№ | Ход урока | Слайд |
1 | Организационный момент. Добрый день, ребята! Настроение у нас –отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! | СЛАЙД № 2 |
2 | 1.Подведение к теме и определению целей урока 1.Берёзы осыпались и роняли на землю листья. Берёзы осыпались, уронив на землю листья. 2. Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее. Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее. Какие из этих предложений точнее, выразительнее? Как выражены действия в этих предложениях? | 3 |
| Берёзы осыпались,(что сделав? как?) уронив на землю листья. Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.(что делая?) Поставим вопрос от глагола. (Осыпались -что сделав? -уронив; становится сильнее-что делая? - зарождаясь). Можно ли определить вид добавочного действия? Какой? Что это означает? Какой еще вопрос можно поставить к выделенным словам? Для какого члена предложения характерен такой вопрос? Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» | 4 |
3 | Объявление темы и цели урока. Слово учителя ТЕМА: «Деепричастие как часть речи» Несомненное их преимущество заключено в из краткости и динамичности Д.И.Розенталь Цель: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки; расширить речевую компетентность. | 5 |
4 | Запись в «Маршрутный лист» темы, признаков деепричастия | 5 |
4 | Глагольные признаки деепричастия. Вид(совершенный, несовершенный); Возвратность; Зависимое слово(сущ., мест.) ставится в том же падеже, что и при глаголе | Наречные признаки деепричастия. Не изменяется( не склоняется, не спрягается); Синтаксическая роль-обстоятельство | | 6 |
5 | К истокам слова | 7 |
| Познакомьтесь со сведениями о толковании слова «деепричастие» В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. -Что обозначают эти слова?(ответы учеников).Обратимся к словарям. ДЕ́ЯТЕЛЬ, -я, муж. Человек к-рый проявил себя в какой-нибудь общественной деятельности. Государственный д. Деятели культуры. Общественный д.| жен. деятельница, -ы (разг.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. | ДЕЕСПОСО́БНЫЙ, -ая, -ое; -бен, -бна. 1. Способный к деятельности (книжн.). Д. организм. 2. Имеющий право на совершение действий юридического характера и несущий ответственность за свои поступки (спец.). Д. гражданин. | сущ. дееспособность, -и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. | | 7 |
| Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. | |
6 | Индивидуальное задание Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта самостоятельная часть речи обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. | 8 |
7 | Наблюдаем и сопоставляем Рассмотрите таблицу. Сопоставьте признаки причастия и деепричастия. Сделайте вывод о деепричастии как о самостоятельной части речи. | 9 |
| 1.Признак предмета по действию 2. Вопросы: Какой? Что делающий? и др. Играющий (-ая, -ее, -ие) 3.Признаки глагола: вид, время, возвратность. 4. Признаки прилагательного : род, число, падеж 5. Синтаксическая роль: определение (полная форма), сказуемое (краткая форма) | 1.Добавочное действие глагола 2. Вопросы: Что делая? Что сделав? Играя, поиграв 3.Признаки глагола: вид, возвратность. 4. Признаки наречия: неизменяемость. 5. Синтаксическая роль: обстоятельство (не употребляется без сказуемого) | 9 |
8 | Работа с учебником | 10 |
| Сравните свой вывод с правилом Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) – покрасив (что?) стену (В.). С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается). В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает (как?) улыбаясь. Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел (когда?) приземлившись. | 11 |
9 | Развиваем конструкторско-творческие способности Посмотрите на рисунок. Составьте три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используйте для этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в составленных предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное? | 12 |
10 | Конструирование предложений по рисункам учащихся на доске | 13 |
11 | Здоровьесберегающая пауза А сейчас мы немного отдохнём. Я буду читать вам стихотворение, а вы делайте всё, о чём там говорится Положив в пеналы ручки, Мы выходим из-за парт И, закрыв глаза, представим, Как в лесу дубы шумят. Потянувшись хорошенько, Мы вдыхаем аромат И, притихнув, мы услышим, Как вокруг везде шуршат. Повернув немного вправо И скосив слегка глаза, Мы увидим, как на кашку Приземлилась стрекоза. Развернувшись, мы заметим Муравейник под сосной. Осторожненько ступая, Мы обходим дом лесной. Отведя с дороги ветку, Зашагаем напрямик. Под листом, надвинув шляпку, Притаился боровик. На прощанье оглянёмся, На полянку бросив взгляд, И тихонько, с сожаленьем, Возвращаемся назад. -Как вы думаете, почему у нас сегодня такая физкультминутка? (В стихотворении встречаются деепричастия) | 14 |
12 | Выполнение тренировочных упражнений | 15 |
| Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркни глаголы и деепричастия с зависимыми от них словами как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйся алгоритмом рассуждения в рамке. | 15 |
| Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясняя орфограммы и пунктограммы А (из) города уже выступало (не)приятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны окруж(ённ/ён)ые (не)сметными слугами. И стали наступать они быстро на каза…кие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, св…ркая очами и блеща медными доспехами. Дымом зат…нуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух. | 16 |
| Взаимопроверка в парах А из города уже выступало неприятельское войско, гремя(дееприч.) в литавры и трубы. Подбоченясь(дееприч.), выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они быстро на казацкие таборы, грозя(дееприч.), нацеливаясь(дееприч.) пищалями, сверкая (дееприч.)очами и блеща (дееприч.) медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя (дееприч.) дух. | 17 |
13 | Обратите внимание, ребята, что деепричастия нередко встречаются и в стихотворениях | |
| Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом… | Н.А. Некрасов “Однажды…” …И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок… И.А.Бунин “***” В саду листки берез, без шороха срываясь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, На блеклую траву беспомощно летят… | А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь | 18 19 20 |
14 | Стихотворение «Лодорский водопад» было написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Андрея Шмульяна) Читает Скурлатова Селена+ Картина И. Айвазовского «Ниагарский водопад» | 21 |
| Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре. Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека? | 22 |
15 | Творческая работа Расскажи, как ты возвращаешься домой после удачного, хорошего дня в школе и как после неудачного. Описывая свои действия, стремись к точности и выразительности. Воспользуйся материалами для справок, включающими деепричастия. При необходимости используй свои примеры. Материал для справок: Бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной оценкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы | 23 24 |
| Сегодня был удачный день в школе, и я бежал домой, весело перепрыгивая через лужи. На противоположной стороне улицы я увидел Колю. Он шёл, спотыкаясь на каждом шагу. Коля получил плохую оценку по контрольной. Наверное, он мучается, предчувствуя огорчение мамы | 25 |
16 | Итоги урока. Рефлексия Мы познакомились с новой для нас частью речи. Это деепричастие. Оно обладает особенными свойствами. Вспомним их и дополним предложения . Узнал нового… Научился распознавать… Понял разницу … Сдаем маршрутные листы для проверки творческой работы и выставления оценок | 26 |
17 | Домашнее задание 1) с. 76 – 77 §28 – выучить правило. 2) Упражнение 181. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подчёркивая их грамматическую основу, а также обстоятельства, выраженные деепричастиями. Обратите внимание на пунктуацию в предложениях. | 27 |
18 | Пролетел и наш урок, Школьный прозвенел звонок, Все трудились, не ленясь, Не медля и не торопясь. Говорили, улыбаясь, Отвечали, не теряясь. В работе приняли активное участие, Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ А я говорю вам, дорогие ребята, за урок -спасибо! | 28 |