СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Африка: образ материка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Африка: образ материка»



Раздел: Материки и страны 7 класс

Урок 25. Африка: образ материка

Цели урока:

  • познакомить с физико – географическим положением Африки;

  • научить давать характеристику ФГП материка;

  • выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;

  • сформировать представление о климате Африки;

  • познакомить с растительным и животным миром материка;

  • продолжить формировать умение работать с несколькими картами и типовым планом

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки.

Метапредметные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи; строить логическое рассуждение и делать выводы; работать с картами и текстом.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.

Основное содержание: географическое положение, крайние точки Африки, особенности земной коры и рельефа материка, климат, внутренние воды, растительный и животный мир.

Деятельность обучающихся: определять географическое положение материка относительно экватора, начального меридиана, устанавливать взаимосвязь между строением земной коры и рельефом; выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; наносить на контурную карту географические объекты материка.

Оборудование: физическая карта мира, атласы издательства «Просвещение», презентация.

Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.

Ход урока:

  1. Организационный этап урок.

Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком же материке пойдет речь мне хотелось бы, чтобы вы ответили после того, как просмотрите отрывок из сказки. (Включается видео фрагмент песня из кино «Про красную Шапочку»)

Если долго, долго, долго,

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке

Долго ехать и бежать,

То пожалуй, то конечно

То наверно, верно, верно,

То возможно можно, можно,

Пауза. Прием «Собери пазл неизвестный материк» (Африка)

Продолжение

Можно в Африку прийти!


А-а-а! В Африке реки вот такой ширины!

А-а-а! В Африке горы вот такой вышины!

А-а! Крокодилы - бегемоты,

А-а! Обезьяны - кашалоты,

А-а! И зеленый попугай!

А-а! И зеленый попугай!

Учитель: Так какой же материк будем изучать мы? (слайд 1)

Ответ детей: Африку.

Учитель: Тема нашего урока: Африка: образ материка. На доске

Учитель:Что мы должны выяснить на уроке исходя из заявленной темы?

Ответы обучающихся: Где находится Африка? Какой рельеф? Какими океанами омывается материк? Какой растительный и животный мир?

Цели урока:

  • научится давать характеристику физико-географического положения Африки;

  • формировать умения определять географические координаты точек;

  • выявить особенности строения земной коры и рельефа;

  • закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон;

  • продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их. (слайд 2)

Учитель: Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Для этого давайте откроем наши учебники и обсудим план характеристики материка

План характеристики материка. (Слайд 3)

  1. Географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Природные зоны. Растительный и животный мир.

(слайд 4) Учитель: Сегодня нам понадобятся атласы стр. 28-31 с помощью, которых мы будем описывать наш материк. Наши данные мы будем записывать в таблицу, а после подписывать географические объекты на контурной карте стр. 16(слайд 5)

(Приложение 1)

Учитель: Африка является единственным материком, который расположен во всех четырех полушариях. И если мы посмотрим на физическую карту мира, то мы можем сказать, что Африка это второй по величине материк, после Евразии. Географическое положение Африки по-своему уникально, мы должны это выяснить. (слайд 6)

План

Особенности и вывод

1

Географическое положение материка:

А) по отношению к экватору;

Б) по отношению к начальному меридиану;

В) крайние точки; (слайд 7)

Г) площадь материка;

Е) положение материка по отношению к морям и океанам. (слайд 8,9,10)




Учитель: Рельеф Африка, как и любого другого материка, зависит от особенностей строения и истории развития земной коры, действия внутренних и внешних процессов. Интересной особенностью Африки является то, что Северная половина Африканского материка, характеризуется высотами преимущественно ниже 1000 м, зато она более чем в два раза шире южной части. В то же время южная половина Африканского материка лежит на высотах более 1000 м, при этом ее ширина не превышает 3100 км. Под влиянием внутренних процессов отдельные участки земной коры поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Другие опускались, в результате возникли крупные котловины (Чад, Конго, Калахари). Для того, чтобы выяснить какая платформа лежит в основании материка, мы должны открыть атлас на стр. 4-5, карта «Строение земной коры». А чтобы выяснить какие формы рельефа и полезные ископаемые находятся на материке возвращаемся к физической карте стр.28-29 (слайд 11)

2.

Рельеф, (слайд 12)

тектоническое строение,




Учитель: С геологической историей, составом горных пород и рельефом материка тесно связаны месторождения полезных ископаемых. Если мы посмотрим на физическую карту, сможем сказать, что Африка богата полезными ископаемыми. Какими именно ответите вы (обучающиеся с помощью карты называют районы добычи нефти, газа, алмазов, различных руд).

2.

полезные ископаемые. (слайд 13)


Учитель: Своему географическому положению Африка- самый жаркий материк. Она получает больше солнечного тепла и света, чем любой другой материк. На севере в районе г. Триполи в Ливии, была зарегистрирована самая высокая температура на Земле + 58 C˚. Осадки на территории материка распределены неравномерно. С чем это связано? (слайд 14)

Ответы обучающихся: близостью океанов, морских течений и рельефом.

Учитель: По климатической карте атласа стр. 6-7 определите, в каких климатических поясах расположена Африка, данные запишите в тетрадь.

3

Климат

(слайд 14)



3. Физминутка.

Учитель: Следующий пункт нашей таблицы – внутренние воды. (слайд 15)

  1. Что такое внутренние воды?

  2. Что включает в себя понятие внутренние воды?

Внутренние воды - водная часть территории государства, за исключением территориального моря. Реки, озера, ручьи

Учитель: Рассмотрев физическую карту назовите и запишите крупные реки и озера.

4.

Внутренние воды (слайд 15)

Реки

Озера



Зачитывается стих

Где-то в джунглях, на лианах,

Где-то с южной стороны

Обитают обезьяны,

И жирафы, и слоны.

Где в речушке серебристой

Бегемоты сладко спят,

Разрисованные птицы

Цветом радуги летят.

Африка, Африка,

Сказочные страны,

Африка, Африка,

Жаркий небосвод,

Африка, Африка,

Сладкие бананы,

Потому что в Африке

Лето круглый год!



Учитель: О чем идет речь? Из-за особенностей географического положения природные зоны на материке расположены зеркально. Используя карты атласа, определите, какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами? Каковы особенности их размещения?

(слайд 16)

Обучающиеся с помощью карт атласа называют природные зоны. Климатические пояса и природные зоны сменяют друг друга от экватора к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения, изменяется животный и растительный мир.

Природные зоны. (слайд 17, 18, 19)

Растительный и животный мир «Географическое лото»



Бегемот

1

Крокодил

2

Лев

3

Шимпанзе

4

Жираф

5

Страус

6







Баобаб

7

Пальма

8

Алоэ

9

Бананы

10

Акация

11

Лиана

12



Царь зверей






3

Дерево африканской саванны, имеющее ствол в окружности около 40 м и живущее до 5 тыс. лет

7

Растение с толстыми мясистыми листьями, широко применяемое в медицине



9

Дерево африканских саванн с зонтикообразной кроной



11

Огромное многолетнее травянистое растение с толстым корнем, плоды которого употребляют в свежем и сушеном виде

10

Животное, обитающее почти во всех крупных озерах континента. Может ходить по дну водоема

1





Огромная рептилия, достигающая 6 м в длину и веса более полутонны



2

«Королева»

оазисов пустыни





8

Самая крупная птица Земли, в случае опасности развивает скорость до 70 км/ч



6

Вьющееся растение






12

Самая мелкая из человекообразных обезьян




4

Самое высокое животное в мире, которое бегает быстрее лошади



5


  1. Рефлексия. (слайд 20) «Багаж знаний»

Из перечня выбрать необходимые понятия и термины

Экватор, м. Альмади, дуб, носорог, Нил, баобаб, Гималаи, м. Игольный, Атлас, Сахара, Килиманджаро, пингвин , Конго, тропический пояс, жираф, Амазонка, Артика



  1. Домашнее задание. (слайд 21)

  1. § 25 – изучить;

  2. Ответить на вопросы после параграфа;

  3. Индивидуальное задание, подготовить сообщение

  4. об одном из исследователей Африки


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!