СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема § 55. Внутренняя политика Николая I.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема § 55. Внутренняя политика Николая I.»

План урока

Группа №_____________

Дата__________________

Преподаватель: Мамамова З.А.

Предмет: ИСТОРИЯ

Тема:  § 55. Внутренняя политика Николая I.


Цели занятия:


Образовательная: - познакомить учащихся с личностью Николая I;

его внутренней политикой, её основными направлениями.


Развивающая:   - совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

развивать навыки анализа документов;

совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающая: - формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).

План урока:


I. Организационная часть

-подготовка учащихся к восприятию нового материала;

-целевая установка на занятие

II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)

Вопросы на повторение материала

1. В чем причины зарождения движения декабристов? Каковы были их главные цели?

2. Расскажите об эволюции организаций декабристов.

3. Проведите сравнительный анализ «Русской правды» П. И. Пестеля и «Конституции» Н.М.Муравьева. Что было в этих программах общего и чем они различались?

4. Почему восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 г.? Опишите его ход. Почему декабристы потерпели поражение? Каково значение их деятельности?

5. Была ли связь между попытками реформирования, предпринимаемыми Александром, и возникновением движения декабристов? Ответ аргументируйте фактами.



III. Изложение нового программного материала

1.Попытки преобразований.

2.Крестьянский вопрос.

3.Политика в области образования.


IV. Закрепление пройденного материала.



1. В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I?

2. Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?

3. Император в России обладал неограниченной властью. Почему, несмотря на это, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права? Свой ответ аргументируйте.

4. Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов?

5. Как развивалось образование при Николае I? В чем суть теории «официальной народности»?

6. Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I.



VI. Выдача задания на дом

Выучить тему и ответить на вопросы

VI1.Отметки за урок________________________________________________________

Тема: § 55. Внутренняя политика Николая I.

План:

1.Попытки преобразований.

2.Крестьянский вопрос.

3.Политика в области образования.


1.Попытки преобразований. Николай I начал свое царствование с попыток преобразований. Сам император, подавая пример подданным, работал по 14 часов в сутки, рассматривая и утверждая новые законы и новые учреждения. Одним из первых таких учреждений стало широко известное III Отделение императорской канцелярии. На него были возложены обязанности политического надзора и сыска в стране. Управляющим отделением и шефом жандармов был назначен генерал А.X. Бенкендорф.

С целью укрепления законности по приказу Николая I была предпринята кодификация (систематизация) законов. Эта работа была поручена группе юристов во главе с М. М. Сперанским, вышедшим из опалы. Все законы, принятые в 1649 — 1825 гг., вошли в «Полное собрание законов Российской империи». В 1832 г. на основе собрания был выпущен 15 - томный «Свод законов Российской империи», предназначенных для непосредственного использования.

2.Крестьянский вопрос. На протяжении всего царствования Николая I интенсивно обсуждался крестьянский вопрос. Император понимал, что крепостное право не позволяет России успешно развиваться. Однако он говорил: «Нет сомнения, что крепостное право... есть зло для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Единственной мерой по решению крестьянского вопроса стал Указ об обязанных крестьянах (1842). Он предоставлял помещикам право освобождать крестьян без земли. Это было шагом назад по сравнению с Указом о вольных хлебопашцах 1803 г., поскольку теперь размер наделов и число повинностей освобождаемых крестьян целиком зависели от воли помещика.

Единственным актом, затрагивавшим интересы поместного дворянства, была инвентарная реформа 1844 —1848 гг. Она заключалась в описи границ, состава и состояния имений. Устанавливались нормы барщины и оброка с крестьян, которые помещики не могли превышать. Однако реформа охватила лишь ряд губерний на Украине, где землей владели в основном поляки-католики, а крепостные были православными.

Попыткой улучшения положения большой категории крестьян явилась реформа управления государственными крестьянами, проведенная генералом П.Д. Киселевым. Она должна была показать помещикам пример образцового хозяйства. В государственных деревнях, где жила незакрепощенная часть крестьян, были созданы новые органы управления, открыты школы и больницы. Крестьян переселяли в места, где имелась свободная земля. Им помогали инвентарем и семенами. Но лучшие земли принудительно выделялись для посадки картофеля, а урожай забирали и увозили в неурожайные губернии. Расценивая это как барщину, крестьяне устраивали «картофельные бунты».

Финансы. Правительство стремилось поддерживать промышленность и торговлю. Устраивались промышленные выставки. В интересах развития промышленности и роста государственных доходов сохранялись высокие тарифы для иностранных товаров. Была снижена плата купцам и крестьянам за право торговли. Помещичьи крестьяне могли приобретать с согласия своих владельцев земли, дома, лавки и промышленные предприятия.

Немалую роль в достижении экономической стабилизации сыграла реформа Е.Ф. Канкрина, министра финансов в 1823 — 1844 гг. По его инициативе была введена откупная система, предусматривающая свободную продажу водки. В результате этого доходы казны резко возросли, но пьянство усилилось. В итоге финансовой реформы 1839 — 1843 гг. основой российского денежного обращения стал серебряный рубль. Бумажные деньги можно было свободно обменять на серебряную монету.

3.Политика в области образования. При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты, Институт корпуса инженеров путей сообщения, Институт гражданских инженеров и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. Были открыты Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

К началу правления Николая I в России было 49 гимназий, а к концу — 77. Главное место в правительственной идеологии занимала так называемая теория «официальной народности». Ее суть заключалась в толковании роли русского народа как хранителя традиций, чуждого революционным идеям мятежного Запада. Поощрялись стихи выходцев из крестьянского и купеческого сословия (Ф. Н. Слепушкин, А. В. Кольцов), хвалебные отзывы получили опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», картины на крестьянскую тему А. Г. Венецианова. Теория «официальной народности» пропагандировалась в лекциях профессоров Московского университета — историка М. П. Погодина и литературоведа С. П. Шевырева, в произведениях Н. В. Кукольника, М. Н. Загоскина и др.

Немалую роль в разработке и пропаганде теории «официальной народности» сыграл граф С.С.Уваров, с 1833 г. министр народного просвещения. Он сумел доказать Николаю I, что науки при опоре на исконные русские начала — православие, самодержавие и народность — станут надежной опорой власти.

В 1848 г. в связи с началом европейских революций руководители III Отделения и некоторые высшие чиновники стали обвинять графа Уварова в том, что под его знаменитым лозунгом кроется попустительство свободомыслию. Перестроиться на новый курс правительства Уваров не захотел и в октябре 1849 г. подал в отставку.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ



1. В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I?

2. Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?

3. Император в России обладал неограниченной властью. Почему, несмотря на это, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права? Свой ответ аргументируйте.

4. Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов?

5. Как развивалось образование при Николае I? В чем суть теории «официальной народности»?