СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема"Строгание древесины"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема"Строгание древесины"»

Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы школа-интернат №14»















Конспект урока по трудовому обучению

(столярное дело)

на тему:

«Строгание древесины»















Подготовил и провел в 5 классе

Учитель: Дамбинов Алексей Бадьминович








2020 г.



План - конспект урока «Строгание древесины»


Тема: «Разметка и строгание древесины».

Цель: Ознакомление учащихся с инструментами для строгания; изучение приемов строгания.

Задачи:

1. Коррекционно - образовательная:

Создать условия для ознакомления учеников с процессом строгания древесины, устройством рубанка и видами стругов, способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы, способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе рубанком.

2. Коррекционно - развивающая:

Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно - измерительным и разметочным инструментом, расширению представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем, основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы), способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие моторики рук).

3. Коррекционно – воспитательная:

Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности, воспитанию бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской, формированию и развитию самостоятельности учащихся, уважение к работающему человеку.

4.Специальные:

Провести гимнастику для глаз, динамическую паузу, следить за дозировкой зрительной работы

Материально-техническая база:

- столярная мастерская,

- столярные верстаки,

-рубанки,

-линейки,

-карандаши,

-заготовки,

- компьютер

- мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение:

- учебник;

-технологические карты

- образцы объектов труда;

- материалы для контроля знаний учащихся: - карточки-задания, - тесты,

Методы обучения:

  1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;

  2. формирование, закрепление;

  3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;

  4. просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, самостоятельная работа, беседа.

Словарная работа: строгание, рубанок, шерхебель, фуганок, струги.

Тип урока: комбинированный.

Литература для учителя:

  1. Программа “Технология. Трудовое обучение. 5-11 кл.”.

  2. Технология: учебник для 5 класс вариант для мальчиков.

под ред. В.Д. Симоненко.

Ход урока:

I. Организационный момент

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся темы и плана урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

1. Беседа по вопросам:

- Какое пиление называют поперечным, а какое продольным?

- Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении?

2. Дать определение понятиям: стусло, шаблон

III. Работа с карточками-тестами.

IV. Гимнастика для глаз (презентация).

V. Изложение нового материала ( 15 мин.)

Строгание–фундаментальная операция для профессии столяр, поскольку изготовление столярного изделия как обязательный этап включает строгание его деталей. Качество строгания определяет в конечном счете качество всего изделия.

         Известно, что строгание бывает двух видов – гладкое и профильное. Для гладкого строгания используют основной строгальный инструмент: шерхебель, рубанок и фуганок.

          При профильном строгании используют специальный строгальный инструмент: фальцгебель (другое написание – фальцгобель), зензубель, калёвку, шпунтубель, фигарей, галтель и т.д.

          Рассмотрим приемы обучения  гладкому строганию древесины рубанком.

           Составим план (порядок, последовательность) строгания бруска в заданный размер. Для этого надо:

1.выбрать лучшую пласть бруска,

2.выстрогать лицевую пласть,

3.выбрать лучшую кромку бруска,

4.выстрогать лицевую кромку под угольник к построганной пласти,

5.разметить рейсмусом ширину бруска,

6.выстрогать брусок на заданную ширину,

7.разместить рейсмусом толщину бруска,

8.выстрогать брусок на заданную толщину,

9.разметить брусок для оторцовки в заданный размер (разметить длину бруска),

10.оторцевать брусок в заданный размер.

         Рубанок в качестве первичного строгального инструмента применяется тогда, когда черновая заготовка не имеет больших неровностей, т.е. ее стороны лишь шероховаты после пилорамы или циркулярной пилы (кругопильного станка). Строгание бруска начинают с выбора лучшей пласти: лучше та, где меньше пороков древесины. После строгания эта пласть станет лицевой, т.е. в изделии это будет видимая его сторона.

         Обучение строганию лучшей пласти следует начать с практического показа учителем процесса строгания на бруске с одновременным комментарием.

          Прежде всего, следует показать рабочую стойку и хватку инструмента. Они общеприняты, потому я не буду на них останавливаться. А вот по поводу техники движения рубанка по бруску мне хочется сказать особо: при установке рубанка на стартовую позицию для строгания, подошву рубанка надо отвести так, чтобы лезвие железки «сошло» с обрабатываемой плоскости на 10 – 20 мм, но не больше, так как в противном случае тяжело будет удерживать колодку рубанка в горизонтальном положении, что делается нажатием кисти левой руки на рожок (рис.1).

          Строгание ведется мышцами груди и обеих рук, начало его быстрое, взрывное, путем подачи рубанка на материал. Вышеозначенного расстояния достаточно, чтобы ученик, до входа железки в древесину, успел придать рубанку необходимую горизонтальную скорость и в дальнейшем смог преодолеть сопротивление древесины движению клина (железки). Если же такого схода лезвия не сделать, то в результате строгания получим или «яму» на обрабатываемой плоскости, или продольную «конусность» бруска. Ученик может и «забуксовать» в начале строгания, так как стартовый разгон рубанка был недостаточен. Кисть правой руки удерживает рубанок за ручку и поддерживает плотно прижатой к древесине оставшуюся на плоскости бруска переднюю часть подошвы. Локоть правой руки должен составлять прямую линию с колодкой рубанка, другое его положение приведет к браку, называемому пропеллер. Таковы действия рук на старте строгания.

          Определяется первый момент контроля строгания пласти и способ этого контроля. На этом остановимся подробнее. На начальном этапе обучения строганию пласти, имея при этом дело с бруском, длина которого не более 40 см, разумно контроль качества строгания вести деревянной линейкой или рейкой длиной 50 см. Но в практике любой столяр ровность бруска контролирует на глаз. Такому контролю и надо обучать детей сразу, ибо это – рациональный и эффективный способ контроля строгания пласти.

            Итак, продольную ровность бруска проверяют на глаз, поперечную же ровность пласти проверяют приставлением к ней ребра подошвы рубанка. Таким образом выявляют два вида брака при строгании пласти – «бугор» и «яму». На технике их устранения, поскольку она проста, останавливаться не будем.

          При строгании кромки техника строгания дополняется приемами контроля взаимоперпендикулярности двух плоскостей: строгаемой кромки и уже построганной лицевой пласти. Для контроля используется столярный угольник, который представляет собой шаблон угла в 90, состоящий из двух деталей – колодки и пера.

          Сначала строганием добиваемся, чтобы плоскость кромки была гладкая, ровная. Затем приступаем к контролю правильности взаиморасположений кромки и лицевой пласти (уже построганной). Подчеркну: сначала ровность, лишь затем перпендикулярность.  Естественно, приемам контроля с помощью угольника надо учить. Сразу подчеркиваю: колодку угольника надо прижать к уже построганной лицевой пласти; перо при этом приподнято («висит») над кромкой на 5 – 10 см. Затем, прижимая колодку к пласти, плавно опускаем перо на кромку. И как только перо коснется кромки хоть одной своей точкой, - надо остановиться. (Дети пытаются сильнее прижать перо угольника, не замечая того, что при этом колодка отходит от пласти.).

           При переходе к строганию бруска в заданные (требуемые, нужные) размеры по ширине и толщине следует обратить внимание ученика на строгую последовательность этих строганий. Сначала строгают брусок по ширине и только потом – по толщине.

           Теперь о строгании с помощью рейсмуса – разметочного инструмента. Состоящего из колодки, двух подвижных реек и клина.

            Настроив обе рейки на требуемые  размеры ширины и толщины, прижимая колодку рейсмуса к лицевой (обязательно подчеркиваю – к лицевой!) кромке, проводим рейсмусные линии на обеих пластях бруска. Ставим брусок лицевой кромкой на рабочую доску верстака, зажимаем и строгаем обе пласти по всей длине бруска до середины рейсмусных линий.

         При строгании по рейсмусу получают два вида брака: переход граничной линии (линии рейсмуса) и недоход до нее.

          Конечно же, на первых порах обучения строганию по рискам от рейсмуса учащиеся будут ошибаться. Поскольку отсутствует навык самоконтроля. Выработать его возможно только при постоянном и своевременном напоминании ученику о необходимости контролировать свои действия.

           Брусок выструган по рейсмусу на заданную ширину, если оба продольных ребра нелицевой кромки слегка (ничтожно мало) скруглены острием гвоздя в подвижной рейке, которое установлено на нужный размер.

           Полезно показать ученику и другой пример контроля перехода им граничной линии: прижать колодку рейсмуса к лицевой кромке и положить рейку с размером заданной ширины на пласть; если острие разметочного гвоздя плотно охватывает ширину бруска по всей его длине, то строгание качественное.

Строгание древесины - обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей, с помощью различных стругов. Строгание осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инстру-ментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебе­ли, рубанки и фуганки

Этими инструментами с дере­вянных заготовок сострагивают стружки.

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная.

Шерхебелем выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей, а рубанком — окончательное, чистовое. «Шерхебель» — слово немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания».

Рубанок состоит из колодки, ножа, клина, ручки. Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также состра­гивания заготовки в нужный размер.

Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными.

Ф уганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива­ется в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. (Инструкционная карта №1)

У правильно установленного ножа лезвие расположе­но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1 ...0,3 мм у рубанка.

О брабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны.

Р убанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской.

При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. (Инструкционная карта №3)




Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.




VI. Правила техники безопасности при строгании.

1. Надежно закреплять заготовку на верстаке.

2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.

3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.

VII. Закрепление знаний учащихся.

Вопросы для закрепления полученных знаний:

1. Что такое строгание древесины?

2.Какие инструменты применяют при строгании?

3. Какие меры безопасности следует соблюдать при строгании?

Вводный инструктаж

Д емонстрация приёмов разметки, крепления заготовок и приёмов работы рубанком.







VШ. Самостоятельная работа учащихся

«Изготовление деталей цилиндрической формы ручным инструментом»



Изготовление ручки для киянки.

Последовательность

выполнения работы

Изображение

Инструмент

1.

Выбрать брусок

квадратного сечения.

Линейка,

ножовка

2.

Разметить заготовку на

восьмигранник.

Линейка,

карандаш

3.

Сострогать рёбра до

получения восьмигранника.

Верстак,

рубанок

4.

Сострогать рёбра до

получения

шестнадцатигранника.

Верстак,

рубанок

5.

Зачистить деталь

шлифовальной бумагой.

Шлифовальная

бумага


Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

VIII. Динамическая пауза

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.

IX. Подведение итогов урока.

  • Что вы узнали нового?

  • Чему смогли научиться?

  • Смогли бы вы теперь самостоятельно выполнить такую работу дома?

  • Как вы оцениваете работу на уроке

      • а) свою,

      • б) класса в целом,

      • в) учителя.

      • Подведение итогов работы по определению возможности экономии материала.

      • Анализ характерных ошибок и их причин.

      • Сообщение оценки работы учащихся

X. Домашнее задание.

  • Выучить новые термины и определения (Памятки – характеристики инструментов1. Повторить § 8 стр. 31-34 2. Придумайте предложения со словами: рубанок, строгание, строгальный инструмент, колодка, нож, клин, лоток.


XI. Уборка рабочих мест.



Угадайте зашифрованное слово. 1. Инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной. 2. Бревно, пропиленное с двух или четырех сторон для последующей распиловки на обрезные пиломатериалы. 3. Ручной инструмент для выпиливания из дерева. 4. Машина для обработки древесины с целью придания ей необходимых размеров и формы. 5. Основной документ школьника на время обучения. 6. Ударный инструмент, применяемый для забивания гвоздей, разбивания предметов и других работ. 7. Деревянный молоток.









Тестовая проверочная работа.

вариант №1

Ученик____________________________

Вопрос

Ответ 1

Ответ 2

Ответ 3

1

К ак называется

этот элемент доски?

кромка

торец

пласть

2

Природный рисунок древесины.

текстура

ядро

сердцевинные

лучи

3

Изображение изделия, выполненное

с помощью чертёжных инструментов по определенным правилам

эскиз

чертёж

технический

рисунок

4

П илы с такой формой зубьев предназначены для:

поперечного

пиления

смешанного

пиления

продольного

пиления

5

К хвойным породам древесины относятся:

сосна, пихта, дуб

сосна, осина, берёза

сосна, кедр, ель
























Тестовая проверочная работа.

вариант №2


Ученик_________________

Вопрос

Ответ 1

Ответ 2

Ответ 3

1

К ак называется

этот элемент доски?

кромка

торец

пласть

2

Природный рисунок древесины.

сердцевинные

лучи

текстура

ядро

3

Наглядное объёмное изображение изделия, выполненное от руки с указанием размеров и материала.

эскиз

чертёж

технический

рисунок

4

П илы с такой формой зубьев предназначены для:

поперечного

пиления

смешанного

пиления

продольного

пиления

5

К лиственным породам древесины относятся:

берёза, пихта, дуб

дуб, осина, берёза

берёза, кедр, ель