СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока : Электрическое поле. Напряженность электрического поля .

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по физике для 8 кл. Тема урока : "Электрическое поле". 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока : Электрическое поле. Напряженность электрического поля .»

Тема урока : ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ. НАПРЯЖЕННОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ.

Цель урока: изучение наличия электрического поля вокруг заряженного тела и определение его свойств

Задачи:

Образовательные: дать понятие об электрическом поле,  научить учащихся объяснять явление электризации, обобщить и закрепить знания по теме «Электростатика».

Развивающие: развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений, развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, из урока в урок аккуратного заполнения тетрадей, умение работать в коллективе (в группах, в парах).

Тип урока: Комбинированный

План занятия:

I.

Организационный момент. Постановки целей и задач урока

3 мин.

II.

Повторение.  Взаимопроверка

10 мин.

III.

Получения новых знаний. Эксперименты. Физминутка.

20 мин.

IV.

Этап обобщения и закрепления нового материала. Самопроверка

7 мин.

V.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

3 мин.

VI.

Рефлексия.

2 мин.




Ход урока

Ход урока

Учитель

Ученики

1. Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку, проверяет домашние работы, отмечает отсутствующих

Записывают дату и тему урока в тетради. Решение домашней задачи  у доски

2. Повторение (тестирование)

Раздаются карточки

Выполнение тестового задания,взаимопроверка

3. Коллективная работа. Сообщение учеников по параграфу 91, 92.

Разбивает класс на 5 групп, 4 группы, получают соответствующие задания, 5 группа ищет определение. Работа с книгой.

Работают по группам и выделяют лидера для  краткого сообщения

4. Новый материал.

Объясняет новый материал, подтверждает все  опытами. Проводит физминутку.

Записывают определения, формулы, смотрят опыты, .Физминутка

5. Отработка изученного материала.  Физический диктант, решение задач.

Предлагает решить задачи по формулам  у доски. Диктуется физический диктант.

Решение задач у доски.Ответы на диктант,самопроверка

6. Подведение итогов работы на уроке. Домашнее задание

Проставить оценки за работу на уроке. Домашнее  задание.

Решение задач по подобию и разобраться с рис. 179, вывод.

I. Организационный момент.

Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.

II. Повторение.

Тестирование

1. Единица измерения электрических зарядов:

А) А.   Б) Ом. В) Кл.

2. Состав атома:

А)  ядро, нейтрон.  Б) ядро, электрон.  В) ядро, протон.

3. Состав ядра:

А) протон, нейтрон. Б) протон, электрон. В) нейтрон, электрон.

4. От чего зависит количество протонов, нейтронов, электронов:

А) от количества заряда.   Б)  от порядкового №  в таб. Менделеева.

5.  Заряд протона:

А) «– »,  Б) «0», В) «+».

6.  Заряд электрона:

А) «– »,  Б) «0», В) «+».

7.  Заряд нейтрона:

А) «– »,  Б) «0», В) «+».

8.  Сколько видов зарядов существует в природе?

А) 3.  Б) 1.  В) 2.



Заполнить таблицу и сделать взаимопроверку по парам (ответы высвечиваются на экране)

(в ответах никаких исправлений)

№ п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Ответы

В

Б

А

Б

В

А

Б

В

Оценка тестирования: без  ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, более 4 – 2

III. Новый материал.

Коллективная   работа  учеников. Работа с книгой в группах

Разбиваем класс на 5  групп.

4 группы работают над материалом по § 91, получив карточки  (подготовка краткого материала по взаимодействию электрических зарядов).

I группа – близкодействия зарядов: – сущность этого взаимодействия,

II группа – суть этого взаимодействия,

III группа – действие на расстоянии: – сущность этого взаимодействия,

IV группа – суть этого взаимодействия,

5 группа (состоящая из слабых учеников) ищет определение «Идеи Фарадея» по § 92.

V группа – идеи Фарадея

После обсуждения от каждой группы выбирается лидер, который коротко освещает вопрос.

Учитель:

Изложение нового материала на основе вышеизложенного коллективного материала.

Что такое электрическое поле и его природа? Свойства электрического поля. Показ видеофильма (Электрическое поле)

Напряженность электрического поля: рис.178 (учебника). Е = F/q; Принцип суперпозиции полей: Е = Е1+ Е2+ Е3+ … (определение)

Физминутка:

Все подняли глаза на зеленый лист, который я держу в руке и, не поворачивая головы, проследите за ним глазами.

Это позволяет снять напряжение с глаз.

4. Отработка изученного материала.

А) Решение задач у доски, параллельно два ученика.

Задачи:

1. q = 2 нКл

F = 0,4 мкН



2. q = 12 мКл

Е = 2 кВ/м



Е = ?



F = ?

Б) Физический диктант (ответ  без исправлений (самопроверка, ответы высвечиваются на экране)



№ п/п

Вопросы

1.

Как называется заряд, размерами которого можно пренебречь?

2.

Основного закона электростатики, как его называют?

3.

Количественная характеристика электрического поля?

4.

Сколько тел участвует в электризации?

5.

Одинаковые или разные заряды получают тела при трении, и какие?

6.

Как взаимодействуют электрические заряды между собой по идеи Фарадея?

7.

При помощи чего происходит взаимодействие между зарядами по теории близкодействия?

Оценка тестирования: 1 ошибка – 5, 2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, более 4 – 2

№ п/п

Ответы

1.

Точечным зарядом

2.

Закон Кулон

3.

Напряженность

4.

Два тела

5.

Разные заряды («+» и «–»)

6.

Электрическое поле одного заряда действует на другой заряд, и наоборот.

7.

С помощью промежуточных агентов



IV. Подведение итогов, домашнее задание.

Повторение пройденного материала.

Электрическое поле – особый вид материи, который существует независимо от нас.

Электрическое поле реально – распространяется электромагнитными взаимодействиями, которые имеют конечную скорость.

Природа электрического поля:

Во-первых, поле материально; оно существует независимо от нас, от наших знаний о нем;

Во-вторых, поле обладает определенными свойствами, которые не позволяют спутать его с чем-либо другим в окружающем нас мире.

Количественно-силовая характеристика электрического поля – напряженность.

Оценка учащихся в процессе изучения нового материала. Проставить оценки за работу на уроке.

Домашнее задание:

§91-93, рис. 179 – перерисовать, разобрать и сделать  вывод

6. Рефлексия.  Урок подходит к завершению. Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущали себя на этом уроке. Перед каждым из вас находится анкета,  в которой вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока.

Благодарю вас за работу!














Тема: Электрическое поле. Электрон.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: смешанный урок

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием электрического поля.

Задачи:

- образовательные: выяснить что такое электрическое поле, электрон; узнать о делимости электрического заряда.

- воспитательные: формирование мировоззрения учащихся, системы взглядов и убеждений; воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.

-развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.

Знать:

- о существовании минимального заряда, называемого электроном;

- электрический заряд – это физическая величина;

- заряд электрона – отрицательный, равен он -1.6*Кл.

- масса электрона = 9.1*кг.

План урока:

  1. Объявление темы урока, мотивации и цели урока.

Мотивация:

В конце урока будет проведено тестирование, по итогам которого будут выставлены оценки. Также будет учитываться активность на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний.

Физический диктант



Ученикам показываются картинки, они должны определить проводники и непроводники.















  1. Изучение нового материала.

Электрическое поле.

Наэлектризованные тела, как показывают опыты, взаимодействуют друг с другом на расстоянии – притягиваются и отталкиваются. Как передается действие одного наэлектризованного тела на другое? Может быть, оно передается через воздух?

Посмотрим рис.37 на стр.58. Поместим заряженный электроскоп под колокол воздушного насоса и из-под колокола выкачаем воздух. Опыт показывает, что и в безвоздушном пространстве листочки электроскопа по-прежнему отталкиваются друг от друга. Значит, электрическое взаимодействие передается не через воздух. Но из этого опыта еще нельзя установить: действуют ли электрические заряды друг на друга на расстоянии или между ними существует что-то материальное, не ощущаемое нами, через что передается это действие.

Согласно учению Фарадея и Максвелла пространство, окружающее наэлектризованное тело, отличается от пространства, находящегося вокруг ненаэлектризованных тел. В пространстве, где находится электрический заряд, электрическое поле. Электрическое поле представляет собой вид материи, отличающийся от вещества. Мы с помощью наших органов чувств не можем непосредственно воспринимать электрическое поле. О существовании электрического поля можно судить по его действиям.

Электрическое поле заряда действует на всякий другой заряд, оказавшийся в поле данного заряда.

Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой.

В проведенных нами опытах, не только заряженная палочка своим электрическим полем действует на заряженную гильзу, но и гильза, в свою очередь, своим электрическим полем действует на палочку. Следовательно, как и всегда, имеет место взаимодействие тел.

Подвесим на нити заряженную гильзу. Поднесем к ней палочку, имеющую заряд другого знака. Затем будем приближать подставку с гильзой к заряженной палочке. По углу отклонения нити заметим, что чем ближе гильза к палочке, тем с большей силой действует на нее электрическое поле заряженной палочки. Следовательно, вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а при удалении от них поле ослабевает.

Делимость электрического заряда. Электрон.

Как объяснить явление электризации? Почему на двух соприкасающихся телах возникают заряда обязательно противоположного знака? Может быть, в природе есть частицы, имеющие электрический заряд? Если это так, то при делении заряда будет обнаружен предел деления – наименьшая заряженная частица.

Опыт с двумя электроскопами. Заряд делится. Опыт показывает, что электрический заряд может иметь разное значение. Электрический заряд – физическая величина.

За единицу электрического заряда принят 1 кулон. Единица названа в честь французского физика Ш.Кулона.

А существует ли предел деления заряда? Чтобы ответить на этот вопрос, понадобилось выполнять более сложные опыты, так как очень скоро оставшийся заряд на шаре электроскопа становится таким малым, что обнаружить его при помощи электроскопа не удается.

Для деления заряда на очень маленькие порции нужно передавать его не шарам, а маленьким крупинкам металла или капелькам жидкости. Во всех опытах разделить заряд дальше определенного значения не удавалось.

Это позволило предположить, что электрический заряд имеет предел делимости или, точнее, что существует заряженная частица, которая имеет самый малый заряд, далее уже не делимый.

Чтобы доказать, что существует предел деления электрического заряда, и установить, каков этот предел, ученые проводили специальные опыты. Например, советский ученый Иоффе поставил опыт, в котором электризовали мелкие пылинки цинка, видимые только под микроскопом. Заряд пылинок несколько раз меняли, и каждый раз измеряли, на сколько изменился заряд. Опыты показали, что все изменения заряда пылинки были в целое число раз (2,3,4,5 и т.д.) больше некоторого определенного наименьшего заряда, т.е. заряд пылинки изменялся хотя и очень малыми, но целыми порциями. Так как заряд с пылинки уходит вместе с частицей вещества, то Иоффе сделал вывод, что в природе существует такая частица, которая имеет самый маленький заряд, далее уже не делимый.

Эту частицу назвали электрон.

Значение заряда электрона впервые определил американский ученый Милликен. В своих опытах, сходных с опытами Иоффе, он пользовался мелкими капельками масла.

Заряд электрона – отрицательный, равен он -1.6*Кл. Электрический заряд – одно из основных свойств электрона. Этот заряд нельзя «снять» с электрона.

Масса электрона равна 9.1*кг, она в 3700 раз меньше молекулы водорода, наименьшей из всех молекул. Крылышко мухи имеет массу, примерно в 5* большую, чем масса электрона.







  1. Совершенствование знаний.

  1. Может ли какая-либо частица иметь заряд, превышающий заряд электрона в 1,5 раза?

  2. Может ли какая-либо частица иметь заряд равный утроенному заряду электрона?

  3. Может ли какая-либо частица иметь заряд равный 1/3 заряда электрона?









  1. Диагностика.

Электроскопу сообщили заряд, равный -6,4* Кл. Какому числу электронов соответствует этот заряд? (4*электронов).

  1. Домашнее задание.

Подготовить дополнительные материалы по биографиям ученых (Фарадей, Максвелл, Кулон, Иоффе, Милликен) и по их опытам.













Структура занятия:

-актуализация опорных знаний (физический диктант)–

- изучение нового материала –

- совершенствование знаний –

- диагностика урока –

- домашнее задание –

- подведение итогов –








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!