Урок № _____
Дисциплина: ОУД 02. Русская литература
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Тема урока: «Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа».
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Ход урока
- Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
- Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
- Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
- Изложение нового материала. Методика: Лекция
Родион Раскольников – главный герой романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”. С первых же страниц произведения читатель знакомится с жизнью Родиона. Раскольников – нищий студент, который в прошлом учился на юридическом факультете. Из-за сложного финансового положения он был вынужден бросить учебу. Некоторое время он давал частные уроки, а потом забросил и этот заработок. У Родиона любящая семья: мать и сестра. Живут женщины бедно, но время от времени умудряются присылать Раскольникову деньги. Ситуация Родиона типичная: бедный студент, не нашел себя в жизни. Перед ним тысячи дорог. И Родион выбрал самую сложную из них – дорогу человека, который разочаровался в своих идеалах и вынужден искупать вину за свои поступки. У Раскольникова была теория о том, что все люди условно делятся на людей обыкновенных и необыкновенных. Необыкновенные способны на великие дела, они творцы истории и имеют право пойти на преступление. Но кровь на своих руках они смоют в лучах добытой славы. Польза, которую они принесут обществу, будет намного больше, чем совершенное преступление. Раскольников решился на отважный поступок, который бы навсегда переменил его жизнь. Родион принял решение убить старуху-процентщицу, у которой постоянно закладывал вещи, ограбить ее, а на полученные деньги начать новую жизнь. Странно, как бы ни был слаб физически и эмоционально Раскольников, его замысел удался. Он убил процентщицу, а заодно и ее беременную сестру Лизавету, так не вовремя вернувшуюся домой. У Раскольникова даже хватило сил забрать кошелек и найти ценные вещи, спрятанные у старухи под кроватью. Но дальше все пошло не так. Родион ошибочно принял себя за человека необыкновенного. Он думал, что сможет переступить через преступление, но не смог. В эпилоге романа указано, что не в убийстве старухи винил себя Раскольников, а в том, что принял себя за человека необыкновенного. Он ограбил старуху и мог бы на вырученные деньги начать новую жизнь. Но теория Раскольникова, которую он так долго вынашивал, оказалась ложной. Он не был великим. Он не смог переступить через себя. Отчасти можно считать, что Родион сам же себя и выдал. Чего только стоит этот совершенно глупый разговор с Заметовым в трактире или повторный поход в квартиру старухи и дерганье колокольчика.
Драматичность судьбы Родиона в том, что его собственные идеи его подвели. Он проповедовал свою теорию о необыкновенных людях, но сам горько в ней разочаровался.
Роль снов Раскольникова.
Содержание и значение снов Раскольникова как главного героя в романе «Преступление и наказание» является важным для выражения авторской позиции и необходимым в структуре самого произведения.
Сон — это выражение бессознательного в человеческой психике. Поэтому как элемент художественного произведения — это одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.
Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова
Каждый из таких эпизодов имеет своего «двойника» в реальной жизни.
Первый сон героя- отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу»);
Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки героя), с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания. Композиционный «двойник» — убийство старухи процентщицы и Лизаветы.
Третий сон Раскольникова (повторное убийство старухи) — аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного. Ожившая старуха ( литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) — символ поражения теории героя.
Последний сон героя (он видит его на каторге) — аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог — философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично.
Герой отказывается от теории — она не может осуществиться.
Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.
5. Закрепление изученного материала:
- Почему Раскольников был вынужден бросить учебу?
- Какую дорогу он выбрал из тысяча?
- В чем заключается смысл драматичности судьбы Раскольникова?
- Что такое сон?
- Перечислить сны Раскольникова.
- Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
- Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа».»
Урок № _____
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Дата поведения: 14. 03. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа №1-11
Специальность: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства.
Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.
Тема урока: «Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа».
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
Изложение нового материала. Методика: Лекция
Родион Раскольников – главный герой романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”. С первых же страниц произведения читатель знакомится с жизнью Родиона. Раскольников – нищий студент, который в прошлом учился на юридическом факультете. Из-за сложного финансового положения он был вынужден бросить учебу. Некоторое время он давал частные уроки, а потом забросил и этот заработок. У Родиона любящая семья: мать и сестра. Живут женщины бедно, но время от времени умудряются присылать Раскольникову деньги. Ситуация Родиона типичная: бедный студент, не нашел себя в жизни. Перед ним тысячи дорог. И Родион выбрал самую сложную из них – дорогу человека, который разочаровался в своих идеалах и вынужден искупать вину за свои поступки. У Раскольникова была теория о том, что все люди условно делятся на людей обыкновенных и необыкновенных. Необыкновенные способны на великие дела, они творцы истории и имеют право пойти на преступление. Но кровь на своих руках они смоют в лучах добытой славы. Польза, которую они принесут обществу, будет намного больше, чем совершенное преступление. Раскольников решился на отважный поступок, который бы навсегда переменил его жизнь. Родион принял решение убить старуху-процентщицу, у которой постоянно закладывал вещи, ограбить ее, а на полученные деньги начать новую жизнь. Странно, как бы ни был слаб физически и эмоционально Раскольников, его замысел удался. Он убил процентщицу, а заодно и ее беременную сестру Лизавету, так не вовремя вернувшуюся домой. У Раскольникова даже хватило сил забрать кошелек и найти ценные вещи, спрятанные у старухи под кроватью. Но дальше все пошло не так. Родион ошибочно принял себя за человека необыкновенного. Он думал, что сможет переступить через преступление, но не смог. В эпилоге романа указано, что не в убийстве старухи винил себя Раскольников, а в том, что принял себя за человека необыкновенного. Он ограбил старуху и мог бы на вырученные деньги начать новую жизнь. Но теория Раскольникова, которую он так долго вынашивал, оказалась ложной. Он не был великим. Он не смог переступить через себя. Отчасти можно считать, что Родион сам же себя и выдал. Чего только стоит этот совершенно глупый разговор с Заметовым в трактире или повторный поход в квартиру старухи и дерганье колокольчика.
Драматичность судьбы Родиона в том, что его собственные идеи его подвели. Он проповедовал свою теорию о необыкновенных людях, но сам горько в ней разочаровался.
Роль снов Раскольникова.
Содержание и значение снов Раскольникова как главного героя в романе «Преступление и наказание» является важным для выражения авторской позиции и необходимым в структуре самого произведения.
Сон — это выражение бессознательного в человеческой психике. Поэтому как элемент художественного произведения — это одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.
Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова
Каждый из таких эпизодов имеет своего «двойника» в реальной жизни.
Первый сон героя- отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу»);
Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки героя), с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания. Композиционный «двойник» — убийство старухи процентщицы и Лизаветы.
Третий сон Раскольникова (повторное убийство старухи) — аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного. Ожившая старуха ( литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) — символ поражения теории героя.
Последний сон героя (он видит его на каторге) — аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог — философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично.
Герой отказывается от теории — она не может осуществиться.
Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.
5. Закрепление изученного материала:
Почему Раскольников был вынужден бросить учебу?
Какую дорогу он выбрал из тысяча?
В чем заключается смысл драматичности судьбы Раскольникова?
Что такое сон?
Перечислить сны Раскольникова.
Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом.
Ответы направить на эл. почту: [email protected]