СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Балет Кармен-сюита

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Балет Кармен-сюита

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Балет Кармен-сюита»

Тема урока: «Балет Кармен-сюита»


Цель: Расширить представление о балетном искусстве, познакомить с новым прочтением оперы «Кармен» Ж.Бизе на примере одноименного балета Р.К. Щедрина.

Задачи:

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Воспитание художественного вкуса учащихся, расширение музыкального кругозора.

Предметные: Выявить особенности драматургии.


Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Структура:

  1. Орг момент

  2. Новый материал

  3. Слушание Вступления

  4. Слушание Выход Кармен и Хабанера

  5. Слушание Адажио

  6. Слушание Тореро

  7. Распевание

  8. Пение «Куплеты Тореадора»

  9. Слушание Финала

  10. Итог

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.


Этапы

Ход урока

Хроном

1. Орг. Мом


2. Новый материал





























3. Слушание Вступления










4. Слушание Выход Кармен и Хабанера














5. Слушание Адажио
















6. Слушание Тореро











7. Распевания

8. Пение «Куплеты Тореадора»













9.Слушание Финала














10.Итог

Здравствуйте!


Сегодня мы познакомимся с балетом «Кармен», создателем которого является Родион Константинович Щедрин. Родился он 16 декабря 1932 года. Российский композитор, пианист, народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. Слайд 1


«Кармен-сюита» - одноактный балет на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина (1967г.) Оркестровка — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Балет основан на опере «Кармен» по мотивам новеллы Проспера Мериме. Хореограф и создатель либретто Альберто Алонсо. Премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре в Москве, где роль Кармен исполняла Майя Плисецкая. Слайд 2


Задумав создать образ Кармен на балетной сцене, Родион Щедрин не мыслил его вне музыки Бизе. Современная интерпретация музыки оперы в балете стала данью поклонения перед творением французского композитора. Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен ещё ярче засверкал благодаря исполнительницы главной роли, жене Родиона Щедрина – Майе Плисецкой. Слайд 3


В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Слайд 4


Страница 54 Сценическое действие балета разворачивается на арене. Это место действия, связанное с развлечениями, становится местом человеческой трагедии. И не случайно значительную роль в балете играет персонаж в облике быка. Что он делает и что собой символизирует? (Вторгается в ансамбли главных героев, символизирует рок, судьбу, смерть)

Слушание Вступления

Повторяет ли Щедрин во вступлении темы увертюры к опере? Какие приемы оркестровки усиливают национальный характер музыки?


Страница 56 Сцена выхода Кармен и Хабанера являются центральной характеристикой героини. У Щедрина своеобразное вступление к Хабанере – строится на повторении короткого мотива (в опере это речитатив), который, постепенно расширяясь, захватывает большое звуковое пространство. Звучание усиливается до ослепительного фортиссимо (очень громко), а затем быстро затихает. Хабанера в исполнении Кармен – это дерзкий танец-вызов. Испанский колорит образа подчеркивается ударными инструментами, имитирующими звучание кастаньет.

Слушание Выход Кармен и Хабанера

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки балета от оперных номеров?


Страница 58

Хосе представлен композитором как любящий, страдающий человек и как часть враждебного мира «масок». Его тема звучит как предвидение финала, развязки драмы, в которой Хосе, направляемый слепой силой рока, в порыве ревности убьет Кармен. Адажио начинается со вторжения темы рока, которая звучит в мрачной оркестровке, подчеркнутая трепещущим звучанием колоколов. Эта тема повторяется несколько раз, и каждый раз, прерываемая ударными инструментами, внезапно обрывается.

Слушание Адажио

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? В чем проявляется необычность звучания оркестра в балете при воплощении образа Хосе?


В Тореро раскрывается образ Эскамильо – бесстрашного, гордого, мужественного человека. Он показан теми же музыкальными темами, что и в опере – куплеты и марш. Яркое, празднично-приподнятое настроение и знакомые мелодии сменяет устрашающий одинокий аккордовый маршевый аккомпанемент. Недосказанность текста, угрожающий мотив, накладывающийся на знакомую музыку открывает новые грани образа Эскамильо.

Слушание Тореро

Как Щедрин рисует образ Тореро? Какие творческие находки композитора в воплощении этого образа произвели на вас впечатление?




Пение «Куплеты Тореадора»

Трудности:

Методы:

Интонационные:


-скачки

собственный показ, графический показ

Ритмические:


-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

дирижёрский жест

Дикционные:


-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста


В Финале, построенном на нескольких контрастных разделах, встречаются все темы действующих лиц балета. Ещё раз возникает тема марша Тореро. Последний раз звучит музыкальная характеристика Хосе. Её взволнованную мелодию, как отзвук о неразделенной любви, мы слышим перед эпизодом гибели Кармен, музыка которого основана на звучании темы роковой страсти. Музыка обрывается на самом напряженном, кульминационном аккорде, после чего наступает успокоение.

Слушание Финала

Какую роль в этом эпизоде выполняет тема Тореро? Почему композитор повторяет тему вступления?


В тетради опишите одного из главных героев с точки зрения музыки. Какими средствами музыкальной выразительности композитор охарактеризовал персонажа. Данная работа должна занимать не меньше половины страницы.

Спасибо за урок. До свидания!

1 мин


5 мин






























4 мин











5 мин

















4 мин

















4 мин












3 мин


6 мин















5 мин















3 мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!