение одногруппников к члену коллектива зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Проблемы не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности -

Проблемы

  • не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);
  • затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

Проблемы является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка); часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя,

Проблемы

  • является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);
  • часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)

Что требуется Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая: устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания; позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»; позволит ввести в практику оценку новых результатов образования. устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания; позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»; позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.

Что требуется

Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:

  • устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания; позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»; позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.
  • устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
  • позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
  • позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.

Оценивание: современные  тенденции От К Письменные работы, закрытый экзамен Открытый экзамен, проекты Оценивание преподавателем, тьютором Оценивание при участие обучающихся Имплицитные ( неявные ) критерии оценки Эксплицитные ( явные ) критерии оценки Конкуренция Сотрудничество Оценка результата Цели и задачи Оценка процесса Учебные результаты Оценивание знаний Оценивание умений, способностей, компетенций Тестирование памяти Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза Оценивание курса Оценивание модуля Итоговое, суммарное оценивание Формирующее, развивающее оценивание Приоритетность оценки Приоритетность учения

Оценивание: современные тенденции

От

К

Письменные работы, закрытый экзамен

Открытый экзамен, проекты

Оценивание преподавателем, тьютором

Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные ( неявные ) критерии оценки

Эксплицитные ( явные ) критерии оценки

Конкуренция

Сотрудничество

Оценка результата

Цели и задачи

Оценка процесса

Учебные результаты

Оценивание знаний

Оценивание умений, способностей, компетенций

Тестирование памяти

Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Оценивание курса

Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание

Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки

Приоритетность учения

Формирующее оценивание Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание

  • Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
  • Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет преподлавателю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;  сделать убучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание позволяет преподлавателю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать убучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся может помогать учиться на ошибках; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание

Результатами применения формирующего оценивание является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.

Результатами применения формирующего оценивание является:

  • обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
  • максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
  • формирование оценочной самостоятельности учащихся,
  • формирование адекватной самооценки.

Пять принципов формирующего оценивания Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Пять принципов формирующего оценивания

  • Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  • Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
  • Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Цель обучения – инструменты оценивания Формирование критического мышления, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке). · Критический анализ ситуации. · Критическая оценка изученной литературы. · Ведение рефлексивного дневника. · Подготовка сообщения \ выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения). · Подготовка \ написание статьи. · Комментарии к статье, книге, монографии.

Цель обучения – инструменты оценивания

Формирование критического мышления, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.)

· Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке).

· Критический анализ ситуации.

· Критическая оценка изученной литературы.

· Ведение рефлексивного дневника.

· Подготовка сообщения \ выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения).

· Подготовка \ написание статьи.

· Комментарии к статье, книге, монографии.

Цель обучения – инструменты оценивания Решение проблем \ планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.) · Анализ ситуации \ случая. · Сценарирование проблем. · Моделирование ситуации. · Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения). · Обсуждение и рефлексия с коллегами проблем \ опыта из собственных работ. · Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме.

Цель обучения – инструменты оценивания

Решение проблем \ планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.)

· Анализ ситуации \ случая.

· Сценарирование проблем.

· Моделирование ситуации.

· Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения).

· Обсуждение и рефлексия с коллегами проблем \ опыта из собственных работ.

· Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме.

КОМПЕТЕНЦИЯ – Интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

КОМПЕТЕНЦИЯ –

Интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Подходы к формированию содержания образования и оценке качества подготовки специалиста Предметный подход Деятельстностный подход Дисциплины слабо интегрированы между собой Ориентация на освоение ЗУН Проверка сформированности знаний (реже умений и навыков) Решение простых профессиональных задач Содержание дисциплин тесно интегрировано Ориентация на освоение: ЗУН + формирование личностных качеств + социальной адаптации + опыта профессиональной деятельности Проверка сформированности компетенций Формирование поведенческой модели

Подходы к формированию содержания образования и оценке качества подготовки специалиста

Предметный подход

Деятельстностный подход

  • Дисциплины слабо интегрированы между собой
  • Ориентация на освоение ЗУН
  • Проверка сформированности знаний (реже умений и навыков)
  • Решение простых профессиональных задач
  • Содержание дисциплин тесно интегрировано
  • Ориентация на освоение: ЗУН + формирование личностных качеств + социальной адаптации + опыта профессиональной деятельности
  • Проверка сформированности компетенций
  • Формирование поведенческой модели

Цель обучения – инструменты оценивания Выполнение действий \ демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.) · Подготовка отчета по лабораторной работе. · Демонстрация опыта \ эксперимента. · Участие в ролевой игре. · Использование программного обеспечения и видео. · Подготовка презентационного плаката.

Цель обучения – инструменты оценивания

Выполнение действий \ демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.)

· Подготовка отчета по лабораторной работе.

· Демонстрация опыта \ эксперимента.

· Участие в ролевой игре.

· Использование программного обеспечения и видео.

· Подготовка презентационного плаката.

Цель обучения – инструменты оценивания Управление \ развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.) · Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых студенты формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям). · Создание портфолио. · Осуществление самооценки. · Написание автобиографии. · Ведение рефлексивных дневников. · Взаимооценка. · Участие и оценивание групповых проектов. · Взаимообучение.

Цель обучения – инструменты оценивания

Управление \ развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.)

· Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых студенты формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям).

· Создание портфолио.

· Осуществление самооценки.

· Написание автобиографии.

· Ведение рефлексивных дневников.

· Взаимооценка.

· Участие и оценивание групповых проектов.

· Взаимообучение.

Цель обучения – инструменты оценивания Демонстрация знания \ понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации). · Заполнение мультивариативных опросников. · Выполнение тестов \ мини-тестов. · Контрольные опросы.

Цель обучения – инструменты оценивания

Демонстрация знания \ понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.)

· Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации).

· Заполнение мультивариативных опросников.

· Выполнение тестов \ мини-тестов.

· Контрольные опросы.

Цель обучения – инструменты оценивания Разработка \ создание материалов (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.) · Создание портфолио. · Подготовка презентации. · Представление · Участие в групповых проектах. · Участие в соревновании. · Проектирование и внедрение проекта. · Оценка качества исполнения.

Цель обучения – инструменты оценивания

Разработка \ создание материалов (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.)

· Создание портфолио.

· Подготовка презентации.

· Представление

· Участие в групповых проектах.

· Участие в соревновании.

· Проектирование и внедрение проекта.

· Оценка качества исполнения.

Цель обучения – инструменты оценивания Коммуникация, взаимодействие (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной , групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование и т.п.) · Участие в групповой работе. · Участие в дискуссии (дебатах, переговорах). · Участие в ролевых играх. · Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.). · Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего. · Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков.

Цель обучения – инструменты оценивания

Коммуникация, взаимодействие (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной , групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование и т.п.)

· Участие в групповой работе.

· Участие в дискуссии (дебатах, переговорах).

· Участие в ролевых играх.

· Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.).

· Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего.

· Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков.

Предметно-деятельностный подход по дисциплинам по компетенциям Деление содержания образовательной программы и оценочных средств контроля соответствует предметному структурированию Деление содержания образовательной программы и оценочных средств контроля соответствует его деятельностному  структурированию

Предметно-деятельностный подход

по дисциплинам

по компетенциям

  • Деление содержания образовательной программы и оценочных средств контроля соответствует предметному структурированию
  • Деление содержания образовательной программы и оценочных средств контроля соответствует его деятельностному структурированию

Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных  подходов , ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций. При этом традиционные  средства  контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода , а инновационные средства  адаптировать  для широкого применения в вузовской практике.

Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов , ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций.

При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода , а инновационные средства адаптировать для широкого применения в вузовской практике.

КОМПЕТЕНЦИИ Способность применять знания, умения, ценностный и практический опыт для успешного решения личностных и профессиональных задач Не сводимы к отдельной учебной дисциплине Не равны сумме знаний, умений и навыков  Интегративны: объединяют знания, умения, навыки, готовность мобилизовать их в конкретных ситуациях  Диагностичны: факт и степень их сформированности могут быть диагностированы на основе определенных критериев   Отражают социальный заказ : ориентированы на потребности рынка труда

КОМПЕТЕНЦИИ

Способность применять знания, умения, ценностный и практический опыт для успешного решения личностных и профессиональных задач

Не сводимы

к отдельной учебной дисциплине

Не равны

сумме знаний, умений и навыков

Интегративны:

объединяют знания,

умения, навыки,

готовность

мобилизовать их

в конкретных

ситуациях

Диагностичны:

факт и степень их

сформированности

могут быть

диагностированы

на основе

определенных

критериев

Отражают социальный заказ :

ориентированы на

потребности

рынка труда

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНТЕГРАТИВНОСТЬ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)  ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР   ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ В НЕТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ   АКТУАЛИЗАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ЭКСПЕРТИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ   СВЯЗЬ КРИТЕРИЕВ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

  • ИНТЕГРАТИВНОСТЬ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР, СВЯЗЬ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)

  • ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР

  • ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ В НЕТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ

  • АКТУАЛИЗАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • ЭКСПЕРТИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ

  • СВЯЗЬ КРИТЕРИЕВ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ объекты оценивания (что?) критерии оценки результата эталоны, нормы,  качества + + задания требования к условиям выполнения технологии, методы (как?) (чем?) + +

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

объекты

оценивания

(что?)

критерии

оценки

результата

эталоны,

нормы,

качества

+

+

задания

требования

к

условиям

выполнения

технологии, методы

(как?)

(чем?)

+

+

ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И ЕГО КРИТЕРИИ     соответствие эталону    соответствие выбранного, самостоятельно созданного алгоритма решаемой задаче   соответствие научным основам организации и выполнения деятельности   Объект   Критерии:    Продукт учебной, учебно-исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности  Процесс учебной, учебно-исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности   Объем профессионально значимой информации

ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И ЕГО КРИТЕРИИ

соответствие эталону

соответствие выбранного, самостоятельно созданного алгоритма решаемой задаче

соответствие научным основам организации и выполнения деятельности

Объект

Критерии:

Продукт учебной,

учебно-исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности

Процесс учебной, учебно-исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности

Объем профессионально значимой информации

 Традиционные типы контроля Основные: Текущий Промежуточный Итоговая государственная аттестация Дополнительные: Предварительный Рубежный (модульный) Резидуальный (контроль остаточных знаний)

Традиционные типы контроля

Основные:

  • Текущий
  • Промежуточный
  • Итоговая государственная аттестация

Дополнительные:

  • Предварительный
  • Рубежный (модульный)
  • Резидуальный (контроль остаточных знаний)

ВИДЫ АТТЕСТАЦИЙ Междисципли-нарная аттестация Аттестация по дисциплине «Квалификаци-онная» аттестация ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ Профессионально значимая научная информация, способы теоретической деятельности Общие и профессиональные компетенции, готовность к ПД (или отдельному ВПД) Общекультурные, общепрофессиональные компетенции НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ На перенос, применение информации, актуализацию умений и знаний в новой ситуации, выполнение универсальных способов деятельности На выполнение ВПД, сформированность ОК и ПК, реальные или имитационные ситуации На воспроизведение, понимание, работу с информацией, решение типовых и нетиповых задач

ВИДЫ АТТЕСТАЦИЙ

Междисципли-нарная аттестация

Аттестация по

дисциплине

«Квалификаци-онная» аттестация

ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Профессионально значимая научная информация,

способы теоретической

деятельности

Общие и профессиональные компетенции, готовность к ПД (или отдельному ВПД)

Общекультурные,

общепрофессиональные

компетенции

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ

На перенос, применение информации, актуализацию

умений и знаний в новой ситуации, выполнение универсальных способов деятельности

На выполнение ВПД,

сформированность ОК и ПК, реальные или имитационные ситуации

На воспроизведение, понимание, работу с информацией, решение типовых и нетиповых задач

Междисциплинарная аттестация Междисциплинарный экзамен Междисциплинарный экзамен Экзаменационный билет включает отдельные вопросы из разных дисциплин Экзаменационный билет включает междисциплинарную задачу Готовность к применению знаний и умений в новой ситуации Оценивание компетенций затруднено или невозможно

Междисциплинарная аттестация

Междисциплинарный экзамен

Междисциплинарный экзамен

Экзаменационный билет включает отдельные вопросы из разных дисциплин

Экзаменационный билет включает междисциплинарную задачу

Готовность к применению знаний и умений в новой ситуации

Оценивание компетенций затруднено или невозможно

Интегративная модель оценивания компетенции Знаковая система (язык) дисциплины L 1 Сознание обучающегося Пз ( L1) Дефицит информации Знаковая система (язык) дисциплины L 2  Общее понятийно-проблемное поле Проблемное задание (Пз) запрос Инструментарий решения L 1 - L 2  Междисциплинарная задача Компетенция

Интегративная модель оценивания компетенции

Знаковая система (язык) дисциплины

L 1

Сознание обучающегося

Пз

( L1)

Дефицит

информации

Знаковая система (язык) дисциплины

L 2

Общее понятийно-проблемное поле

Проблемное задание

(Пз)

запрос

Инструментарий решения

L 1 - L 2

Междисциплинарная

задача

Компетенция

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций Задачи междисциплинарной промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации:  оценивание сформированности компетенций на основе требований ФГОС Задачи текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации по дисциплине: оценивание элементов компетенций (ЗУВ) наддисциплинарный уровень дисциплинарный уровень

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ

Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций

Задачи междисциплинарной промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации: оценивание сформированности компетенций на основе требований ФГОС

Задачи текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации по дисциплине:

оценивание элементов компетенций (ЗУВ)

наддисциплинарный уровень

дисциплинарный уровень

Методы (виды) контроля Устный контроль Письменные работы Контроль с помощью технических средств и информационных систем

Методы (виды) контроля

  • Устный контроль
  • Письменные работы
  • Контроль с помощью технических средств и информационных систем

Традиционные формы контроля Устный Письменный Собеседование Коллоквиум Зачет Экзамен Тест Контрольная работа Эссе Реферат Курсовая работа Научно-учебные отчеты по практикам Отчеты по научно-исследовательской работе (НИРС)

Традиционные формы контроля

Устный

Письменный

  • Собеседование
  • Коллоквиум
  • Зачет
  • Экзамен
  • Тест
  • Контрольная работа
  • Эссе
  • Реферат
  • Курсовая работа
  • Научно-учебные отчеты по практикам
  • Отчеты по научно-исследовательской работе (НИРС)

Традиционные формы контроля Технические средства Информационные системы и технологии Электронные обучающие тесты, Электронные аттестующие тесты Электронный практикум Виртуальные лабораторные работы Программы компьютерного тестирования Учебные задачи Комплексные ситуационные задания

Традиционные формы контроля

Технические средства

Информационные системы и технологии

  • Электронные обучающие тесты,
  • Электронные аттестующие тесты
  • Электронный практикум
  • Виртуальные лабораторные работы
  • Программы компьютерного тестирования
  • Учебные задачи
  • Комплексные ситуационные задания

Инновационные оценочные средства  Модульно-рейтинговая система  Стандартизированный тест с творческим заданием  Кейс-метод  Портфолио  Метод развивающейся кооперации  Деловая (ролевая) игра  Метод проекта

Инновационные оценочные средства

  • Модульно-рейтинговая система
  • Стандартизированный тест с творческим заданием
  • Кейс-метод
  • Портфолио
  • Метод развивающейся кооперации
  • Деловая (ролевая) игра
  • Метод проекта

Модульно-рейтинговая система – модульная система обучения + балльно-рейтинговая система оценки деятельности и достижений студента ПЛЮСЫ МИНУСЫ В баллах оцениваются не только знания и навыки обучаемых, но и личностные качества: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.  Трудоемкость  Субъективность при отсутствии четких критериев

Модульно-рейтинговая системамодульная система обучения + балльно-рейтинговая система оценки деятельности и достижений студента

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

В баллах оцениваются не только знания и навыки обучаемых, но и личностные качества: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.

  • Трудоемкость
  • Субъективность при отсутствии четких критериев

Стандартизированный тест  с творческим заданием ПЛЮСЫ МИНУСЫ  Проверяет не только ЗУВ, но и компетенции  Может использоваться для промежуточного и итогового контроля  Трудоемкость разработки заданий  Сложность обработки

Стандартизированный тест с творческим заданием

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

  • Проверяет не только ЗУВ, но и компетенции
  • Может использоваться для промежуточного и итогового контроля
  • Трудоемкость разработки заданий
  • Сложность обработки

Кейс-метод – имитация реального события –  специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию ПЛЮСЫ МИНУСЫ  Навык целеполагания, анализа ситуаций, моделирования решений в соответствии с заданием, нахождения оптимального количества решений, принятия правильного решения;  Умение работы с информацией, в т.ч. затребовать необходимую;  Навык формулировки выводов, изложения точки зрения, критического оценивания и самоконтроля  Временные затраты  Сложность разработки  Обучение студентов работать в рамках метода

Кейс-метод – имитация реального события специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

  • Навык целеполагания, анализа ситуаций, моделирования решений в соответствии с заданием, нахождения оптимального количества решений, принятия правильного решения;
  • Умение работы с информацией, в т.ч. затребовать необходимую;
  • Навык формулировки выводов, изложения точки зрения, критического оценивания и самоконтроля
  • Временные затраты
  • Сложность разработки
  • Обучение студентов работать в рамках метода

Портфолио  комплексы индивидуальных учебных достижений студентов ПЛЮСЫ МИНУСЫ  формирование собственных критериев оценки может оказаться для студента достаточно сложным ;  в том случае, если критерии оценок не определены достаточно чётко, портфолио может стать бессистемным собранием работ студента, не отражающим не только полноты его достижений, но и динамики развития ;  как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.  позволяет выявить не только знания студента, но и то, как он пришёл к этим знаниям ; сформированности компетентности студентов .

Портфолио комплексы индивидуальных учебных достижений студентов

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

  • формирование собственных критериев оценки может оказаться для студента достаточно сложным ;
  • в том случае, если критерии оценок не определены достаточно чётко, портфолио может стать бессистемным собранием работ студента, не отражающим не только полноты его достижений, но и динамики развития ;
  • как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.
  • позволяет выявить не только знания студента, но и то, как он пришёл к этим знаниям ;
  • сформированности компетентности студентов .

Метод развивающейся кооперации –   постановка задач, для которых нужно объединение студентов  с распределением внутренних ролей в группе Позволяет оценить умения студента :  выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей ;  дискутировать и защищать свою точку зрения ;  справляться с разнообразием мнений  сотрудничать и работать в команде ;  брать на себя ответственность ;  участвовать в совместном принятии решений . Студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом

Метод развивающейся кооперации – постановка задач, для которых нужно объединение студентов с распределением внутренних ролей в группе

Позволяет оценить умения студента :

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей ;
  • дискутировать и защищать свою точку зрения ;
  • справляться с разнообразием мнений
  • сотрудничать и работать в команде ;
  • брать на себя ответственность ;
  • участвовать в совместном принятии решений .

Студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом

Деловая (ролевая) игра ПЛЮСЫ МИНУСЫ Позволяет оценить умения студента : работать в команде ;   применять полученные знания для решения конкретных производственных задач ;   находить выход из неординарных ситуаций ;   анализировать сложившуюся ситуацию с разных позиций ;   учитывать мнение оппонентов ;   находить несколько вариантов решений .  Трудоемкость разработки   Временные затраты   Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит проблемность и не может быть усвоено или оценено индивидуально

Деловая (ролевая) игра

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

Позволяет оценить умения студента :

  • работать в команде ;

  • применять полученные знания для решения конкретных производственных задач ;

  • находить выход из неординарных ситуаций ;

  • анализировать сложившуюся ситуацию с разных позиций ;

  • учитывать мнение оппонентов ;

  • находить несколько вариантов решений .

  • Трудоемкость разработки

  • Временные затраты

  • Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит проблемность и не может быть усвоено или оценено индивидуально

Метод проектов   Комплексная проверка компетенций позволяет оценить сформированность умений и навыков   рефлексивных, поисковых,  оценочной самостоятельности,  работы в сотрудничестве,  менеджерских,  коммуникативных,  презентационных проблематично применение одновременно по нескольким дисциплинам; трудоемкость разработки и ведения проекта; дополнительные временные затраты на презентационный этап; не возможно проведение в часы обязательных аудиторных занятий ;

Метод проектов

Комплексная проверка компетенций позволяет оценить сформированность умений и навыков

  • рефлексивных,
  • поисковых,
  • оценочной самостоятельности,
  • работы в сотрудничестве,
  • менеджерских,
  • коммуникативных,
  • презентационных
  • проблематично применение одновременно по нескольким дисциплинам;
  • трудоемкость разработки и ведения проекта;
  • дополнительные временные затраты на презентационный этап;
  • не возможно проведение в часы обязательных аудиторных занятий ;

Методы и средства оценки общекультурных  компетенций Оценивают   компетентность здоровьесбережения, компетентность гражданственности,  компетентность социального взаимодействия,  компетентность в общении, компетентность информационных технологий

Методы и средства оценки общекультурных компетенций

Оценивают

  • компетентность здоровьесбережения,
  • компетентность гражданственности,
  • компетентность социального взаимодействия,
  • компетентность в общении,
  • компетентность информационных технологий

Методы оценки сформированности общекультурных компетенций  Объективные тесты с выбором ответа (действия) Ответы испытуемого обрабатываются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива (есть объективно правильные и объективно неправильные ответы, отражающие компетентность.  Тесты-опросники для диагностики личностных свойств Ключи к вопросам определяются с помощью психометрических процедур.  Методики «субъективного шкалирования и самооценки компетентности» Эксперт интерпретирует ответы испытуемого, который оценивает какие-либо объекты или понятия по степени сходства или субъективного предпочтения в связи с компетентностью  Методы экспертной оценки (интервью, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности и т.д.)

Методы оценки сформированности общекультурных компетенций

  • Объективные тесты с выбором ответа (действия) Ответы испытуемого обрабатываются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива (есть объективно правильные и объективно неправильные ответы, отражающие компетентность.
  • Тесты-опросники для диагностики личностных свойств

Ключи к вопросам определяются с помощью психометрических процедур.

  • Методики «субъективного шкалирования и самооценки компетентности»

Эксперт интерпретирует ответы испытуемого, который оценивает какие-либо объекты или понятия по степени сходства или субъективного предпочтения в связи с компетентностью

  • Методы экспертной оценки (интервью, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности и т.д.)

Методы оценки сформированности общекультурных компетенций  Необходимо привлечение квалифицированных специалистов Подготовка тестов и анкет, сама процедура тестирования и анкетирования, обработка результатов требуют большого количества времени и серьезных времязатрат Тестирование и анкетирование возможно несколько раз за все время обучения студента в вузе

Методы оценки сформированности общекультурных компетенций

  • Необходимо привлечение квалифицированных специалистов
  • Подготовка тестов и анкет, сама процедура тестирования и анкетирования, обработка результатов требуют большого количества времени и серьезных времязатрат
  • Тестирование и анкетирование возможно несколько раз за все время обучения студента в вузе

Порядок разработки и экспертизы оценочных средств   1. Утвержденный ФГОС-3++ по конкретным направлениям подготовки ВО или СПО 2. Примерные основные образовательные программы (ПООП), учитывающие различные профили обучения

Порядок разработки и экспертизы оценочных средств

1. Утвержденный ФГОС-3++ по конкретным направлениям подготовки ВО или СПО

2. Примерные основные образовательные программы (ПООП), учитывающие различные профили обучения

   в состав ПООП входят характеристики целей обучения, видов и задач профессиональной деятельности выпускников, приобретаемых ими компетенций, структуры, содержания и условий реализации программ, а также рекомендации по разработке соответствующих форм контроля и фондов оценочных средств.

в состав ПООП входят характеристики целей обучения, видов и задач профессиональной деятельности выпускников, приобретаемых ими компетенций, структуры, содержания и условий реализации программ, а также рекомендации по разработке соответствующих форм контроля и фондов оценочных средств.

3. Разработанные вузом основные образовательные программы по различным профилям, входящим в направление подготовки. Составным элементом данных ООП являются фонды оценочных средств, предназначенные для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП и позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

3. Разработанные вузом основные образовательные программы по различным профилям, входящим в направление подготовки. Составным элементом данных ООП являются фонды оценочных средств,

предназначенные для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП и позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

ФОС- фонд оценочных средств  ФОС = КИМ + КОС КИМ  – комплект контрольно-измерительных материалов – применяется в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений. КОС – комплект оценочных средств – применяется в профессиональных модулях, где результатом являются компетенции в виде профессиональной деятельности

ФОС- фонд оценочных средств ФОС = КИМ + КОС

  • КИМ – комплект контрольно-измерительных материалов – применяется в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений.
  • КОС – комплект оценочных средств – применяется в профессиональных модулях, где результатом являются компетенции в виде профессиональной деятельности

 Экспертиза фондов оценочных средств  осуществляется на предмет выявления:  соответствия ФОС структуре требований ФГОС; соответствия ФОС образовательной программе по направлению подготовки; соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности.

Экспертиза фондов оценочных средств

осуществляется на предмет выявления:

  • соответствия ФОС структуре требований ФГОС;
  • соответствия ФОС образовательной программе по направлению подготовки;
  • соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности.

Компонентный состав компетенции Компоненты Технология формирования Знает Средства и технологии оценки Семинарское занятие, самостоятельная работа Умеет Тест, контрольная работа Практическое занятие, лабораторный практикум Владеет Контрольная работа, расчетно-графическая работа Практическое занятие, проект Экзамен

Компонентный состав компетенции

Компоненты

Технология формирования

Знает

Средства и технологии оценки

Семинарское занятие, самостоятельная работа

Умеет

Тест, контрольная работа

Практическое занятие, лабораторный практикум

Владеет

Контрольная работа, расчетно-графическая работа

Практическое занятие, проект

Экзамен

Дескрипторы уровне освоения компетенции Ступени уровней освоения компетенций Отличительные признаки Пороговый Воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание … Продвинутый Выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует … Высокий Анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует …

Дескрипторы уровне освоения компетенции

Ступени уровней освоения компетенций

Отличительные признаки

Пороговый

Воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание …

Продвинутый

Выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует …

Высокий

Анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует …

Образовательные технологии (способы выработки компетенций) и методы оценки сформированности этих компетенций (оценочные средства) – неразрывно связанные аспекты обучения. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения , позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.

Образовательные технологии (способы выработки компетенций) и методы оценки сформированности этих компетенций (оценочные средства) – неразрывно связанные аспекты обучения.

Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения , позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!