СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема текста. Опорные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОККА

Просмотр содержимого документа
«Тема текста. Опорные слова»

Урок № 23

Тема урока: Тема текста. Опорные слова

Цель: Сформировать умения выделять опорные (ключевые) слова в тексте

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты: предметные: вырабатывать умение выделять опорные (ключевые) слова в тексте; уметь по опорным словам определять тему текста; уметь на основе опорных слов составлять текст.

Метапредметные ууд: развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности; развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности; формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.

Личностные: воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.


  1. Слово учителя.

Тема текста - это предмет речи, ответ на вопрос "о чем говорится в тексте?"
Основная мысль – это отношение автора к теме текста, ответ на вопрос "что говорится в тексте?". В каждом тексте содержится основная мысль, главное содержание, то, из-за чего написан текст.
Основная мысль сопровождается дополнительной информацией, которая нужна для большей убедительности, доказательности, ясности. Это, как правило примеры, факты, описания и др. Это «одежда» для основной информации.
Каждый текст создается   с определенной целью: рассказать о событиях, описать предмет, человек или явление природы или выразить свое отношение к чему-либо. Эта цель определяет тему текста – предмет речи.
Чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на вопрос: о чем говорится в тексте?
Часто тема выносится в заголовок текста, чтобы читателю было сразу понятно, о чем пойдет речь. Автор текста по-своему понимает и раскрывает тему своего высказывания.
К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста. Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения.
Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорится о ком, о чем пойдёт дальше речь.
В основной части содержится самая важная информация.
Заключение – это подведение итогов и вывод.
Основная мысль текста – это мысль, которую хотел донести до читателя автор (это вывод, жизненный урок)

  • Когда мы определяем отношение автора к теме и отвечаем на вопрос: что говорится в тексте, то формулируем основную мысль текста.

  • В некоторых текстах можно найти одно или несколько предложений, в которых четко выражена основная мысль автора.

  • Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всём тексте.

  • Иногда основная мысль формулируется уже в заголовке текста, однако чаще всего необходимо обдумать содержание всего текста, чтобы понять его основную мысль.

  • Основную мысль можно сформулировать из всего содержания текста при помощи опорных слов.


  1. Основная часть.

  1. Игра «»Добавь слова»

Прочитайте опорные слова, добавьте другие

1) Старик, старуха, испекла…(колобок)

2) Теремок, мышка, лягушка….(теремок)


-Как вы угадали сказки? (помогли опорные слова)

-В чем нам помогают опорные слова? (по ним можно легко узнать сказку).


  1. Прочитайте слова.

  1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел.

  2. Муха, денежка базар, самовар, паук, комар.

  3. – О чем вам говорят эти слова? (Слова первой строчки из сказки «Волк и семеро козлят», а слова второй строчки из сказки «Муха-Цокотуха»)

- Какие слова вам помогли определить сказку? (Опорные слова)

- Что такое опорные слова (Опорные слова - это слова, по которым можно определить тему текста)

- Как еще называются опорные слова (Ключевые, главные).


3. Игра «Угадай сказку»

1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел. (Русская народная сказка « Волк и 7 козлят»)

2. Дед, баба, курочка, мышка, яичко. (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

3. Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар. (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»).

- Как вы угадывали сказки? (Помогали главные слова из сказок)

- Эти слова называются опорными.


  1. Прочитайте текст, определите тему и основную мысль, придумайте заголовок.


Текла через село река. Была она весёлая, говорливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю пахать, и огороды поливать, и брёвна пилить, и зерно молоть.


  1. Придумаете связный рассказ по теме "Книга - мой лучший друг, используя опорные слова: Читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую.

  2. Подберите слова к теме "Магазин", «Библиотека», «Весна», «Школа», «Семья».

  3. Прочитайте текст, определите тему и основную мысль, придумайте заголовок.

Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь дальше на север. Другие облюбовали тут место для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.


  1. Прочитайте предложения. Вам будет необходимо выписать номера предложений, которые соответствуют теме «Весна».

1. Солнышко греет все сильнее и сильнее.

2. Здравствуй, пушистый снег!

3. Воробьи и ласточки рады его тёплым лучам.

4. Там грачи свили свои гнёзда.

5. Мы собрали большой урожай яблок.

6. Стайка грачей промчалась к роще.


  1. Вспомните, что такое опорные слова. Перед вами опорные слова на разные темы. Выберите и выпишите только те, которые подходят к теме «Урок».


пишут            зима           звонок              учебники                решать          

играть             доска         старается           веселятся           в тетрадке   

мороз              солнце        правило           обсуждают             обед


  1. Домашнее задание.

Прочитайте текст. Определите тему. Выпишите из данного текста опорные слова.

Вестница весны.

Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.

Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.

«Ци-фи ци-фи», - точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!

5. Подведение итогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс