СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:«Суд над Раскольниковым» (по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.

Форма урока. Урок – суд в форме деловой игры.

Методы: репродуктивный, проблемно-обобщающий, частично-поисковый.

Виды контроля: индивидуальный, устный.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирующий характер оценки, сочетание количественных и качественных оценок опроса.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«p4»

Суперблиц.

1. Определите, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найдите «лишний» элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища:

три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях. ( Каморка Раскольникова; «лишний» элемент – лампада, из комнаты Алены Ивановны.)

2. Сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку Раскольникова? (13)

3.Что означает имя Раскольникова? ( «герой», «роза».)

4. В какой газете была написана статья Раскольникова? («Еженедельная речь»).

5. На каких два разряда поделил людей Раскольников?(«право имеющих» и «тварей дрожащих»)

6. Какое высказывание является

квинтэссенцией теории Раскольникова?(«Цель оправдывает средства»).

7. Кем хотел «сделаться» Раскольников?(Наполеоном).

8. На каком этаже располагалась квартира старухи – процентщицы?(На четвертом).

9. Какую главную христианскую заповедь нарушает Раскольников?(« Не убий»).

10. В котором часу должно было случиться преступление?(В семь часов).

11. Как называют теологи число»7», неоднократно употребляемое в романе?(«истинно святым числом»).

Просмотр содержимого документа
«p5»

Приложение №5

Вопросный лист

по обвинению

(фамилия, имя, отчество)

(место составления)

ч мин

В соответствии со ст. 339 УПК РФ коллегии присяжных заседателей предлагаются для разрешения следующие вопросы:

1. Доказано ли, что деяние __имело место?

(какое именно)

Ответ:

("Да, доказано", "Нет, не доказано")

(Если присяжные заседатели не достигни единодушного решения, то проводится голосование, результаты которого заносятся в следующую строку:
За" "Против"_)

2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый

(фамилия, имя, отчество)

Ответ: '

("Да, доказано", "Нет, не доказано")

Если присяжные заседатели не достигли единодушного решения, то
доводится голосование, результаты которого заносятся в следующую строку:
'За" "Против" )

3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?2

Ответ:

("Да, виновен", "Нет, невиновен")

Если присяжные заседатели не достигли единодушного решения, то
доводится голосование, результаты которого заносятся в следующую строку:
За" "Против"_)

4. Заслуживает ли подсудимый снисхождения1?

Ответ:

("Да, заслуживает снисхождения",

"Нет, не заслуживает снисхождения")

(Если присяжные заседатели не достигли единодушного решения, то производится голосование, результаты которого заносятся в следующую строку: "За"_ "Против"_)

5. Иные вопросы:

(суть вопросов)

Ответ:

(утвердительный или отрицательный с пояснительными словами)

(Если присяжные заседатели не достигли единодушного решения, то производится
голосование, результаты которого заносятся в следующую строку:
"За" "Против" )

Председательствующий

(подпись)


Просмотр содержимого документа
«Урок Суд над Раскольниковым»

Урок: литература

Тема:«Суд над Раскольниковым» (по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Класс: 10

Цели урока. Повышение уровня мотивации учащихся с учетом особенностей изученного материала.

Образовательные. Практическое применение полученных знаний и решение творческих задач по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Развивающие. Формирование внимания, воображения, мышления, памяти и речи в процессе творческого общения. Развитие навыков критического мышления, установления причинно-следственных связей в процессе нравственной оценки поступков литературных героев.

Воспитательные. Стандартизация умения работать в коллективе, формирование навыков внутренней культуры и коммуникативного общения в процессе творческой игры. Воспитание нравственных качеств: гуманности, милосердия, ответственности за судьбы других людей.

Тип урока. Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.

Форма урока. Урок – суд в форме деловой игры.

Методы: репродуктивный, проблемно-обобщающий, частично-поисковый.

Виды контроля: индивидуальный, устный.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирующий характер оценки, сочетание количественных и качественных оценок опроса.

Участники процесса:

  • Судья

  • Адвокат

  • Прокурор

  • Раскольников

  • Секретарь

Свидетели:

  • Судебный пристав

  • Следователь Порфирий Петрович

  • Авдотья Романовна Раскольникова

  • Разумихин

  • Соня Мармеладова

  • Лужин

  • Ф.М. Достоевский



Ход урока

Я царь, я раб, я червь, я Бог!

Г. Р. Державин.

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник,

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

Омар Хайям.

Совесть – внутренний компас, чутко реагирующий на всякое

отклонение от правильного курса жизни.

И. Шевелёв.

« И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми предрассудками и разгулом насилии, тревожный набат Достоевского гудит, неумолимо взывая к человечности, гуманизму".

Ч. Айтматов

Ход урока.

1. Оргмомент.

Вводное слово.

Учитель: К числу величайших творений Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу, принадлежит роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 г. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелые для России годы, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пъедесталов, а новые не нарождались». И потому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него стали возникать бесконечные споры и дискуссии. «Преступление и наказание» был принципиально новым романом в мировой литературе, т. к. он охватывал множество различных вопросов. Актуальные и сегодня, проблемы добра и зла, нравственного выбора, чести и бесчестия, счастья поднимает на страницах своего произведения автор.

Сегодня мы переберём одну за другой подробности той обстановки, в которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. Мы сегодня «судим» Раскольникова. Но только ли преступление осуждаем? Осуждаем ли мы его идею о сверхчеловеке?

События романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» произошли в течение 2 недель. Спустя 5 месяцев после совершенного Раскольниковым преступления состоялся суд над главным героем.

Итак, мы с вами начинаем суд над главным героем романа «Преступление и наказание».


2. Суд

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Господин прокурор, защита, присяжные. Мы начинаем слушание дела Родиона Раскольникова по обвинению в совершении преступления – убийства Алены Ивановны, ее сводной сестры Лизаветы Ивановны. Следствие установило – преступление совершено. Я прошу высокий Суд разобраться в нём, вынести свой справедливый и строгий вердикт виновнику преступлений! Прошу вас всех быть объективными, корректными по отношению к обвиняемому, свидетелям и друг другу.

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор Уважаемые господа, подсудимый Родион Романович Раскольников, 24-летний студент Петербургского университета, обвиняется в совершении злодейского убийства коллежской секретарши Алены Ивановны и сестры ее Лизаветы Ивановны.

Хладнокровное убийство было совершено в один из летних июньских дней. Орудие убийства – топор.

Каковы же причины, побудившие преступника совершить злодеяние? Подсудимый, согласно своей теории, разделил людей на две категории: «обыкновенные» - «твари дрожащие» и «необыкновенные» - «право имеющие», что уже бесчеловечно и антигуманно. Себя он отнес к «необыкновенным», т.е. к тем, кому можно совершать преступления и переступать нравственный закон. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задает себе вопрос подсудимый. Чтобы проверить свою теорию, он решается на преступление. В его душе давно созрела такая мысль. Раскольников бросил учебу, друзей, кое-как существовал, не читал, не ел, только думал. Он вообразил себя Наполеоном. Не изменить мир, а изменить свое положение в мире – вот идея Раскольникова. Изменить мир – невозможно, изменить свое положение в нем – необходимо, иначе не стоит жить. «Теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорей».

Хочу обратить ваше внимание, господа присяжные, и на внутренний склад личности преступника: «…угрюм, мрачен надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Чувств своих не любит выказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно высоко себя ценит».

На допросах Родион Раскольников говорил о том, что его мучили такие вопросы, как: «Почему одни живут в нищете и бедности в то время. Как другие процветают в роскоши и богатстве? Почему страдают невинные дети? Как это изменить? Кто такой человек? «Тварь ли дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступать моральные устои общества?» Но ведь эти вопросы мучают и многих других людей, но не идут на преступление. Совершив преступление, подсудимый переступил не только человеческий закон – закон нравственный, но и божий закон, который гласит: «Не убий!». Разве можно после совершенного им злодеяния говорить о гуманности и доброте? Во время следствия по делу обвиняемый говорил о тех душевных муках, которые он испытывал после совершенного им преступления. На мой взгляд, это лишь шаг во избежание наказания. При встречах же со следователем Порфирием Петровичем Раскольников все отрицал. С каждым разом он пытался отдалить, отсрочить свое признание.

Судья. Можем приступить к допросу свидетелей.

Прокурор Я прошу пригласить свидетеля Алёну Ивановну. (Входит старуха – процентщица.) Расскажите о себе.

Алёна Ивановна: Я, Алена Ивановна, мещанка, жила на проценты с вещей, скупленных у горожан. Так как я уже довольно не молода, поэтому живу со своей сводной сестрой, которую приходилось кормить, а для этого необходимы деньги.

Судья: Расскажите, что происходило в вашем доме в последний приход Раскольникова?

Алёна Ивановна: Я старая женщина, мне уже тяжело ходить, поэтому практически я никуда не выхожу из своей каморки. Так и в этот день…
Прилегла на кровать. Вдруг послышался звук колокольчика, шорох и какое-то бормотание за дверью. Чуть-чуть приотворила дверь, только чтобы разглядеть, кто же там пришел. Впрочем, люди, приходившие ко мне, так обычно и вели себя. И тут я почувствовала, что посетитель резко потянул дверь на себя, но я не выпустила ручку замка, стала поперек двери, чтобы молодой человек не мог пройти, но неожиданно он пошел прямо на меня. Я испугалась и отскочила. Это и было роковой ошибкой с моей стороны.

Я почувствовала что-то необычное в его поведении, посмотрела на него с насмешкой. Он сильно побледнел, руки дрожали (тут бы мне не так беспечно отнестись к этому моменту), но он успокоил меня тем, что у него лихорадка и протянул мне сверток. Чтобы лучше разглядеть, что в свертке, я подошла к окну и стала разворачивать (накрутил — то он много бумаги и ниток). Я долго пыталась развязать все это. Так как я стояла спиной к Раскольникову, то не видела, что он делает за мной. Я только произнесла: «Да что же он тут навертел?» — как почувствовала удар и все… Кадры из фильма

Прокурор: Почему вы после своей смерти решили передать все деньги в монастырь, а не своей сестре? Ведь некоторую часть из них заработала Елизавета Ивановна.

Алена Ивановна: Ну, знаете ли, во-первых, деньги портят человека; во-вторых, ведь деньги пошли бы на благие цели, в богоугодное заведение, служителям монастыря, то есть Богу. Я очень набожная женщина.

Прокурор: (язвительно): Да уж очень набожна, нарушала не одну из заповедей Бога: постоянно обижала людей, грабила. Вот он и наказал вас.

Судья: Какие вопросы есть к свидетелю?

Прокурор: Часто ли приходил к вам подсудимый?

Алёна Ивановна: Да нет. Ещё зимой один его знакомый, студент, сообщил ему обо мне. Долго он не ходил ко мне, потому что уроки были и как- нибудь пробивался. Месяца полтора назад принёс маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой, на память. За колечко я дала ему два билетика. Он ушёл. Мне тогда показалось, что я ему уж очень не понравилась.

Адвокат: Скажите, а как к вам относились другие ваши клиенты?

Алёна Ивановна: Не любили они меня. Считали злой, капризной, жадной. Я была строга с ними: стоит только одним днём просрочить заклад, считай, вещь пропала. За заложенную вещь давала немного, считай в четверо меньше, чем стоит, а процентов по пяти и даже по семи брала в месяц. Но мне так нужно было, я же не одна жила, а с сестрой.

Судья: Приглашается свидетель Лизавета Ивановна.

Лизавета Ивановна: Я, Лизавета Ивановна, мещанка по происхождению, сводная сестра Алены Ивановны. Так как сестра преклонного возраста, мне приходилось выполнять всю домашнюю работу и, чтобы не быть в тягость сестре, я нанималась на работу к другим людям. Все заработанное отдавала ей.

Прокурор: Знакомы ли вы с подсудимым Родионом Раскольниковым?

Лизавета: Я совсем немного знала Родиона Романовича, и никак даже не могла предположить, что он способен на такое.

Прокурор:Лизавета Ивановна, поведайте нам, где вы находились до момента преступления?

Лизавета: За день до убийства меня пригласил в гости один мещанин. Он продавал вещи, а так как на рынке продавать невыгодно, то он обратился ко мне. Я должна была быть у него в седьмом часу. Не говоря ничего сестре, я отправилась на встречу, Алена осталась одна. Я не очень долго отсутствовала. Поднявшись на четвертый этаж, я заметила приоткрытую дверь, что было достаточно неожиданно для меня. Мне бы уйти, сообразить, что такого никогда не могло быть. Но я была настолько ошарашена, что ноги сами понесли в квартиру. Войдя в комнату, я пришла в шоковое состояние, вскрикнула от неожиданности: на полу вся в крови лежала сестра. Из другой комнаты появился Раскольников с топором в руке. Я задрожала как лист и не успела принять никаких мер по защите, как он ударил меня топором. Больше я ничего не могу вам рассказать. Кадры из фильма

Прокурор: Почему Вы, молодая женщина, работали у сестры, находясь при этом в униженном положении.

Лизавета Ивановна: У меня не было жилья и денег на его приобретение тоже не было, поэтому мне и пришлось жить у сестры.

Судья: Кого из свидетелей обвинения вы пригласили?
Прокурор: Судебного пристава четвертого полицейского участка города С-Петербурга
Судья:Пригласите свидетеля.
Секретарь приглашается Судебный пристав.
Судебный пристав клянется на романе «Преступление и наказание»
Судья: Господин пристав, что вы можете скатать по данному делу?
Судебный пристав: В начале июля я был вызван по известному вам адресу в дом, выходивший одной стеной на канаву, другой - на улицу. Этот дом состоит из мелких квартир и заселен портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелкими чиновниками. Поднялся по узкой темной черной лестнице на 4-й этаж в двухкомнатную квартиру шестидесятилетней регистраторши и процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Елизаветы Ивановны в связи с их убийством. В небольшой комнате тело Алены Ивановны лежало в первой комнате, навзничь, с вытаращенными глазами, лоб и лицо сморщены и скошены судорогой. Тело залито кровью, которая вытекала из трех проломов на голове. Череп раздроблен. Крови натекла целая лужа. В углу комнаты лежал труп ее сестры Елизаветы Ивановны. Смертельная рана пересекла верхнюю часть лба почти до темени. Была рана на левой руке, видимо ей она пыталась загородиться от убийцы. Рядом валялся ее узел с бельем. В спальне под кроватью была вскрыта укладка-сундук; закладные вещи похищены. На красном гарнитуре следы крови, видимо, убийца пытался вытереть руки. На кухне в ведре с водой было вымыто орудие убийства, с мылом, видимо, вымыты руки, которые потом убийца вытер висевшим здесь же на веревке бельем. Преступление совершено около семи часов вечера. Дело было направленно для разбирательства следователю нашего участка Порфирию Петровичу.

Прокурор:Я прошу пригласить Порфирия Петровича.

Судья: Приглашается свидетель – следователь Порфирий Петрович. Расскажите, что Вы знаете об убийстве и о причастности к этому делу Раскольникова.

Следователь Порфирий Петрович. Уважаемый суд! Видите ли, Раскольников не совсем похож на обыкновенного убийцу, разбойника и грабителя. Убийство, совершенное господином Раскольниковым, можно определить как философское, ибо причины убийства исходят из его теории. Будучи студентом юридического факультета, Раскольников написал статью «О преступлении», которую впоследствии напечатал в «Периодической речи». В данной статье он и изложил всю суть своей теории. (Порфирий Петрович рассказывает суду теорию Раскольникова. Гл. 5 ч. 3). Существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут…то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан. Люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют право переступать закона потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные. Не так ли, господин Раскольников?

Порфирий Петрович: Когда я узнал о теории Раскольникова, то сразу же понял, что убийство совершил этот молодой человек, и решил, что он должен сам раскаяться в содеянном, переболеть совершенным, и дал ему время все понять и осознать. Когда в беседе он сказал, что может убежать, то я ему ответил: «Нет, Вы не убежите, а если и убежите, то сами воротитесь. Без нас Вам нельзя обойтись. Я уверен, что Вы «страданье надумаете принять», потому что страданье Родион Романыча - великая вещь»!

Прокурор: Почему Раскольников пришел с повинной?

Порфирий Петрович: После совершения убийства Родион Раскольников все еще верен своей «идее».
Он во что бы то ни стало хочет побороть ощущение преступности, доказать себе и людям, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет».Именно с целью «доказать» отправляется Раскольников ко мне.
Я разгадал характер Раскольникова. Я делал ставку на живую и сложную душу, неподвластную уму Раскольникова.

Это-то ощущение «отъединенности от людей» делает невозможной для Раскольникова жизнь среди них и с ними. Это и есть та необходимость, которая заставляет его признаться: «Это я убил тогда старуху чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».

Судья: Господин адвокат, что вы можете сказать о своем подзащитном?

Адвокат: Господин судья, уважаемые присяжные. Я слышал столько нелестного в адрес моего клиента и хочу обратить внимание уважаемого Суда на некоторые положительные черты Раскольникова.

Он гуманист, так как обвиняя мир в жестокости, он прежде всего говорит о детях. В этой любви к детям мы можем ощутить истинный характер Раскольникова. Господин Раскольников, вспомните этот момент.

Раскольников: Когда я вошёл в комнату Мармеладовых, то увидел детей. «Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал.. Старшая девочка, лет девяти стояла в углу. Мне стало жаль детей, и я оставил копейки, которых у меня было не так уж много.

Адвокат: Вот видите, господа, насколько Раскольников добр.

Прокурор:(язвительно). Очень добрый, что тут же пожалел о совершенном поступке и стал еще более мрачным и злобным, пустился в рассуждение о подлости человеческой, припомните эти мысли, обвиняемый.

Раскольников: Конечно, увиденная мною картина, еще раз заставила меня задуматься и еще больше увериться в том, что нет никаких преград к совершению убийства.

Прокурор:Вот видите, какое отношение Раскольникова к человечеству?

Адвокат: И все же я с вами не согласен, так как считаю, что мой клиент совершил такое преступление из любви к своим близким. Раскольников, что Вы можете сказать об отношении к своей матери и сестре?

Раскольников: Моя мать и сестра очень любили меня, и я им отвечал взаимностью. Я не мог допустить, чтобы мои родные испытывали унижения, особенно сестра, которая ради меня собиралась выйти замуж. Я должен был что-то сделать ради нее.

Адвокат: Разве это не подтверждает то, что подсудимый не бездушный человек. Я считаю, что Раскольников не виновен. И для подтверждения моих слов прошу пригласить сестру Раскольникова, Авдотью Романовну.

Судья: Приглашается Авдотья Романовна Раскольникова.

Дунечка: Меня зовут Авдотья Романовна Раскольникова. С детства он был добрым, отзывчивым, любящим человеком. Он учился в Петербурге, и я старалась ему помочь в учебе деньгами, но это были лишь крохи.

Адвокат: Заметили ли вы что-то необычное, подозрительное в поведении брата?

Авдотья Романовна: Когда мы приехали с матерью в Петербург, то, увидев его, были сильно поражены, так он сильно изменился. Когда он нас увидел, он упал в обморок.

Адвокат: От кого вы узнали о преступлении, совершённом Родионом?

Авдотья Романовна: Узнав от Свидригайлова, что убийство совершил брат, я пришла в ужас, хотелось помочь ему, подсказать, но он уже сам решил признаться во

Судья: Какие вопросы будут к свидетелю?

Прокурор: Авдотья Романовна, а Вы могли бы убить человека?

Дуня: Да. Это произошло, когда Свидригайлов пытался домогаться меня. Я вынула из кармана револьвер, взвила курок и держала его наготове. И когда я почувствовала, что он уже решился на это, я выстрелила. Пуля скользнула по его волосам и ударилась сзади в стенку. Но его это не остановило, он повторил попытку, я опять выстрелила, но револьвер дал осечку. Я защищала свою честь. Мне кажется, что каждая уважающая себя девушка поступила бы так же!

Прокурор: Ну и семейка! Один убивает, чтобы теорию проверить, а другая – честь защищает. Да, кстати, господин судья, у меня вопрос к Раскольникову. Расскажите, в чем заключалась Ваша теория?

Раскольников: Я написал статью о преступлении, основные положения которой сводятся к следующему:

1. Люди делятся на два разряда: обыкновенных и необыкновенных.

2. Обыкновенные люди живут в послушании и любят быть послушными.

3. Необыкновенный человек «имеет право разрешить своей совести перешагнуть через кровь, если того потребует исполнение идеи».Да, я создал эту теорию, так как мир страшен, принять его, примириться с ним – невозможно, поэтому, по моему мнению, нужен человек, который может взять на себя «кровь по совести» и спасти человечество; он имеет право на насилие и убийство ради спасения других. Это должна быть сильная личность, своего рода Наполеон.

Прокурор: Ну, разве это не страшная теория, теория убийцы, которому позволено вершить судьбы человеческие. А самое ужасное — вырисовывается существенный мотив преступления – стремление Раскольникова проверить себя – «вошь или человек», проверить свою теорию.

Адвокат: Но ведь он вскоре разочаровался в своей теории.

Вы обратите внимания, как он любил мать. Подтвердите это, пожалуйста, Родион Романович.

Раскольников: Я очень любил свою мать. Когда понял, что больше не смогу молчать и признаюсь в своем преступлении, я пришел к матери и обратился со следующими словами: «Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил и теперь рад, что я пришел вам сказать прямо, что хоть вы и несчастны, будете, но все-таки знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что все, что бы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, все это была не правда. Вас я никогда не перестану любить».

Судья:Мы выслушали подсудимого Раскольникова, который рассказал нам о своём преступлении и причинах, толкнувших его на преступление. Кто что может добавить к его рассказу?

Пульхерия Александровна: Мне хочется сказать, что это очень добрый человек, чуткий, любящий сын и брат, к тому же гордый. Находясь в ужасных условиях, он чувствовал себя униженным. Его комната, конура, похожа на шкаф, на ящик, на гроб. Одежда на нём обносилась, за квартиру платить нечем, за учёбу платить нечем. Однако он всегда готов был прийти на помощь людям, мог отдать последнее, что у него было.Я думаю, что свидетели подтвердят это и суд учтёт их показания.

Адвокат: Видите, он испытывал раскаяние и об этом может свидетельствовать Софья Семеновна Мармеладова. Пригласите свидетельницу Мармеладову.

Судья: Приглашается Мармеладова Софья Семеновна. Представьтесь суду свидетельница.

Сонечка: Меня зовут Софья Семеновна Мармеладова. Впервые Раскольникова я увидела, когда сбили моего отца. Родион помог доставить бесчувственного папашу домой (иначе так бы и умер безызвестным) и сделал все необходимое для того, чтобы он остался живым. После смерти Раскольников отдал на похороны все гроши, которые были у него. Разве так смог бы поступить каждый, разве это не говорит о его доброй душе. Именно тогда я и обратила внимание на него и потянулась к нему как травинка, которая ищет тепло и защиту. Несмотря на то, что он убил (а человек может совершить ошибку, хотя и жестокую), Родион совершает этот проступок из-за любви к своим близким. Он выступает в роли адвоката, когда меня обвинили в воровстве. А как он раскаивался в содеянном и как переживал — «лицо всегда грустное, а глаза несли такую боль, что первая мысль была о том, что у него сильная душевная трагедия». Он мне рассказал о преступлении. Это было раскаяние! Я посоветовала ему пойти на перекресток, встать на колени, поцеловать землю и попросить у людей прощения за убийство. Перекресток – это крест, значит, просить прощения у Бога, у Земли, которые дали жизнь, ведь одна из заповедей Бога – это «не убий»! Когда он отправился, я тайком пошла за ним. Он искренне встал на колени, поцеловал Землю и хотел раскаяться, но люди глухи, не поняли его, назвали пьяницей. И он им не признался, а отправился признаваться в контору.

Судья: Приглашается свидетель – Разумихин.

Разумихин: Здравствуйте, господа присяжные! Здравствуй и ты, Родя! Ещё недавно, разузнав об этом… О Боже! … Но прошу, люди добрые, поймите всю сложность случая. Нет, я не оправдываю Раскольникова, несмотря на нашу дружбу. Всему виной его глупая статья, которую Родя написал в недавнем времени. Конечно же, я видел её… Но, чёрт, я и представить себе не мог, как глубоко она осела в нём. Мне казалось, это просто очередная теория. А она завладела его сознанием и мучила…
Наполеон несчастный! Твоё чудовище тебя и сгубило! Зачем, по-вашему, он это сделал? Неужто он следовал своей теории, помогая беднякам? Так ведь он, по статье своей, должен был бы их приносить в жертву своим великим делам, а не наоборот. Вам не кажется это парадоксальным?Дамы и господа, забудьте про всё и всмотритесь в личность Раскольникова. Взгляните в его душу. Она полна прекрасного и пытается излечить его больной мозг. Этим я хочу сказать, что Раскольников виноват, но нельзя губить его жизнь, иначе это приведёт к гибели не только его разума, но и души…Да и кем была эта старуха? Рассудите. Конечно, это не значит, что я одобряю такое убийство, упаси Бог. Я хочу сказать, что и она никому хорошего не сделала, а только обдирала бедных так, что наверняка тоже погубила не одну судьбу. Уважаемые господа присяжные, поймите, что перед вами такой же человек, как и вы, а не какая-то тварь дрожащая…

Прокурор:Я тоже хотел бы пригласить свидетеля, ранее не заявленного. Петра Петровича Лужина. Что общего вы видите в логике своих поступков и в логике преступления Раскольникова?

Петр Петрович Лужин: У нас много общего, слишком уж сильно похожи наши способы достижения цели. Но цель-то у нас разная. У Раскольникова – это аргументировать свою причастность к сильным людям, повелевающим миром, у меня – употребить преимуществами этих людей без каких-либо доказательств. Я – крайнее проявление теории Раскольникова, я – это то, что будет, если все начнуть пользоваться теорией: «Возлюби, прежде всех, одного себя, потому что все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует …» Раскольников понимаел где-то сильно в душе, что я живет по таким же принципам, как и он, оттого я и станал ему противен. Он как бы видит наяву воплощение своей теории и уже наперед знает, что она провальна.

Прокурор:В чём суть вашей теории «кафтанов»?

Лужин: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? — продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился сближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь» или «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; потому что, раз переступив, воротиться назад невозможно».

Адвокат: Какие вы преследовали цели, подложив Соне 100 рублей и обвинив её в воровстве? Зачем вы собирались жениться на Дуне?

Лужин: Лишь для того, чтобы опорочить Раскольникова в глазах семьи, я готов был погубить даже Соню. Да я прямо говорил о том, что предпочитаю брать невесту «из бедных», чтобы было, потом чем попрекать. Вот она реализация Раскольниковской теории в самом худшем ее проявлении.

Судья: Есть ли вопросы к свидетелю.

Прокурор:Слова «убить» и «ограбить» могут направить мысль читателя по ложному пути. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что «среда заела». Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек в романе изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере относится это и к Раскольникову. Но он выбирает не труд, не какой другой путь выхода из создавшегося положения. Он находит более легкий путь для достижения цели, а так же проверяет и свою теорию. Он выбирает УБИЙСТВО – это результат его свободного выбора, убийство Алены Ивановны. За этим убийством последовало еще несколько смертей.

Адвокат: Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть». Я считаю, что мой подзащитный пережил тяжелую душевную травму, и поэтому мы должны более гуманно отнестись к его будущей судьбе. В жизни свершается много преступлений, но страдающий человек заслуживает прощения. Я прошу суд, господ присяжных, прежде чем вынести приговор прислушаться к моим доводам и смягчить приговор.

Судья: Предоставляется последнее слово подсудимому. Что вы можете сказать в свое оправдание?

Раскольников: Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, за который очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. Почему лупить людей бомбами, правильной осадой более эстетично, чем то убийство, которое совершено мной? На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья Мармеладовых и девочка на бульваре. И следуя своему идеалу Наполеона, я решился на преступление, забыв, что я один из тех же «униженных и оскорбленных», кого хотел защитить. Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание. Прошу, господа присяжные, учесть мое чистосердечное раскаяние.

Судья: Господа присяжные, я прошу вас разобраться в создавшемся положении и вынести справедливый вердикт по данному делу, будьте объективны и честны в своем решении.

Прокурор: Не отрицаю, что многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам сроком на девять лет.

Адвокат: Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как  он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый несёт страшные наказания в самом себе. Невольно это ставит нас в положение сочувствующих.В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он, конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить. Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.

Судья: Рассмотрев внимательно дело гражданина Раскольникова Родиона Романовича, выслушав свидетелей, защиту, обвинение, Суд постановил приговорить бывшего студента Раскольникова к 8-ми годам каторжных работ. Учитывая его душевные муки, суд надеется на чистосердечное раскаяние преступника, на то, что он вновь вернётся к людям, суд верит в его духовное возрождение.  

Секретарь: Судебное заседание объявляется закрытым.


3. Рефлексия

Преподаватель: Роман Ф. Достоевского «Наказание и преступление» был написан в 1866 году, но актуальным он остается и сегодня, так как затрагивает важные морально-этические проблемы, которые волнуют нас и сейчас и обойти которых невозможно. Мы живем сейчас в довольно сложном мире. Преступность в стране, к сожалению, возрастает – об этом свидетельствует статистика. Нарушением законов юридических и моральных некоторые дельцы и сейчас пытаются улучшить свое благосостояние. Мир корысти и расчета омрачает им ум. И забывают они, что деньги и власть – это только временное. Это не настоящие человеческие ценности. В наше время также снова начинает приобретать значительное распространение и теория «сверхчеловека», созданная Ницше. Но давайте посмотрим в наше недалекое прошлое – годы гитлеризма, сталинизма. Я бы никогда не

хотела, чтобы эти годы возвратили назад. И как хорошо, что в мировой литературе есть это произведение Достоевского «Преступление и наказание», который доказывает нам необходимость соблюдения моральных законов, хотя и не все это произведение воспринимают одинаково.

Такие вопросы можно ставить и ставить, но ответ на них есть в романе «Преступление и наказание». Человеческая жизнь – наибольшая на земле ценность. И ни один из людей не может распоряжаться жизнью – своим, тем более чужим. «Не убей!» – твердит одна из христианских заповедей. «Убийство – это страшное преступление», – доказывают юридические законы. И никто не должен переступать эти законы. Перед кем угодно можно оправдаться, совершив преступление, но только не перед своей совестью, которая станет перед тобой ночным укором, а жизни превратится на мучение, навсегда потеряв смысл. И одно небольшое преступление не загладится тысячами добрых поступков.

4. Д/З

Написать эссе на тему:«Я себя убил, а не старушонку»?




Просмотр содержимого презентации
«prezentatsiya_k_urokam_po_dostoevskomu»

. Федор Михайлович Достоевский  «Преступление и наказание»   Я царь, я раб, я червь, я Бог! Г. Р. Державин Совесть – внутренний компас, чутко реагирующий на всякоеотклонение от правильного курса жизни. И. Шевелёв. « И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми предрассудками и разгулом насилии, тревожный набат Достоевского гудит, неумолимо взывая к человечности, гуманизму

.

Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Я царь, я раб, я червь, я Бог!

Г. Р. Державин

Совесть – внутренний компас, чутко реагирующий на всякоеотклонение от правильного курса жизни.

И. Шевелёв.

  • « И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми предрассудками и разгулом насилии, тревожный набат Достоевского гудит, неумолимо взывая к человечности, гуманизму".
  • Ч. Айтматов

История создания романа • Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».

История создания романа

  • • Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».

Сюжет , композиция  наказание  Преступление

Сюжет , композиция

наказание

Преступление

  • Занимает 1 часть повествования
  • Рассказывается о замысле и совершении преступления
  • Описывается в 5 частях
  • Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию
Символика цвета, имен и чисел в романе   Имя Раскольников София  Его значение в романе

Символика цвета, имен и чисел в романе

Имя

  • Раскольников
  • София

Его значение в романе

  • «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
  • Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Теория Раскольникова  Обыкновенные люди  Необыкновенные люди

Теория Раскольникова

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

  • «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
  • Переступают закон во имя лучшего.
  • Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».
  • Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
  • «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».
  • Живут в послушании.
  • Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».
  • «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи.
Теория Раскольникова  Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Теория Раскольникова

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Теория Раскольникова Основная формула теории Раскольникова: За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен. «Да ведь тут арифметика!»     Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

Теория Раскольникова

Основная формула теории Раскольникова:

  • За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
  • Одна смерть и сто жизней взамен.
  • «Да ведь тут арифметика!»

  

Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

Причины преступления  социальные   нравственные

Причины преступления

социальные

нравственные

  • Желание проверить теорию.
  • Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
  • Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
  • Крайняя степень нищеты героя.
  • Болезненное и раздраженное со­стояние героя.
  • Всеобщая несправедливость жизни.
  • Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.
  • Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.
  • Встреча на бульваре с обманутой девушкой.
Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

  • ...ну да, чтоб ограбить...
  • ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы
  • Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил... теперь... счастлив был!
  • Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней: 5. И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав... 6. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

5. И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...

6. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

«Двойники» Раскольникова Петр Петрович Лужин  Аркадий Иванович Свидригайлов  Теория  Теория «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» «Человеку все позволено»

«Двойники» Раскольникова

Петр Петрович Лужин

Аркадий Иванович Свидригайлов

Теория

Теория

«Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...»

«Человеку все позволено»

« Двойники» Раскольникова  Аркадий Иванович Свидригайлов Петр Петрович Лужин  Поступки Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.  Поступки

« Двойники» Раскольникова

Аркадий Иванович Свидригайлов

Петр Петрович Лужин

Поступки

  • Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя.
  • Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.

Поступки

  • Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.
  • Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.
  • Заканчивает жизнь самоубийством.
Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер.

Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер.

д\з эссе: «я себя убил, а не старушонку»

д\з

эссе: «я себя убил,

а не старушонку»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!