Работа над пословицами и поговорками.
Прочитай пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
- 1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
- 2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
- 3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
- 2. Работа над правильным выразительным чтением.
- - Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
Тема урока А. Платонов «Цветок на земле.»
С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.
Словарная работа
Что обозначают данные выражения. Прочитай. Подготовь себя к прочтению рассказа.
Нынче – теперь, сейчас.
Уморились – устали.
“ Глаза жмурятся”- Сужаются веки
Глаза смежать – закрывать.
Испить – попить, выпить.
Осерчать – рассердиться .
«пытать» - Познавать, изучать.( означает в данном рассказе)
Послушай рассказ. Нажми на ссылку
Ответь на вопросы после прослушивания
- Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?
- О каких событиях рассказал нам автор?
- Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?
- Что можете сказать об отношениях деда и внука?
Физкультминутка
Работа по учебнику. Чтение с остановками. Открыть учебник с.133
Ответить на вопросы после прочтения с.133-134
1 ) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?
- Сколько лет было деду Титу?
- Сколько лет было Афоне?
- От чего у деда глаза слабые стали?
- Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?
- Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.
Чтение с остановками.
Ответить на вопросы после прочтения с.135
- Почему Афоне опять стало скучно жить на свете?
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
Ответить на вопросы после прочтения с.136-138
-Зачем Афоня остановил часы?
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)
- Как вы это понимаете? Пытать – быть пытливым, любознательным.
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?
- Что значит осерчал?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
Определите, какая же главная мысль рассказа.
главная мысль рассказа. Согласен?
Главная мысль рассказа в том, что человек не должен бесцельно жить, в пустую тратить свои годы.
Автор использует сравнение человека и цветка, чтобы раскрыть наше предназначение в мире.
Как цветок делает новую жизнь из праха старой, так любой человек делает новую жизнь через своих детей, не умирает, если у него есть дети, находит в детях свое продолжение.
И как цветок приносит своим существованием великую пользу всему живому, так и каждый человек должен приносить пользу всем людям, а также природе!!!
Задание на отметку
- Открыть учебник на стр. 138-139- ответить на вопросы 2,3(устно),4,5, 7(устно)
Итог
- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?