СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: § 1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  § 1   Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.

Просмотр содержимого документа
«Тема: § 1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.»

План урока

Группа №_____________

Дата__________________

Преподаватель: Мамамова З.А.

Предмет: ИСТОРИЯ

Тема:  § 1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.


Цели занятия:


Образовательная: сформировать у обучающихся знания об основных версиях и проблемах происхождения человека, характерных чертах эпохи палеолита.


  Развивающая: показать этапы развития древних людей;


Воспитывающая: осознать роль и место становления и развития человека в историческом процессе


Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).

План урока:


I. Организационная часть

-подготовка учащихся к восприятию нового материала;

-целевая установка на занятие

II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)

Вопросы на повторение материала


1.В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?
2. Что такое исторические источники? Перечислите их.
3. Какие науки изучают исторические источники?
4. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить?
5. Раскройте суть проблем периодизации исторического процесса.


III. Изложение нового программного материала

1.      Источники знаний о древнейшем человеке

2.      Проблемы происхождения человека

3.      Виды человека. Расселение древнейших людей

4.      Родовая община

5.      Достижение людей в период позднего палеолита

6.      Стоянки палеолита на территории России.

7.      Первобытная религия.


IV. Закрепление пройденного материала.

V. Подведение итогов урока.

  1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека?

  2. Как люди заселяли землю?

  3. Каковы достижения эпохи палеолита?

  4. Какова была социальная организация эпохи палеолита?



VI. Выдача задания на дом

Выучить тему и ответить на вопросы

VI1.Отметки за урок_______________________________________________________

Тема: § 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.

План:

1.      Источники знаний о древнейшем человеке

2.      Проблемы происхождения человека

3.      Виды человека. Расселение древнейших людей

4.      Родовая община

5.      Достижение людей в период позднего палеолита

6.      Стоянки палеолита на территории России.

7.      Первобытная религия.

 

1.Большой вклад о древнейшем человеке вносит наука археология, которая позволяет

ученым получить в наше распоряжение предметы изготовленные древними жителями нашей планеты.

Археология разделяет каменный век на:

1.Древний (палеолит)

2.Средний (мезолит)

3.Новый (неолит)

 Помимо орудий труда археологи раскапывают места поселения древних людей, а также их захоронения.

 Для датировки предметов используются углеродный метод.

Изучаются социальные отношения первобытных людей.

 

2.

1.Трудовая теория (XIX в.) разработал Ф.Энгельс. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой, пришлось прибегнуть предкам человека привела к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовало зарождению языка и мышлению. Эта теория оперяется на учение Дарвина о естественном отборе.

2.Мутагенная

3.Библейская

4.Инопланетная

3. Считается, что общие предки человека и обезьян жили в восточной Африки и на Аравийском полуострове. Имеют возраст 30-40млн.лет назад. В восточно-южной Африки были обнаружены останки вероятного предка-человека (австралопитека) 4-4,5 лет назад.

  В Эфиопии были найдены останки человека умелого вместе с каменными орудиями (возраст 2млн 600тыс. лет). Главное занятие - охота.

  В Кении были найдены останки человека прямоходящего(1млн.700 лет), рост 130-150. Главное оружие  рубило (ручное). Овладел огнем.

  Примерно 300тыс. лет назад впервые человек вышел за пределы Африки. На смену человеку прямоходящему приходит человек разумный (Homo sapiens).

4. Родовая община - это коллектив близких ,родственников. Родовая община состояла(100-150чел),занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий труда, обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкуры животных, орудия труда считались общей собственностью.

 Во главе рода стояли самые уважаемые люди- старейшины.

Затем родовые общины стали объединяться в племена.

Родовая организация прошла 2 этапа:

1.Матриархат

2.Патриархат.

5. Поздний палеолит у древнейших людей, появляются разнообразные орудия. В качестве материала - кремень, обсидиан, яшма, рубило. Каменное скребло - обрабатывали шкуры, дырки. Изобрели каменное копье и топор.

Появилась одежда из шкур. В поселение обычно 2-3 жилища из костей. Произошло первое половозрастное разделение труда: мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили  еду, шили одежду; дети помогали женщинам.

 40тыс. лет назад началось заселение Америки

6.  На территории России первые люди появились 4млн. лет назад. На стоянках Улалинка, недалеко от Якутска, на южном Урале были обнаружены примитивные орудия труда из камня.

 В Башкирии в Каповой пещере было найдено 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков - 15-13тыс.лет.

 В 60-х гг. XXв. раскопано два захоронения под Владимиром  на стоянке Сунгирь. Возраст 25-30 тыс. лет.

7.  Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей.

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления о существовании невидимых сил – духа и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.

Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром. Богами были и предки рода.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор  является предметом научной дискуссии.

Искусство зародилось у неандертальцев. Наиболее впечатляющими памятником времен палеолита является пещерная живопись. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер – небольших (5 – 15см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

  2. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организация эпохи палеолита?