Косарь Мария Васильевна, учитель русского языка и
литературы, МБОУ «Веселовская средняя школа»
Сакского района Республики Крым
Предмет: Литература
Класс: 9
УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Литература.
Учебник-хрестоматия ч.1,2, 9 класс.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 10
Место урока в системе уроков по теме – 4 урок
Цель урока:
- показать своеобразие художественного мира поэта;
- определить основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова «Дума» и «Родина»;
- выявить противоречия лирического героя;
- совершенствовать навыки анализа текста;
- уделить внимание углублённому восприятию и истолкованию прочитанного;
- помочь интегрировать знания художественной литературы со знаниями по истории Отечества;
- воспитывать любовь к русской литературе, русской природе, к Отечеству.
Задачи урока:
- личностные: вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; воспитание нравственных качеств;
- метапредметные: обучить отбирать материал для работы над темой; развить навыки сравнительного анализа; развить навыки групповой работы и работы со словарем; развитие монологической речи;
- предметные: познакомить с биографией М. Ю. Лермонтова; узнать значение слов «Родина», «Отчизна» и «синквейн»; определение особенностей стиля Лермонтова.
Ожидаемые результаты:
- личностные: обучающиеся смогут оценить писательский талант М. Ю. Лермонтова на примере стихотворений «Дума» и «Родина»; уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения данных поэзий; использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях.
- метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи;
- предметные: обучающиеся смогут объяснить значения слов «Родина», «Отчизна» и «синквейн», изучат биографию М. Ю. Лермонтова.
Техническое обеспечение урока: портреты поэта.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
Эпиграф к уроку:
«Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни» (В. Г. Белинский).
- Как вы понимаете слова В. Г. Белинского?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Фронтальная беседа:
- Назовите стихи, в которых отразились мотивы вольности и гордого одиночества.
- Каковы предпосылки написания подобных стихов?
- Послушайте стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен..»
- Определите особенности композиции поэзии.
- Что чему противопоставлено?
- Каково отношение лирического героя к обществу?
- Каков он сам?
Слово учителя
Тема родины, России и ее общественного устройства является доминирующей в творчестве М. Ю. Лермонтова. Автор своей поэзией заставляет задуматься о судьбе Родины и народа. В лирике М. Ю. Лермонтова есть стихотворения, которые отражают общественное поведение человека. Это стихотворения «Дума» и стихотворение «Родина», где поэт заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Сегодня мы попытаемся проанализировать эти стихотворения.
Актуализация знаний.
- Какие общественно-политические вопросы волнуют современников М. Ю. Лермонтова? (1. Война 1812 года. 2. Восстание декабристов)
- Чем закончились? Почему? (Нет связи с народом. Углубился разрыв между Россией народной и официальной).
Работа над темой урока
Слово учителя
М. Ю. Лермонтов – достойный преемник А. С. Пушкина. Так же, как у А. С. Пушкина, судьба родины и народа была основным содержанием его творчества. Но Лермонтов принадлежал к другому поколению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество.
И. Л. Андроников писал: «Никогда ни в одной литературе мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал бы на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова – трибуна неразделима» (И. Л. Андроников «Литература. Русская классика (избранные страницы)»).
Анализ стихотворения «Родина» (1841)
Слово учителя.
В современном литературоведении высказывалось предположение, что в стихотворении «Родина» по-новому преломился образ лирического героя М. Ю. Лермонтова: от демонического взгляда сверху (от одиночества до презрения) он нисходит к человеческому взгляду на мир с его земными радостями и печалями. Недаром одиноких сосну, чинару, пальму сменила здесь «чета белеющих берез».
Беседа по вопросам.
- Прочитаем стихотворение.
- Что с первой строки удивляет читателя?
- Как поэт заявляет о своей Родине? («Люблю отчизну я, но странною любовью»!)
- Есть противительный союз «но».
- Поэт утверждает свою любовь к Родине, но оговаривается, есть доля сомнения.
- Что же его смущает? («Слава, купленная кровью»)
- На что это указывает? (Кавказская компания. Война с турками, отсюда противоречивые взгляды.)
- Таким образом, появляется трагическое противоречие. С одной стороны лирический герой по-прежнему глубоко привязан к родной природе, к национальным традициям, но государственную систему не принимает внутренне.
Вывод: Возникает противоречие, образ Родины утрачивает целостность: с одной стороны – родная земля, с другой – чуждая сердцу поэту государственность.
Анализ стихотворения «Дума»
- Точная эмоциональная характеристика этой эпохи представлена в стихотворении «Дума».
- Прочитаем.
Работа с опорной схемой стихотворения «Дума»
Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова
Узко-литературный Историко-культурная
контекст перспектива
Общий романтический Расцвет творчества
конфликт Мечты и Лермонтова приходится
Реальности на эпоху «безвременья»
(А.И.Герцен), это ощущается поэтом как личная трагедия
- Выпишите ключевые слова-образы, связанные с темой времени и поколением (печально гляжу на поколение, печально иль темно, состарится оно, богаты ошибками отцов, путь без цели, вянем без борьбы, как тощий плод, до времени созревший, ненавидим и любим мы случайно)
- Сначала идет пророчество, предсказание своему поколению (ключевой глагол стоит в будущем времени – состарится)
- Затем идет авторский приговор: у поколения нет будущего (ключевые глаголы – томит, вянем – в наст. вр.)
- Потом смотрим следующий тезис. Много отрицательных частиц, местоимений, предлогов и приставок со значением отсутствия, глаголы даны в прошедшем времени)
- Это подчеркивает, что у потерянного поколения все в прошлом.
- А дальше – звучит результат бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, хотя и «огонь горит в крови».
- Итог такой жизни – придти к гробу «без счастья и без славы», так и не поняв душевных порывов поколения отцов.
- Назовите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор.
Задание: Составьте цитатную характеристику поколения.
«Богаты…ошибками отцов»
«К добру и злу постыдно равнодушны»
«Перед опасностью…малодушны»
«Перед властию…рабы»
«Иссушили ум наукою бесплодной»
«И ненавидим мы, и любим мы случайно».
(зачитываются 3-4 работы)
Вывод: Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.
Тема Родины проходит через всё творчество М. Ю. Лермонтова:
Романтическое видение.
Горькое обличение реального положения в стране.
Стремление покинуть свою землю.
Откровенное признание в любви.
Двойственность и противоречивость – особенность мировоззрения одного из величайших русских поэтов.
Итог урока. Рефлексия.
Герой лирики М. Ю. Лермонтова – романтик. Он желал бы видеть мир гармоничным и совершенным. Но на самом деле мир полон противоречий, драм и контрастов. Потому для лирического героя нигде нет места. Он мечется, не имеет возможность найти себе успокоения в реальной жизни, обретая покой лишь только в воспоминаниях о детстве, о природе, об ушедшей любви. Но до конца своей жизни он останется борцом за справедливость.
«Странная любовь» М. Ю. Лермонтова и необычный патриотизм заключаются в следующем:
-Нравственная основа патриотизма – это любовь к родной земле, а не к делам вершителей судеб страны.
- Лермонтов не приемлет государственного строя России, но любит простых людей в их горестях и радостях; любит русскую природу.
Лермонтов «… понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно» (Н. А. Добролюбов).
Творческое задание:
- Ребята, попробуйте составить СИНКВЕЙН по материалу сегодняшнего урока.
- Вспомните, что называется СИНКВЕЙНОМ.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Лермонтов Михаил Юрьевич
гениальный насмешливый
сочинял, творил, изображал
в нем каждый видел то, что ему позволялось видеть
русский поэт
Родина.
Великая, близкая.
Защищать, восхвалять, любить.
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
Отчизна.
Домашнее задание.
1. Выучить наизусть стихотворение «Родина».
2. Индивидуальное задание – сообщение на тему «Нравственная основа патриотизма – это любовь к родной земле, а не к делам вершителей судеб страны».