СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Транспортные средства. Пользование городским транспортом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с основными транспотртными средствами.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Транспортные средства. Пользование городским транспортом"»

 Урок СБО  7 класс  Тема: «Транспортные средства. Пользование городским транспортом»

Урок СБО 7 класс Тема: «Транспортные средства. Пользование городским транспортом»

Цель урока дать знания учащимся об основных видах опасных и аварийных ситуациях в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро);  знать правила безопасного поведения в общественном транспорте;  уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте Учебные вопросы: Характерные черты и особенности общественного транспорта (автобуса, трамвая, троллейбуса, метро). Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях, характерных для общественного транспорта.

Цель урока

  • дать знания учащимся об основных видах опасных и аварийных ситуациях в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро);
  • знать правила безопасного поведения в общественном транспорте;
  • уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте

Учебные вопросы:

  • Характерные черты и особенности общественного транспорта (автобуса, трамвая, троллейбуса, метро).
  • Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях, характерных для общественного транспорта.
Автобус самый распространенный вид транспорта в городах. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения.

Автобус самый распространенный вид транспорта в городах. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения.

Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна,  вентиляционные люки .

Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки .

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности – наиболее безопасный виды общественного транспорта

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности – наиболее безопасный виды общественного транспорта

Но надо помнить, что электрическая тяга создает опасность поражения электрическим током. Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать вагон, находящийся под током, можно только прыжком чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли, , и разряд проходит через его тело.

Но надо помнить, что электрическая тяга создает опасность поражения электрическим током.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать вагон, находящийся под током, можно только прыжком

чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли, , и разряд проходит через его тело.

транспортное средство повышенной опасности

транспортное средство повышенной опасности

Первая зона опасности в метро – турникеты на входе.

Первая зона опасности в метро – турникеты на входе.

Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом створок.

Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом створок.

Вторая зона опасности - эскалатор Причиной опасных ситуаций на нем могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Если при резкой остановки вы не удержались на ногах, сгруппируйтесь, как можно быстрее остановитесь и встаньте. В случае быстрого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор.

Вторая зона опасности - эскалатор

Причиной опасных ситуаций на нем могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора.

Если при резкой остановки вы не удержались на ногах, сгруппируйтесь, как можно быстрее остановитесь и встаньте.

В случае быстрого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор.

Не создавайте опасные ситуации на эскалаторе:  не усаживайтесь на его ступеньки; Не устраивайте соревнования по бегу; Не ставьте на поручни предметы; Не бросайте вниз монеты или другие вещи. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подметки могут застрять в гофрированных ступенях.

Не создавайте опасные ситуации на эскалаторе:

  • не усаживайтесь на его ступеньки;
  • Не устраивайте соревнования по бегу;
  • Не ставьте на поручни предметы;
  • Не бросайте вниз монеты или другие вещи.

Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подметки могут застрять в гофрированных ступенях.

Четвертая зона опасности – вагон поезда

Четвертая зона опасности – вагон поезда

Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:  автолюбители, в отличие от профессионалов, могут не иметь хорошей подготовки; опасна большая скорость движения;  в потоке легковой автомобиль может столкнуться с тяжелым грузовиком.

Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

  • автолюбители, в отличие от профессионалов, могут не иметь хорошей подготовки;
  • опасна большая скорость движения;
  • в потоке легковой автомобиль может столкнуться с тяжелым грузовиком.
Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле  детям до 12 лет не садиться на переднее сиденье;  не ездить без пристегнутых ремней безопасности;  всегда иметь в машине аптечку;  всегда иметь огнетушитель для обеспечения пожарной безопасности;  не быть пассивным во время движения, всегда следить за дорогой и не мешать водителю;  не отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле

  • детям до 12 лет не садиться на переднее сиденье;
  • не ездить без пристегнутых ремней безопасности;
  • всегда иметь в машине аптечку;
  • всегда иметь огнетушитель для обеспечения пожарной безопасности;
  • не быть пассивным во время движения, всегда следить за дорогой и не мешать водителю;
  • не отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.
Если вы видите, что столкновение неизбежно, упритесь ногами в пол, обхватите голову руками и натяните ремень безопасности, а при нахождении на заднем сиденье лягте на бок , если позволяет место.

Если вы видите, что столкновение неизбежно, упритесь ногами в пол, обхватите голову руками и натяните ремень безопасности, а при нахождении на заднем сиденье лягте на бок , если позволяет место.

ИТОГ: 1. Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать: а)вентиляционные люки; б)кабину водителя; в)двери и окна.  2.У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в данной ситуации? Укажите правильный ответ: а)постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь; б)поспешите на помощь водителю; в)останетесь в своем кресле, положив перед собой мягкие вещи, упретесь ногами и руками в спинку впереди стояще­го кресла; г)встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни; д)ляжете на пол в проходе автобуса.

ИТОГ:

1. Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

а)вентиляционные люки;

б)кабину водителя;

в)двери и окна.

2.У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в данной ситуации? Укажите правильный ответ:

а)постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь;

б)поспешите на помощь водителю;

в)останетесь в своем кресле, положив перед собой мягкие вещи, упретесь ногами и руками в спинку впереди стояще­го кресла;

г)встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни;

д)ляжете на пол в проходе автобуса.

3.В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожи­данно подул сильный ветер и произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус?  Укажите правильный ответ: а)через окно; б)будете выходить через двери по ступенькам; в)будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током. 4. Основными зонами опасности в метро являются: а)вход в метро; б)турникеты на входе; в) площадка перед эскалатором; г) эскалатор; д) перрон; е) вагон поезда; ж) переходы с одной станции на другую; з) выход из метро.

3.В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожи­данно подул сильный ветер и произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус? Укажите правильный ответ:

а)через окно;

б)будете выходить через двери по ступенькам;

в)будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током.

4. Основными зонами опасности в метро являются:

а)вход в метро;

б)турникеты на входе;

в) площадка перед эскалатором;

г) эскалатор;

д) перрон;

е) вагон поезда;

ж) переходы с одной станции на другую;

з) выход из метро.

Литература: 1. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук – М: Дрофа, 2009. 2. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопас­ности жизнедеятельности. 5 класс: методическое по­собие. — М.: Дрофа, 2004. 3.В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы - М.: Дрофа, 2000. 4. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост.: М.П. Фролов и др. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2000.

Литература:

1. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук – М: Дрофа, 2009.

2. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопас­ности жизнедеятельности. 5 класс: методическое по­собие. — М.: Дрофа, 2004.

3.В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы - М.: Дрофа, 2000.

4. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост.: М.П. Фролов и др. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2000.