государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Внеурочного занятия по музыке,
проведенного 17.04.2019 г. в 3 «Б» классе
МБОУ СОШ УИОП г. Зерноград
Специальность 44.02.05
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Кругликовой Виктории Андреевны
Методист: Шевченко Е.И.
_____________________
(подпись)
Зерноград
2019г
Тема занятия: «Деревенские посиделки»
Форма проведения: гуляние
Межпредметные связи: история, окружающий мир
Класс: 3 «Б»
Цель: узнать историю русских народных посиделок, разучить русские народные песни.
Задачи:
1.Развивать вокально-хоровые навыки;
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям;
3. Формировать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1.Проявлять интерес, уважение и любовь к музыкальной культуре русского народа;
2.Развитие адекватной самооценки.
Метапредметные результаты:
1.Развивать умения строить сообщения в устной форме; (ПУУД1)
2.Высказывать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности; (РУУД1)
3.Умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; (ПУУД2)
4.Музицировать, выполнять танцевальные движения; воспринимать на слух музыкальное произведение; (ПУУД2)
5.Умение слушать учителя и слышать учителя. (КУУД2)
Оснащение занятия:
Материал для учителя: проектор, компьютер, аудиозаписи
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы обучения и воспитания | Планируемые результаты |
1. Мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть Вас! Меня зовут Виктория Андреевна и сегодняшнее внеурочное занятия проведу у Вас я. - Каждый из Вас, стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого и дорогого с вашего дома, улицы и города. Вам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить её, надо знать не только настоящее, но и прошлое. - Как Вы думаете, почему? - Верно. Откуда мы узнаем историю? - Отлично, а как Вы думаете, чтобы знать историю России, нужно ли изучать традиции русского народа? - Очень хорошо! - И чтобы расширить Ваши знания я приглашаю Вас в интерактивный музей, который называется «Музей Русской культуры», где мы сможем познакомиться с традициями русского народа | - Здравствуйте!
- Потому что наша история складывается из прошлого. - С помощью книг, интернета, журналов и т.д. - Да.
Слушают учителя. | Формирование готовности восприятия учебного материала
Стимулирование занимательным содержанием | ЛУУД: проявлять интерес, уважение и любовь к музыкальной культуре русского народа |
2. Актуализация знаний | - И первый зал в который мы попадаем называется «РАЗГОВОРНЫЙ» - Ребята, а чем вы любите заниматься в свободное время? - А теперь давайте представим, что мы перенеслись на несколько веков назад и попали к нашим далеким предкам в деревню, где не было интернета, телевизора, телефона и электричества! - Как Вы думаете, чем же занимались в свободное время деревенские жители? - Отлично! А как Вы думаете много ли у крестьян было свободного времени? - Почему? Докажите.
- Верно! Поэтому крестьяне выбирали дни, в которые они могут отдохнуть и повеселиться. А как Вы думаете какие дни недели это были? - Отлично! В субботу и воскресенье деревенские жители ходили к друг другу в гости и такие встречи назывались деревенские посиделки | - Читать, петь, рисовать и т.д.
- Танцевали, водили хороводы, пели и т.д. - Нет! - Весной и летом они работали на лугах, полях, огородах. А осенью и зимой шили, вязали, изготавливали посуду и т.д. - Суббота и воскресенье - Слушают учителя. | Беседа
Повторение Рассказ | ПУУД: развивать умения строить сообщения в устной форме. |
3. Организация музыкальной, познавательной деятельности | 3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения). Построение проекта выхода из затруднения | - Ребята, как Вы думаете, что такое посиделки? - Я Вам предлагаю обратиться к толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля. - Ребята, а что такое толковый словарь? - Верно, ребята! И в 19 веке Владимир Иванович очень заинтересовался русскими словами, особенно их толкованием и спустя несколько лет вышел толковый словарь Владимира Ивановича Даля. В него входили как старые слова, которые ушли из нашей жизни, так и новые. И я предлагаю найти толкование слова посиделки. (Учитель показывает словарь В.И. Даля Посиделки - в старой русской деревне: зимняя вечеринка молодёжи, сопровождающаяся каким-н. занятием, ручной работой.) - Ребята, а как Вы думаете, почему именно в зимний вечер собиралась молодёжь? - Правильно, ребята! В избе собирались старики и молодёжь, чтобы добрым словом перемолвиться, пошутить, посмеяться, молодцев уму поручить. Посиделки начинались с 14 октября по 21 марта. - А мы проходим во второй зал, который называется «СМЕКАЛКА» - Посиделки были не только для развлечения, но и для того, чтобы проверить молодых юношей и девиц на сообразительность, ловкость, хозяйственность и смекалку. И самый лучший способ – это отгадать загадки. Слушайте внимательно! (Приложение 1) | - Встречи соседей и знакомых.
- Книга, книга в которой написано, что обозначают те или иные слова.
- Потому что зимой у крестьян меньше работы.
Отгадывают загадки | Подводящий диалог
Рассказ
Работа с книгой.
Стимулирование занимательным содержанием | ПУУД развивать умения строить сообщения в устной форме. |
3.2. Музыкально-слушательская деятельность | - А мы проходим в третий зал, который называется «МАСТЕР И МАСТЕРИЦА» - На Руси для девочек и мальчиков существовал свод правил, в котором было написано что должны были уметь ребята. Давайте посмотрим на слайд и узнаем, что умели и могли делать мальчики в деревне несколько веков назад. (Приложение 2) - Отлично, но и на сегодняшний день наши мальчики очень сильные и ловкие и я предлагаю Вам в этом убедиться. - Мне нужны 2 добровольца. (Игра «Рыбалка») Как Вы уже знаете в 8-9 лет мальчики были настоящими рыбаками и умели ловить рыбу и быстро намотать удочку. И сейчас мы узнаем, обладают ли наши рыбаки данным умением. Ваша задача как можно дальше забросить верёвку от удочки и очень быстро вытащить её из реки. Начинаем только по моей команде. - Отлично! Рыбаки у нас очень ловкие и быстрые. - Но на Руси мальчики должны были уметь собирать в лесу ягоды и грибы. - Приглашаю ко мне двух добровольцев. - Ваша задача на скорость нанизать на деревянные прут только съедобные ягоды и грибы. Начинаем только по моей команде. - Наши мальчики прошли все испытания и мы очень рады, что в этом классе учатся такие ловкие, активные и умные ребята. - А теперь обратите внимание на слайд и посмотрите, что же должны были уметь девочки. (Приложение 3) - Наши хозяйки с раннего детства должны были уметь шить и вязать. - Мне нужны две девочки. - Но бывало, что девочка торопилась и нечайно выронила клубок и её нужно было до прихода родителей намотать нитки в клубок. Начинаем по моей команде. - Какие у нас девочки рукодельницы. Но для настоящей хозяйки важна и чистота в дому. Все вещи нужно было сложить на свои места. - Мне нужны две учащиеся. Ваша задача как можно красивее и быстрее сложить рубашку будущего жениха. Начинаем по моей команде. Отлично, чтобы понять какая мастерица справилась лучше нам необходим жених, который решит чья рубашка сложена аккуратней. - Отлично! Наши мастера и мастерицы большие молодцы, ведь они трудолюбивые, активные и старательные ребята. | Слушают учителя. - Выходят два добровольца. - Слушают инструкцию
Играют в игру
Играют в игры
| Иллюстрация
Игра Инструктаж Игровой метод Стимулирование занимательным содержанием | КУУД: умение слушать учителя и слышать учителя; |
3.3. Вокально-хоровая работа. | Зал четвёртый «ПЕСНИ» Эй, подруженьки-подружки, Веселушки- хохотушки! Эй, ребята - молодцы, Озорные удальцы! Приходите попеть да поплясать, Зимний вечер скоротать. - В зимние вечера молодежь очень любила петь и танцевать. Поэтому любимой песней и танцем была «Кадриль». -И я Вам предлагаю сесть ровно и в полной тишине послушать песню «Кадриль» - Какое настроение у Вас вызвала песня? - Давайте подберем к нашей песни 8 прилагательных. Перед тем как спеть необходимо, разучить песню, но нам будут встречаться незнакомые Вам слова. (Штиблеты – мужская обувь Гармошка – русский народный инструмент Береста – кора берёзы) А для этого проговорим по фразам: 1 фраза: Когда-то россияне Ванюши, Тани, Мани, Танцуя на гулянье, Открыли новый стиль. 2 фраза: Штиблеты и сапожки Под русские гармошки, Под бересту и ложки Прославили кадриль. 3 фраза: Теперь почти забытая, Гитарами забитая, Но, всё же непокорная, Жива кадриль задорная. - А теперь я предлагаю проговорить первый куплет вместе со мной. - А теперь под музыку. Вступаем по моей руке. У нас очень интересный припев, давайте четко попробуем его за мной проговорить. - А теперь сядьте ровно и сейчас мы пропоем только припев. Вступаем по моей руке. - Сели ровно, мы споем первый куплет и припев. Вступаем по моей руке. | Слушают кадриль Радостное, веселое - Подбирают прилагательные к песне. Учат песню по фразам.
Проговаривают первый куплет
Поют без звука
Поют первый куплет и припев | Анализ произведения Размышление о музыке Инструктаж Иллюстрация Рассказ
Интонационно- стилевого постижения музыки
Размышление о музыке | ЛУУД: проявлять интерес, уважение и любовь к музыкальной культуре русского народа; |
3.4. Музыкально-ритмические движения. Музыкальная игра. | - А мы наконец-то переходим к залу № 5 «ТАНЕЦ» - Отлично, ребята. А теперь пришло время потанцевать! Кадриль танцевали по парам. С одной и с другой стороны становилось одинаковое количество ребят. И они выполняли такие движения. Сели ровно, всё внимание на меня. Показываю движения. - Отлично! Мне нужен помощник. Сейчас мы покажем движения в паре. - С одной и с другой стороны становятся одинаковое количество участников. Повторим все движения. - Очень хорошо, теперь мы исполним кадриль под музыку. - Присаживайтесь, у Вас очень здорово получилось. | - Дети смотрят
- Повторяют движения все вместе. - Исполняют кадриль под музыку. | Инструктаж Метод междисциплинарного воздействия |
ПУУД: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; |
3.5. Игра на детских музыкальных инструментах. | - Следующий зал «Частушки» Ребята, а какие же деревенские посиделки без частушек? - А Вы знаете, что такое частушки? - Отлично! В деревенской избе всегда были музыкальные инструменты, под которые пели частушки. И я предлагаю, чтобы несколько учеников сегодня стали народными музыкантами. (раздаю инструменты) - Остальные ребята будут народными певцами и певицами, которые исполнят нам частушки. Сейчас каждый возьмёт из сундучка карточку. Поднимите руки те, кто выбрал желтую карточку. Вы будите нашими солистами. Остальные будут хором. - Солисты, прочитайте частушки. Хор будет начинать первый, поэтому сейчас мы проговорим Вашу частушку. Задача музыкантов поддерживать ритм для наших частушек. Когда проигрыш – играют все инструменты, а когда начинается частушка, только ложки. - Давайте попробуем. | Частушки – короткие рифмованные песни | Беседа Метод стимулирования занимательным материалом | ПУУД: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
ПУУД: музицировать, выполнять танцевальные движения; воспринимать на слух музыкальное произведение. |
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия | - Наша экскурсия подходит к концу и последний зал «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ» - Что вы узнали на сегодняшнем занятии? - Что наиболее запомнилось? - Чему мы учились? - Наше внеурочное занятие подходит к концу. Спасибо Вам! Жаль, что наши посиделки Нам заканчивать пора. Надеюсь, встретимся мы снова. До свидания, детвора! | - Отвечают на вопросы | Беседа
Самооценка | Развитие адекватной самооценки. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё прячет, а сам на виду. (Сундук)
9Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
10Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и 3
Мальчики
В 7 лет дети должны помогать родителям в полевых работах.
Мальчик должен уметь ухаживать за домашними животными.
8 - 9 мальчик должен уметь расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу, собирать грибы, орехи и ягоды
К 14 годам мальчик должен зарабатывать деньги и отдавать в семейный бюджет
Мальчик должен сдерживать и контролировать свои эмоции – не болтать лишнего, не злиться, разговаривать не громко, но внятно, не бубнить под нос.
Мальчик должен уметь постоять за себя и за своих близких.
Девочки
В 5 – 6 лет девочка должна уметь присматривать за цыплятами
В 10-12 лет должна уметь выгонять корову на пастбище и доить её
Девочка должна поддерживать чистоту и порядок в доме
Девочка должна следить за младшими братиками и сестрами
В 12 лет девочки могли стать нянями и зарабатывать.
Девочка должна уметь шить, ткать, вязать
В 10 лет девочка работала в поле, огороде и на лугу.