СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока. Число 10. Цифра 10

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Число 10. Цифра 10

Просмотр содержимого документа
«Тема урока. Число 10. Цифра 10»

Тема урока. Число 10. Цифра 10.

Цели:

1) сформировать представление о числе 10 как количественном свойстве групп из 10 предметов, записи числа 10 в знаковой форме, сложении и вычитании в пределах 10;

2) актуализировать умение решать уравнения на сложение и вычитание.

Сценарий урока

1. Мотивация к учебной деятельности:

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.




  • Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эти слова?

  • Согласны ли вы с ними?

  • Чему бы вы хотели научиться – трудолюбию или лени? Почему?

  • Чему учитесь вы на уроках математики? (Учимся самим открывать новые знания.)

  • Трудно ли это? (Да, не всегда удается.)

  • Сегодня вы будете продолжать этому учиться. Прочитайте пословицу еще раз и найдите в ней слова, которые связаны с математикой. (В пословице встречается число три.)

  • Сегодня вы продолжите изучать числа.

2. Актуализация знаний фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Тренинг вычислительного навыка.

  • Начнем работу с математического диктанта.

  • Напишите последующее число 8.

  • На сколько 5 меньше 8.

  • Какое число стоит между 6 и 8?

  • Уменьшите 9 на 8.

  • Увеличьте 2 на 3.

  • У кого есть несовпадения с вариантом на доске?

  • Чем вы пользовались, что вспоминали, когда выполняли задания? (Знанием состава чисел.)

  • Расставьте эти числа в порядке возрастания.

  • Найдите закономерность. Как называют такие числа?

1, 3, 5, 7, 9




2) Образование числа 10, запись с помощью знаков.

  • Приготовьте геометрическое лото.

  • Что обозначает любое число? (Количество предметов.)

  • Выложим девять кругов.

  • Дополните это количество еще одним кругом. Сколько стало? (Стало десять.)

  • Как же записать это число. Вспомните способы записи. (Число можно записать с помощью точек и цифр.)

  • Возможно, ли записать число десять с помощью одной цифры? (Нет, нельзя, число записывается с помощью двух цифр – 1 и 0.)

  • Верно.

  • Запишите это число в виде графической записи. Попробуйте на своих планшетках.

  • Что получилось.

  • Сделайте вывод. (У всех разные записи. Нет одного варианта.)

  • Я предлагаю построить для точек «домик».

Учитель начинает строить «домик» на доске.

- С какого числа вы начали изучать числовой ряд? (С числа 1.)


  • Какое следующее число? (Число 2.)

 

  • Следующее число? (Три.)

 

  

  • По аналогии продолжите рисунок так, чтобы у вас получилось десять точек.

  • Проверьте свои работы.

 

  

   

  • Какая геометрическая фигура получится, если вы обведёте точки? (Получится треугольник.)

На доску вывешивается модель числа 10.

  • Как же будет выглядеть графическая запись числа 10? (Это треугольник, в котором 10 точек.)

3) Задание для пробного действия.

    • Что вы повторили и узнали? (Потренировались в счете, получили число 10, записали его с помощью знаков.)

    • Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

    • Как называется такое задание?

    • Как докажите, что вы готовы его получить? (Мы справились со всеми заданиями для повторения.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия (Д-4).

  • Найдите значение этого выражения.

Учащиеся работают на планшетках.

  • У кого нет ответа?

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем найти значение выражения 10 – 7.)

  • Кто получил ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов.

  • Среди всех ответов есть правильный – это три. Кто не смог получить правильный ответ, что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли правильно найти значение выражения 10 – 7.)

  • Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. (Мы не можем обосновать, что 10 – 7 = 3.)

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какой наш следующий шаг? (Нужно подумать, почему, где и почему возникло затруднение.)

  • Какое задание вы выполняли? (Находили значение выражения 10 – 7.)

  • Чем это задание отличалось от предыдущих? (Это пример с числом 10.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона состава числа 10.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Сформулируйте цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон состава числа 10.)

  • Сформулируйте тему урока? (Число 10.)

  • Что вам может помочь. Посмотрите на доску, какую графическую модель вы получили? (Треугольник с 10 точками.)

  • Точки в треугольнике двуцветные. Как это вам поможет открыть состав числа? (Мы будем поочередно переворачивать точки в треугольнике, и у нас получатся пары чисел.)

  • Давайте еще раз повторим план построения эталона. (Мы будем поочередно переворачивать точки в треугольнике, и записывать соответствующие пары чисел в «домик».)

5. Реализация построенного проекта.

  • Вам нравиться работать в группах? Как вы работаете в группах?. (В каждой группе есть ответственный. Он распределяет обязанности в группах и отвечает за результат. Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно его выслушать.)

  • Постройте эталон состава числа 10.

Учитель раздает группам необходимый материал Р-3.

Учащиеся самостоятельно заполняют «домик» числа 10. По окончанию работы, представители от каждой группы выставляют «домик» на доску.

  • Проверяем, что получилось.

Представитель одной из группы озвучивает «домик».

  • Другие группы согласны?

  • Можете ли вы теперь выполнить пробное действие?

  • Чему равно значение выражения 10 – 7? (3.)

  • Можете обосновать этот ответ? (Да, так как 10 – это 7 и 3.)

  • Как проверить сделанный вывод?

Учитель раздает учащимся эталоны Р-4. На доске фиксирует эталон Д-5.

  • Что можете сказать об «открытии»? (Мы все «открыли» верно, только не получили число 10 на числовом отрезке.)

  • Как это можно сделать? (Числовой отрезок до 9 продлить еще на один единичный отрезок, и записать число 10.)

Если числовой отрезок заранее заготовлен, учитель дополняет его до 10.

  • Что позволит вам сделанное «открытие»? (Решать примеры в пределах 10, записывать число 10, …)

  • Что дальше вы должны сделать? (Тренироваться.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) пропись, стр. 39.

  • Сначала я предлагаю потренироваться в написании числа 10. Откройте учебник на странице 39, рассмотрите в прописи верхнюю строку.

  • Как записывается число 10? (Число 10 записывается в двух соседних клеточках – в первой записывается цифра 1, а во второй – цифра 0.)

  • Пропишите первую строку.

Учитель может предложить учащимся прокомментировать написание числа 10 с места.

2) 3, стр. 38.

  • Что теперь необходимо закрепить? (Состав числа 10.)

  • Найдите 3 на странице 38. Заполните «домик».

Учащиеся с места заполняют «домик».

3) Решение примеров на состав числа 10.

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для закрепления Р-5, аналогичное задание вывешивает учитель на доску Д- 6.

2 + 8 = 10 – 4 = 5 + 5 =

10 – 1 = 7 + 3 = 1 + 9 =





  • Что вы должны будете сделать? (Решить примеры.)

Работа по решению первого столбика организуется у доски с комментированием.

  • Вы поработали вместе, а следующее задание вы будете выполнять в парах.

Второй и третий столбики решаются в парах с проговариванием. Проверка организуется по образцу Д-7.

  • Кто допустил ошибки? В чем они?

  • Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в применении эталона состава числа 10.)

  • Исправьте ошибки.

  • Кто не допустил ошибки, сделайте вывод. (Мы умеем решать примеры на состав числа 10, но нужно еще поработать самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Какой следующий шаг вы должны сделать на уроке? (Выполнить самостоятельную работу.)

Учитель раздает карточки с заданием для самостоятельной работы Р-6.

10 – 9 = 6 + 4 =

2 + 8 = 10 – 5 =





  • Решите примеры самостоятельно.

Время выполнения 2-3 минуты. Проверка по эталону Д-8.

  • У кого есть ошибки в самостоятельной работе. Исправьте их.

  • Сделайте вывод. (Нам нужно тренироваться в решении примеров на состав числа 10.)

  • Кто не допустил ошибки, сделайте вывод. (Мы умеем решать примеры на состав числа 10.)

  • Что же необходимо сделать с эталоном состава числа 10? (Выучить.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • При решении, каких заданий вы можете использовать знание состава числа 10? (При решении задач, уравнений.)

1) 6, стр. 39.

  • Выберете 2 любых уравнения и решите их.

Учащиеся работают самостоятельно, проверка организуется по образцу Д-9.

  • У кого есть ошибки? В чем они? (В алгоритме решения уравнений, вычислительные ошибки.)

  • У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения и знаем состав числа 10.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Итак, сегодня на уроке к вашим знаниям добавилась ещё одна маленькая «деталь». Какая? (Мы изучили число 10, научились его записывать в виде графической модели и с помощью цифр, открыли состав числа 10.)

  • Получилось ли сегодня самим «открыть» новое знание? Докажите.

  • У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?

  • Над чем ещё надо поработать?

  • Кому всё удалось?

  • Оцените свою работу по лестнице успеха.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.



4