СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия знаний.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.»

7 класс

Тема урока: Деепричастие как часть речи.

Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.


Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки учащихся; расширить речевую компетентность учеников.


Ход урока

Слайд

1

Организационный момент.

Добрый день, ребята!
Настроение у нас –отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

СЛАЙД № 2

2

1.Подведение к теме и определению целей урока

1.Берёзы осыпались и роняли на землю листья. 

Берёзы осыпались, уронив на землю листья.

2. Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.

Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.

  •  Какие из этих предложений точнее, выразительнее?

  • Как выражены действия в этих предложениях?


3


Берёзы осыпались,(что сделав? как?) уронив на землю листья.

Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.(что делая?)

  • Поставим вопрос от глагола. (Осыпались -что сделав? -уронив; становится сильнее-что делая? - зарождаясь). Можно ли определить вид добавочного действия? Какой? Что это означает?

  • Какой еще вопрос можно поставить к выделенным словам? 

  • Для какого члена предложения характерен такой вопрос? 

  • Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» 


4

3

Объявление темы и цели урока.

Слово учителя

ТЕМА: «Деепричастие как часть речи»

Несомненное их преимущество

заключено в из краткости и динамичности

Д.И.Розенталь

Цель:

дать понятие о деепричастии как части речи;

показать связь деепричастий с глаголами и наречиями;

развивать практические навыки;

расширить речевую компетентность.

5

4

Запись в «Маршрутный лист» темы, признаков деепричастия

5

4

Глагольные признаки деепричастия.

Вид(совершенный, несовершенный);

Возвратность;

Зависимое слово(сущ., мест.) ставится в том же падеже, что и при глаголе

Наречные признаки деепричастия.

  • Не изменяется( не склоняется, не спрягается);

  • Синтаксическая роль-обстоятельство


6

5

К истокам слова

7


Познакомьтесь со сведениями о толковании слова «деепричастие»
В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.

-Что обозначают эти слова?(ответы учеников).Обратимся к словарям.

ДЕ́ЯТЕЛЬ, -я, муж. Человек к-рый проявил себя в какой-нибудь общественной деятельности. 

Государственный д. Деятели культуры. Общественный д.| жен. деятельница, -ы (разг.).

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

ДЕЕСПОСО́БНЫЙ, -ая, -ое; -бен, -бна.

1. Способный к деятельности (книжн.). Д. организм.

2. Имеющий право на совершение действий юридического характера и несущий ответственность за свои поступки (спец.). Д. гражданин.

| сущ. дееспособность, -и, жен.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.


7


Часть «дее» означает близость этой части речи к действию,  то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее  дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. 


6

Индивидуальное задание

Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию».

Действительно, эта самостоятельная часть речи обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется.

8

7

Наблюдаем и сопоставляем
Рассмотрите таблицу. Сопоставьте признаки причастия и деепричастия. Сделайте вывод о деепричастии как о самостоятельной части речи.

9


  • Причастие

1.Признак предмета по действию

2. Вопросы: Какой? Что делающий? и др.

Играющий (-ая, -ее, -ие)

3.Признаки глагола:

вид, время, возвратность.

4. Признаки прилагательного : род, число, падеж

5. Синтаксическая роль: определение (полная форма), сказуемое (краткая форма)

  • Деепричастие

1.Добавочное действие глагола

2. Вопросы: Что делая? Что сделав?

Играя, поиграв

3.Признаки глагола:

вид, возвратность.

4. Признаки наречия: неизменяемость.

5. Синтаксическая роль: обстоятельство

(не употребляется без сказуемого)

9

8

Работа с учебником

  • Страница 76-77

  • Прочти правило и сопоставь со своим выводом.

10



Сравните свой вывод с правилом

  • Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

  • В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

  • Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) – покрасив (что?) стену (В.).

  • С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

  • В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например:

Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает (как?) улыбаясь.

Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел (когда?) приземлившись.

11

9

Развиваем конструкторско-творческие способности

Посмотрите на рисунок. Составьте три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используйте для этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в составленных предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное?

12

10

Конструирование предложений по рисункам учащихся на доске

13

11

Здоровьесберегающая пауза

А сейчас мы немного отдохнём. Я буду читать вам стихотворение, а вы делайте всё, о чём там говорится

  • Положив в пеналы ручки,

  • Мы выходим из-за парт

  • И, закрыв глаза, представим,

  • Как в лесу дубы шумят.

  • Потянувшись хорошенько,

  • Мы вдыхаем аромат

  • И, притихнув, мы услышим,

  • Как вокруг везде шуршат.

  • Повернув немного вправо

  • И скосив слегка глаза,

  • Мы увидим, как на кашку

  • Приземлилась стрекоза.

  • Развернувшись, мы заметим

  • Муравейник под сосной.

  • Осторожненько ступая,

  • Мы обходим дом лесной.

  • Отведя с дороги ветку,

  • Зашагаем напрямик.

  • Под листом, надвинув шляпку,

  • Притаился боровик.

  • На прощанье оглянёмся,

  • На полянку бросив взгляд,

  • И тихонько, с сожаленьем,

  • Возвращаемся назад.

-Как вы думаете, почему у нас сегодня такая физкультминутка? (В стихотворении встречаются деепричастия)

14

12

Выполнение тренировочных упражнений

15


Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркни глаголы и деепричастия с зависимыми от них словами как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйся алгоритмом рассуждения в рамке.

15


Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясняя орфограммы и пунктограммы

А (из) города уже выступало (не)приятельское войско, гремя в литавры и трубы.

Подбоченясь, выезжали паны окруж(ённ/ён)ые (не)сметными слугами. И стали наступать они быстро на каза…кие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, св…ркая очами и блеща медными доспехами. Дымом зат…нуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух.

16


Взаимопроверка в парах

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя(дееприч.) в литавры и трубы.

Подбоченясь(дееприч.), выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они быстро на казацкие таборы, грозя(дееприч.), нацеливаясь(дееприч.) пищалями, сверкая (дееприч.)очами и блеща (дееприч.) медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя (дееприч.) дух.

17

13

Обратите внимание, ребята, что деепричастия нередко встречаются и в стихотворениях



Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

Н.А. Некрасов “Однажды…”

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…

И.А.Бунин “***”

В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям
цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…

А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь




18


19


20

14

Стихотворение «Лодорский водопад» было написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Андрея Шмульяна)

Читает Скурлатова Селена+ Картина И. Айвазовского «Ниагарский водопад»

21


Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?

22

15

Творческая работа

Расскажи, как ты возвращаешься домой после удачного, хорошего дня в школе и как после неудачного. Описывая свои действия, стремись к точности и выразительности. Воспользуйся материалами для справок, включающими деепричастия. При необходимости используй свои примеры.

Материал для справок:

Бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной оценкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы

23





24


Сегодня был удачный день в школе, и я бежал домой, весело перепрыгивая через лужи. На противоположной стороне улицы я увидел Колю. Он шёл, спотыкаясь на каждом шагу. Коля получил плохую оценку по контрольной. Наверное, он мучается, предчувствуя огорчение мамы

25

16

Итоги урока. Рефлексия

Мы познакомились с новой для нас частью речи. Это деепричастие. Оно обладает особенными свойствами. Вспомним их и дополним предложения .

  • Узнал нового…

  • Научился распознавать…

  • Понял разницу …

Сдаем маршрутные листы для проверки творческой работы и выставления оценок

26

17

Домашнее задание

1) с. 76 – 77 §28 – выучить правило.

2) Упражнение 181.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подчёркивая их грамматическую основу, а также обстоятельства, выраженные деепричастиями. Обратите внимание на пунктуацию в предложениях.

27

18

  • Пролетел и наш урок,

  • Школьный прозвенел звонок,

  • Все трудились, не ленясь,

  • Не медля и не торопясь.

  • Говорили, улыбаясь,

  • Отвечали, не теряясь.

  • В работе приняли активное участие,

  • Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ

А я говорю вам, дорогие ребята, за урок -спасибо!

28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!