СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Деревенские посиделки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Деревенские посиделки»

Форма проведения: гуляние

Межпредметные связи: история, окружающий мир

Класс: 3 «Б»

Цель: узнать историю русских народных посиделок, разучить русские народные песни.

Задачи:

1.Развивать вокально-хоровые навыки;

2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям;

3. Формировать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Деревенские посиделки"»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Внеурочного занятия по музыке,

проведенного 17.04.2019 г. в 3 «Б» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зерноград

Специальность 44.02.05

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Кругликовой Виктории Андреевны



Методист: Шевченко Е.И.


_____________________

(подпись)


Зерноград

2019г

Тема занятия: «Деревенские посиделки»

Форма проведения: гуляние

Межпредметные связи: история, окружающий мир

Класс: 3 «Б»

Цель: узнать историю русских народных посиделок, разучить русские народные песни.

Задачи:

1.Развивать вокально-хоровые навыки;

2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям;

3. Формировать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1.Проявлять интерес, уважение и любовь к музыкальной культуре русского народа;

2.Развитие адекватной самооценки.

Метапредметные результаты:

1.Развивать умения строить сообщения в устной форме; (ПУУД1)

2.Высказывать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности; (РУУД1)

3.Умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; (ПУУД2)

4.Музицировать, выполнять танцевальные движения; воспринимать на слух музыкальное произведение; (ПУУД2)

5.Умение слушать учителя и слышать учителя. (КУУД2)


Оснащение занятия:

Материал для учителя: проектор, компьютер, аудиозаписи














Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

и воспитания

Планируемые результаты


1. Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть Вас!
Меня зовут Виктория Андреевна и сегодняшнее внеурочное занятия проведу у Вас я.

- Каждый из Вас, стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого и дорогого с вашего дома, улицы и города. Вам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной.

Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить её, надо знать не только настоящее, но и прошлое.
- Как Вы думаете, почему?


- Верно. Откуда мы узнаем историю?


- Отлично, а как Вы думаете, чтобы знать историю России, нужно ли изучать традиции русского народа?
- Очень хорошо!
- И чтобы расширить Ваши знания я приглашаю Вас в интерактивный музей, который называется «Музей Русской культуры», где мы сможем познакомиться с традициями русского народа

- Здравствуйте!

















- Потому что наша история складывается из прошлого.
- С помощью книг, интернета, журналов и т.д.

- Да.



Слушают учителя.

Формирование готовности восприятия учебного материала





















Стимулирование занимательным содержанием

ЛУУД:
проявлять интерес, уважение и любовь к музыкальной культуре русского народа

2. Актуализация знаний

- И первый зал в который мы попадаем называется «РАЗГОВОРНЫЙ»
- Ребята, а чем вы любите заниматься в свободное время?

- А теперь давайте представим, что мы перенеслись на несколько веков назад и попали к нашим далеким предкам в деревню, где не было интернета, телевизора, телефона и электричества!
- Как Вы думаете, чем же занимались в свободное время деревенские жители?
- Отлично! А как Вы думаете много ли у крестьян было свободного времени?
- Почему? Докажите.




- Верно! Поэтому крестьяне выбирали дни, в которые они могут отдохнуть и повеселиться.
А как Вы думаете какие дни недели это были?
- Отлично! В субботу и воскресенье деревенские жители ходили к друг другу в гости и такие встречи назывались деревенские посиделки



- Читать, петь, рисовать и т.д.




- Танцевали, водили хороводы, пели и т.д.
- Нет!
- Весной и летом они работали на лугах, полях, огородах. А осенью и зимой шили, вязали, изготавливали посуду и т.д.


- Суббота и воскресенье


- Слушают учителя.


Беседа










Повторение






Рассказ




ПУУД:

развивать умения строить сообщения в устной форме.


3. Организация музыкальной, познавательной деятельности

3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения). Построение проекта выхода из затруднения


- Ребята, как Вы думаете, что такое посиделки?
- Я Вам предлагаю обратиться к толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
- Ребята, а что такое толковый словарь?

- Верно, ребята! И в 19 веке Владимир Иванович очень заинтересовался русскими словами, особенно их толкованием и спустя несколько лет вышел толковый словарь Владимира Ивановича Даля.
В него входили как старые слова, которые ушли из нашей жизни, так и новые.
И я предлагаю найти толкование слова посиделки.

(Учитель показывает словарь В.И. Даля
Посиделки - в старой русской деревне: зимняя вечеринка молодёжи, сопровождающаяся каким-н. занятием, ручной работой.)
- Ребята, а как Вы думаете, почему именно в зимний вечер собиралась молодёжь?
- Правильно, ребята! В избе собирались старики и молодёжь, чтобы добрым словом перемолвиться, пошутить, посмеяться, молодцев уму поручить. Посиделки начинались с 14 октября по 21 марта.
- А мы проходим во второй зал, который называется «СМЕКАЛКА»
- Посиделки были не только для развлечения, но и для того, чтобы проверить молодых юношей и девиц на сообразительность, ловкость, хозяйственность и смекалку. И самый лучший способ – это отгадать загадки.
Слушайте внимательно!
(Приложение 1)

- Встречи соседей и знакомых.




- Книга, книга в которой написано, что обозначают те или иные слова.














- Потому что зимой у крестьян меньше работы.











Отгадывают загадки


Подводящий диалог







Рассказ





Работа с книгой.













Стимулирование занимательным содержанием













ПУУД

развивать умения строить сообщения в устной форме.


3.2. Музыкально-слушательская деятельность


- А мы проходим в третий зал, который называется «МАСТЕР И МАСТЕРИЦА»
- На Руси для девочек и мальчиков существовал свод правил, в котором было написано что должны были уметь ребята.
Давайте посмотрим на слайд и узнаем, что умели и могли делать мальчики в деревне несколько веков назад.

(Приложение 2)
- Отлично, но и на сегодняшний день наши мальчики очень сильные и ловкие и я предлагаю Вам в этом убедиться.
- Мне нужны 2 добровольца.
(Игра «Рыбалка»)
Как Вы уже знаете в 8-9 лет мальчики были настоящими рыбаками и умели ловить рыбу и быстро намотать удочку.

И сейчас мы узнаем, обладают ли наши рыбаки данным умением.
Ваша задача как можно дальше забросить верёвку от удочки и очень быстро вытащить её из реки.
Начинаем только по моей команде.

- Отлично! Рыбаки у нас очень ловкие и быстрые.
- Но на Руси мальчики должны были уметь собирать в лесу ягоды и грибы.
- Приглашаю ко мне двух добровольцев.
- Ваша задача на скорость нанизать на деревянные прут только съедобные ягоды и грибы.
Начинаем только по моей команде.
- Наши мальчики прошли все испытания и мы очень рады, что в этом классе учатся такие ловкие, активные и умные ребята.
- А теперь обратите внимание на слайд и посмотрите, что же должны были уметь девочки.
(Приложение 3)
- Наши хозяйки с раннего детства должны были уметь шить и вязать.
- Мне нужны две девочки.

- Но бывало, что девочка торопилась и нечайно выронила клубок и её нужно было до прихода родителей намотать нитки в клубок.
Начинаем по моей команде.
- Какие у нас девочки рукодельницы.

Но для настоящей хозяйки важна и чистота в дому. Все вещи нужно было сложить на свои места.
- Мне нужны две учащиеся.
Ваша задача как можно красивее и быстрее сложить рубашку будущего жениха.
Начинаем по моей команде.
Отлично, чтобы понять какая мастерица справилась лучше нам необходим жених, который решит чья рубашка сложена аккуратней.
- Отлично! Наши мастера и мастерицы большие молодцы, ведь они трудолюбивые, активные и старательные ребята.



Слушают учителя.









- Выходят два добровольца.








- Слушают инструкцию







Играют в игру















Играют в игры








Иллюстрация







Игра









Инструктаж













Игровой метод







Стимулирование занимательным содержанием































КУУД:
умение слушать учителя и слышать учителя;

3.3. Вокально-хоровая работа.


Зал четвёртый «ПЕСНИ»
Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки- хохотушки!

Эй, ребята - молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите попеть да поплясать,

Зимний вечер скоротать.

- В зимние вечера молодежь очень любила петь и танцевать. Поэтому любимой песней и танцем была «Кадриль».

-И я Вам предлагаю сесть ровно и в полной тишине послушать песню «Кадриль»



- Какое настроение у Вас вызвала песня?

- Давайте подберем к нашей песни 8 прилагательных.

Перед тем как спеть необходимо, разучить песню, но нам будут встречаться незнакомые Вам слова.

(Штиблеты – мужская обувь
Гармошка – русский народный инструмент
Береста – кора берёзы)

А для этого проговорим по фразам:

1 фраза:
Когда-то россияне

Ванюши, Тани, Мани,

Танцуя на гулянье,

Открыли новый стиль.

2 фраза:
Штиблеты и сапожки

Под русские гармошки,

Под бересту и ложки

Прославили кадриль.

3 фраза:
Теперь почти забытая,

Гитарами забитая,

Но, всё же непокорная,

Жива кадриль задорная.

- А теперь я предлагаю проговорить первый куплет вместе со мной.

- А теперь под музыку. Вступаем по моей руке.

У нас очень интересный припев, давайте четко попробуем его за мной проговорить.

- А теперь сядьте ровно и сейчас мы пропоем только припев. Вступаем по моей руке.
- Сели ровно, мы споем первый куплет и припев. Вступаем по моей руке.












Слушают кадриль



Радостное, веселое

- Подбирают прилагательные к песне.










Учат песню по фразам.









Проговаривают первый куплет


Поют без звука





Поют первый куплет и припев










Анализ произведения





Размышление о музыке

















Инструктаж




Иллюстрация




Рассказ



Интонационно- стилевого постижения музыки



Размышление о музыке



ЛУУД:
проявлять интерес, уважение и любовь к музыкальной культуре русского народа;





3.4. Музыкально-ритмические движения. Музыкальная игра.


- А мы наконец-то переходим к залу № 5
«ТАНЕЦ»
- Отлично, ребята. А теперь пришло время потанцевать!
Кадриль танцевали по парам.
С одной и с другой стороны становилось одинаковое количество ребят. И они выполняли такие движения.
Сели ровно, всё внимание на меня.
Показываю движения.
- Отлично! Мне нужен помощник. Сейчас мы покажем движения в паре.
- С одной и с другой стороны становятся одинаковое количество участников.
Повторим все движения.
- Очень хорошо, теперь мы исполним кадриль под музыку.

- Присаживайтесь, у Вас очень здорово получилось.

- Дети смотрят







- Повторяют движения все вместе.

- Исполняют кадриль под музыку.

Инструктаж







Метод междисциплинарного воздействия



ПУУД:
умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

3.5. Игра на детских музыкальных инструментах.


- Следующий зал «Частушки»

Ребята, а какие же деревенские посиделки без частушек?
- А Вы знаете, что такое частушки?


- Отлично!
В деревенской избе всегда были музыкальные инструменты, под которые пели частушки.
И я предлагаю, чтобы несколько учеников сегодня стали народными музыкантами.
(раздаю инструменты)
- Остальные ребята будут народными певцами и певицами, которые исполнят нам частушки.
Сейчас каждый возьмёт из сундучка карточку. Поднимите руки те, кто выбрал желтую карточку.
Вы будите нашими солистами. Остальные будут хором.
- Солисты, прочитайте частушки.
Хор будет начинать первый, поэтому сейчас мы проговорим Вашу частушку.
Задача музыкантов поддерживать ритм для наших частушек.
Когда проигрыш – играют все инструменты, а когда начинается частушка, только ложки.
- Давайте попробуем.

Частушки – короткие рифмованные песни

Беседа







Метод стимулирования занимательным материалом

ПУУД:
умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;





ПУУД:
музицировать, выполнять танцевальные движения; воспринимать на слух музыкальное произведение.


4. Подведение итогов занятия. Рефлексия

- Наша экскурсия подходит к концу и последний зал «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ»
- Что вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Что наиболее запомнилось?
- Чему мы учились?
- Наше внеурочное занятие подходит к концу. Спасибо Вам!

Жаль, что наши посиделки

Нам заканчивать пора.

Надеюсь, встретимся мы снова.

До свидания, детвора!

- Отвечают на вопросы

Беседа

Самооценка

Развитие адекватной самооценки.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге).

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё прячет, а сам на виду. (Сундук)

9Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

10Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.













ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и 3



Мальчики

В 7 лет дети должны помогать родителям в полевых работах.
Мальчик должен уметь ухаживать за домашними животными.
8 - 9 мальчик должен уметь расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу, собирать грибы, орехи и ягоды
К 14 годам мальчик должен зарабатывать деньги и отдавать в семейный бюджет
Мальчик должен сдерживать и контролировать свои эмоции – не болтать лишнего, не злиться, разговаривать не громко, но внятно, не бубнить под нос.
Мальчик должен уметь постоять за себя и за своих близких.

Девочки

В 5 – 6 лет девочка должна уметь присматривать за цыплятами
В 10-12 лет должна уметь выгонять корову на пастбище и доить её
Девочка должна поддерживать чистоту и порядок в доме
Девочка должна следить за младшими братиками и сестрами
В 12 лет девочки могли стать нянями и зарабатывать.
Девочка должна уметь шить, ткать, вязать
В 10 лет девочка работала в поле, огороде и на лугу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!