Тема урока. Число 10. Цифра 10.
Цели:
1) сформировать представление о числе 10 как количественном свойстве групп из 10 предметов, записи числа 10 в знаковой форме, сложении и вычитании в пределах 10;
2) актуализировать умение решать уравнения на сложение и вычитание.
Сценарий урока
1. Мотивация к учебной деятельности:
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эти слова?
Согласны ли вы с ними?
Чему бы вы хотели научиться – трудолюбию или лени? Почему?
Чему учитесь вы на уроках математики? (Учимся самим открывать новые знания.)
Трудно ли это? (Да, не всегда удается.)
Сегодня вы будете продолжать этому учиться. Прочитайте пословицу еще раз и найдите в ней слова, которые связаны с математикой. (В пословице встречается число три.)
Сегодня вы продолжите изучать числа.
2. Актуализация знаний фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Тренинг вычислительного навыка.
Напишите последующее число 8.
На сколько 5 меньше 8.
Какое число стоит между 6 и 8?
Уменьшите 9 на 8.
Увеличьте 2 на 3.
У кого есть несовпадения с вариантом на доске?
Чем вы пользовались, что вспоминали, когда выполняли задания? (Знанием состава чисел.)
Расставьте эти числа в порядке возрастания.
Найдите закономерность. Как называют такие числа?
1, 3, 5, 7, 9
2) Образование числа 10, запись с помощью знаков.
Приготовьте геометрическое лото.
Что обозначает любое число? (Количество предметов.)
Выложим девять кругов.
Дополните это количество еще одним кругом. Сколько стало? (Стало десять.)
Как же записать это число. Вспомните способы записи. (Число можно записать с помощью точек и цифр.)
Возможно, ли записать число десять с помощью одной цифры? (Нет, нельзя, число записывается с помощью двух цифр – 1 и 0.)
Верно.
Запишите это число в виде графической записи. Попробуйте на своих планшетках.
Что получилось.
Сделайте вывод. (У всех разные записи. Нет одного варианта.)
Я предлагаю построить для точек «домик».
Учитель начинает строить «домик» на доске.
- С какого числа вы начали изучать числовой ряд? (С числа 1.)
По аналогии продолжите рисунок так, чтобы у вас получилось десять точек.
Проверьте свои работы.
Какая геометрическая фигура получится, если вы обведёте точки? (Получится треугольник.)
На доску вывешивается модель числа 10.
Как же будет выглядеть графическая запись числа 10? (Это треугольник, в котором 10 точек.)
3) Задание для пробного действия.
Что вы повторили и узнали? (Потренировались в счете, получили число 10, записали его с помощью знаков.)
Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
Как называется такое задание?
Как докажите, что вы готовы его получить? (Мы справились со всеми заданиями для повторения.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия (Д-4).
Учащиеся работают на планшетках.
Учитель фиксирует на доске варианты ответов.
Среди всех ответов есть правильный – это три. Кто не смог получить правильный ответ, что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли правильно найти значение выражения 10 – 7.)
Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. (Мы не можем обосновать, что 10 – 7 = 3.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Какой наш следующий шаг? (Нужно подумать, почему, где и почему возникло затруднение.)
Какое задание вы выполняли? (Находили значение выражения 10 – 7.)
Чем это задание отличалось от предыдущих? (Это пример с числом 10.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона состава числа 10.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Сформулируйте цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон состава числа 10.)
Сформулируйте тему урока? (Число 10.)
Что вам может помочь. Посмотрите на доску, какую графическую модель вы получили? (Треугольник с 10 точками.)
Точки в треугольнике двуцветные. Как это вам поможет открыть состав числа? (Мы будем поочередно переворачивать точки в треугольнике, и у нас получатся пары чисел.)
Давайте еще раз повторим план построения эталона. (Мы будем поочередно переворачивать точки в треугольнике, и записывать соответствующие пары чисел в «домик».)
5. Реализация построенного проекта.
Вам нравиться работать в группах? Как вы работаете в группах?. (В каждой группе есть ответственный. Он распределяет обязанности в группах и отвечает за результат. Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно его выслушать.)
Постройте эталон состава числа 10.
Учитель раздает группам необходимый материал Р-3.
Учащиеся самостоятельно заполняют «домик» числа 10. По окончанию работы, представители от каждой группы выставляют «домик» на доску.
Проверяем, что получилось.
Представитель одной из группы озвучивает «домик».
Другие группы согласны?
Можете ли вы теперь выполнить пробное действие?
Чему равно значение выражения 10 – 7? (3.)
Можете обосновать этот ответ? (Да, так как 10 – это 7 и 3.)
Как проверить сделанный вывод?
Учитель раздает учащимся эталоны Р-4. На доске фиксирует эталон Д-5.
Что можете сказать об «открытии»? (Мы все «открыли» верно, только не получили число 10 на числовом отрезке.)
Как это можно сделать? (Числовой отрезок до 9 продлить еще на один единичный отрезок, и записать число 10.)
Если числовой отрезок заранее заготовлен, учитель дополняет его до 10.
Что позволит вам сделанное «открытие»? (Решать примеры в пределах 10, записывать число 10, …)
Что дальше вы должны сделать? (Тренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) пропись, стр. 39.
Сначала я предлагаю потренироваться в написании числа 10. Откройте учебник на странице 39, рассмотрите в прописи верхнюю строку.
Как записывается число 10? (Число 10 записывается в двух соседних клеточках – в первой записывается цифра 1, а во второй – цифра 0.)
Пропишите первую строку.
Учитель может предложить учащимся прокомментировать написание числа 10 с места.
2) № 3, стр. 38.
Что теперь необходимо закрепить? (Состав числа 10.)
Найдите № 3 на странице 38. Заполните «домик».
Учащиеся с места заполняют «домик».
3) Решение примеров на состав числа 10.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для закрепления Р-5, аналогичное задание вывешивает учитель на доску Д- 6.
2 + 8 = 10 – 4 = 5 + 5 =
10 – 1 = 7 + 3 = 1 + 9 =
Работа по решению первого столбика организуется у доски с комментированием.
Вы поработали вместе, а следующее задание вы будете выполнять в парах.
Второй и третий столбики решаются в парах с проговариванием. Проверка организуется по образцу Д-7.
Кто допустил ошибки? В чем они?
Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в применении эталона состава числа 10.)
Исправьте ошибки.
Кто не допустил ошибки, сделайте вывод. (Мы умеем решать примеры на состав числа 10, но нужно еще поработать самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель раздает карточки с заданием для самостоятельной работы Р-6.
10 – 9 = 6 + 4 =
2 + 8 = 10 – 5 =
Время выполнения 2-3 минуты. Проверка по эталону Д-8.
У кого есть ошибки в самостоятельной работе. Исправьте их.
Сделайте вывод. (Нам нужно тренироваться в решении примеров на состав числа 10.)
Кто не допустил ошибки, сделайте вывод. (Мы умеем решать примеры на состав числа 10.)
Что же необходимо сделать с эталоном состава числа 10? (Выучить.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
При решении, каких заданий вы можете использовать знание состава числа 10? (При решении задач, уравнений.)
1) № 6, стр. 39.
Учащиеся работают самостоятельно, проверка организуется по образцу Д-9.
У кого есть ошибки? В чем они? (В алгоритме решения уравнений, вычислительные ошибки.)
У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения и знаем состав числа 10.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итак, сегодня на уроке к вашим знаниям добавилась ещё одна маленькая «деталь». Какая? (Мы изучили число 10, научились его записывать в виде графической модели и с помощью цифр, открыли состав числа 10.)
Получилось ли сегодня самим «открыть» новое знание? Докажите.
У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?
Над чем ещё надо поработать?
Кому всё удалось?
Оцените свою работу по лестнице успеха.
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
4