План урока
Урок №
Предмет :
Дата проведения :
Группа №
Специальность :
Преподаватель :Хизриева Н.А.
Тема: «Структурное программирование»
Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Объяснительно-демонстрационный.
Методы обучения: опрос, объяснение нового материала с примерами, практическая работа с элементами игры.
Форма организации учебной работы: фронтальная и коллективная (по группам)
Учебно – методическое оснащение: презентация «Работа со строковыми переменными», раздаточный материал (памятки по процедурам и функциям, карточки на практические задания по группам.
Материально-техническое оснащение: доска, компьютеры. Компьютерная презентация.
Цель: Организовать деятельность обучающихся на усвоение нового материала и создать условия для самостоятельного применения студентами комплексных знаний и способов деятельности.
Задачи:
- Образовательная –
• способствовать формированию понятия облачные технологии, ООП, системный эффект, подсистема, модуль;
• дать представление о том, что такое ООП, облако.
- Воспитательная –
• формировать и развивать у обучающихся познавательные интересы;
• воспитание чувства уверенности в себе и своих знаниях, чувства ответственности за результаты своего труда;
• формировать навыки коллективной работы.
• воспитать у обучающихся сознательное отношение к предмету; воспитание аккуратности, дисциплинированности, внимательности у обучающихся;
- Развивающая –
• развивать представление обучающихся о важности системного мышления в современной науке;
• развивать навык быстрой организации применения полученных знаний в различных ситуациях.
- Здоровье сберегающие технологии: учитывая физиологические и психологические особенности обучающихся, способствовать охране их здоровья.
- Методическая – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся..
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин.)
1. Приветствие. Подготовка обучающихся к уроку.
Проверка по списку.
2. Диалог. Сообщение темы и цели урока.
II Основная часть урока. (25 мин.)
Актуализация знаний:
Конкурс шпаргалок
Изучение нового материала:
Метод ДЖИГСО
Группа 1
Структурное программирование — методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом.
В соответствии с данной методологией
Любая программа представляет собой структуру, построенную из трёх типов базовых конструкций:
-
- последовательное исполнение — однократное выполнение операций в том порядке, в котором они записаны в тексте программы;
- ветвление — однократное выполнение одной из двух или более операций, в зависимости от выполнения некоторого заданного условия;
- цикл — многократное исполнение одной и той же операции до тех пор, пока выполняется некоторое заданное условие (условие продолжения цикла).
В программе базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения операций не предусматривается.
- Повторяющиеся фрагменты программы (либо не повторяющиеся, но представляющие собой логически целостные вычислительные блоки) могут оформляться в виде т. н. подпрограмм (процедур или функций). В этом случае в тексте основной программы, вместо помещённого в подпрограмму фрагмента, вставляется инструкция вызова подпрограммы. При выполнении такой инструкции выполняется вызванная подпрограмма, после чего исполнение программы продолжается с инструкции, следующей за командой вызова подпрограммы.
- Разработка программы ведётся пошагово, методом «сверху вниз».
Сначала пишется текст основной программы, в котором, вместо каждого связного логического фрагмента текста, вставляется вызов подпрограммы, которая будет выполнять этот фрагмент. Вместо настоящих, работающих подпрограмм, в программу вставляются «заглушки», которые ничего не делают. Полученная программа проверяется и отлаживается. После того, как программист убедится, что подпрограммы вызываются в правильной последовательности (то есть общая структура программы верна), подпрограммы-заглушки последовательно заменяются на реально работающие, причём разработка каждой подпрограммы ведётся тем же методом, что и основной программы. Разработка заканчивается тогда, когда не останется ни одной «затычки», которая не была бы удалена. Такая последовательность гарантирует, что на каждом этапе разработки программист одновременно имеет дело с обозримым и понятным ему множеством фрагментов, и может быть уверен, что общая структура всех более высоких уровней программы верна. При сопровождении и внесении изменений в программу выясняется, в какие именно процедуры нужно внести изменения, и они вносятся, не затрагивая части программы, непосредственно не связанные с ними. Это позволяет гарантировать, что при внесении изменений и исправлении ошибок не выйдет из строя какая-то часть программы, находящаяся в данный момент вне зоны внимания программиста.
Модульность в языках программирования — принцип, согласно которому программное средство (ПС, программа, библиотека, веб-приложение и др.) разделяется на отдельные именованные сущности, называемые модулями. Модульность часто является средством упрощения задачи проектирования ПС и распределения процесса разработки ПС между группами разработчиков. При разбиении ПС на модули для каждого модуля указывается реализуемая им функциональность, а также связи с другими модулями.
Роль модулей могут играть структуры данных, библиотеки функций, классы, сервисы и др. программные единицы, реализующие некоторую функциональность и предоставляющие интерфейс к ней.
Закрепление нового материала
Конкурс рекламы. Обучающиеся по группам должны презентовать свою технологию программирования
III. Заключительная часть (15 мин)
Подведение итогов
Обучающиеся оценивают рекламу других групп по листу взаимооценки
Рефлексия: На листках обучающиеся пишут мнение об уроке анонимно.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Барышева И.В., Городецкий С.Ю., Гергель В.П., Гришагин В.А., Кастосов И.В., Кулакова А.П. Информатика: от школы к вузу. По материалам конкурсных экзаменов в ННГУ. - Н.Новгород: ННГУ, 2015.
2. Барышева И.В., Городецкий С.Ю., Громницкий В.С., Малыженков В.И., Маркина М.В. Задачи по информатике. / По материалам выпускных экзаменов подготовительного факультета и вступительных экзаменов в ННГУ в 2004 году. - Н.Новгород: ННГУ, 2014.
3. Гришагин В.А., Карпенко С.Н. Контрольные задания по информатике для учащихся подготовительных курсов. - Н.Новгород: ННГУ, 2012.
4. Гуденко Д.А., Петроченко Д.В. Сборник задач по программированию. -СПб.: Питер, 2013.
5. Зеленяк О.П. Практикум программирования на Тuгbo Раsсаl. Задачи, алгоритмы и решения. - К.: ДиаСофт, 2014.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Структурное программирование»»
План урока
Урок №
Предмет :
Дата проведения :
Группа №
Специальность :
Преподаватель :Хизриева Н.А.
Тема: «Структурное программирование»
Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Объяснительно-демонстрационный.
Методы обучения: опрос, объяснение нового материала с примерами, практическая работа с элементами игры.
Форма организации учебной работы: фронтальная и коллективная (по группам)
Учебно – методическое оснащение: презентация «Работа со строковыми переменными», раздаточный материал (памятки по процедурам и функциям, карточки на практические задания по группам.
Материально-техническое оснащение: доска, компьютеры. Компьютерная презентация.
Цель: Организовать деятельность обучающихся на усвоение нового материала и создать условия для самостоятельного применения студентами комплексных знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательная –
• способствовать формированию понятия облачные технологии, ООП, системный эффект, подсистема, модуль;
• дать представление о том, что такое ООП, облако.
Воспитательная –
• формировать и развивать у обучающихся познавательные интересы;
• воспитание чувства уверенности в себе и своих знаниях, чувства ответственности за результаты своего труда;
• формировать навыки коллективной работы.
• воспитать у обучающихся сознательное отношение к предмету; воспитание аккуратности, дисциплинированности, внимательности у обучающихся;
Развивающая –
• развивать представление обучающихся о важности системного мышления в современной науке;
• развивать навык быстрой организации применения полученных знаний в различных ситуациях.
Здоровье сберегающие технологии: учитывая физиологические и психологические особенности обучающихся, способствовать охране их здоровья.
Методическая – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся..
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин.)
1. Приветствие. Подготовка обучающихся к уроку.
Проверка по списку.
2. Диалог. Сообщение темы и цели урока.
II Основная часть урока. (25 мин.)
Актуализация знаний:
Конкурс шпаргалок
Изучение нового материала:
Метод ДЖИГСО
Группа 1
Структурное программирование — методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом.
В соответствии с данной методологией
Любая программа представляет собой структуру, построенную из трёх типов базовых конструкций:
последовательное исполнение — однократное выполнение операций в том порядке, в котором они записаны в тексте программы;
ветвление — однократное выполнение одной из двух или более операций, в зависимости от выполнения некоторого заданного условия;
цикл — многократное исполнение одной и той же операции до тех пор, пока выполняется некоторое заданное условие (условие продолжения цикла).
В программе базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения операций не предусматривается.
Повторяющиеся фрагменты программы (либо не повторяющиеся, но представляющие собой логически целостные вычислительные блоки) могут оформляться в виде т. н. подпрограмм (процедур или функций). В этом случае в тексте основной программы, вместо помещённого в подпрограмму фрагмента, вставляется инструкция вызова подпрограммы. При выполнении такой инструкции выполняется вызванная подпрограмма, после чего исполнение программы продолжается с инструкции, следующей за командой вызова подпрограммы.
Разработка программы ведётся пошагово, методом «сверху вниз».
Сначала пишется текст основной программы, в котором, вместо каждого связного логического фрагмента текста, вставляется вызов подпрограммы, которая будет выполнять этот фрагмент. Вместо настоящих, работающих подпрограмм, в программу вставляются «заглушки», которые ничего не делают. Полученная программа проверяется и отлаживается. После того, как программист убедится, что подпрограммы вызываются в правильной последовательности (то есть общая структура программы верна), подпрограммы-заглушки последовательно заменяются на реально работающие, причём разработка каждой подпрограммы ведётся тем же методом, что и основной программы. Разработка заканчивается тогда, когда не останется ни одной «затычки», которая не была бы удалена. Такая последовательность гарантирует, что на каждом этапе разработки программист одновременно имеет дело с обозримым и понятным ему множеством фрагментов, и может быть уверен, что общая структура всех более высоких уровней программы верна. При сопровождении и внесении изменений в программу выясняется, в какие именно процедуры нужно внести изменения, и они вносятся, не затрагивая части программы, непосредственно не связанные с ними. Это позволяет гарантировать, что при внесении изменений и исправлении ошибок не выйдет из строя какая-то часть программы, находящаяся в данный момент вне зоны внимания программиста.
Модульность в языках программирования — принцип, согласно которому программное средство (ПС, программа, библиотека, веб-приложение и др.) разделяется на отдельные именованные сущности, называемые модулями. Модульность часто является средством упрощения задачи проектирования ПС и распределения процесса разработки ПС между группами разработчиков. При разбиении ПС на модули для каждого модуля указывается реализуемая им функциональность, а также связи с другими модулями.
Роль модулей могут играть структуры данных, библиотеки функций, классы, сервисы и др. программные единицы, реализующие некоторую функциональность и предоставляющие интерфейс к ней.
Закрепление нового материала
Конкурс рекламы. Обучающиеся по группам должны презентовать свою технологию программирования
III. Заключительная часть (15 мин)
Подведение итогов
Обучающиеся оценивают рекламу других групп по листу взаимооценки
Рефлексия: На листках обучающиеся пишут мнение об уроке анонимно.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Барышева И.В., Городецкий С.Ю., Гергель В.П., Гришагин В.А., Кастосов И.В., Кулакова А.П. Информатика: от школы к вузу. По материалам конкурсных экзаменов в ННГУ. - Н.Новгород: ННГУ, 2015.
2. Барышева И.В., Городецкий С.Ю., Громницкий В.С., Малыженков В.И., Маркина М.В. Задачи по информатике. / По материалам выпускных экзаменов подготовительного факультета и вступительных экзаменов в ННГУ в 2004 году. - Н.Новгород: ННГУ, 2014.
3. Гришагин В.А., Карпенко С.Н. Контрольные задания по информатике для учащихся подготовительных курсов. - Н.Новгород: ННГУ, 2012.
4. Гуденко Д.А., Петроченко Д.В. Сборник задач по программированию. -СПб.: Питер, 2013.
5. Зеленяк О.П. Практикум программирования на Тuгbo Раsсаl. Задачи, алгоритмы и решения. - К.: ДиаСофт, 2014.