СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»»

X


13.03 6-В класс Урок №77


Тема урока: Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»


Цели урока:

формировать у детей навык филологического анализа прозаического текста;

развивать логическое и критическое мышление;

активировать межпредметные связи (культурология, история, ономастика);

научить детей пользоваться ономастическим словарём; воспитывать любовь и уважение к профессии учителя.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: иметь представление о жизни и творчестве Ф. А. Искандера; различать образ героя и автора в произведении; выявлять в прозаическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

- ценностно-ориентационная сфера: владеть навыками анализа выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; формулировать собственное отношение к произведениям Ф. А. Искандера, к фактам биографии писателя; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

- эстетическая сфера: определять художественные функции изобразительно­выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе;

отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые

средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная (выразительное чтение), групповая.

Оборудование: портрет Ф. А. Искандера; книжная выставка «Фазиль Искандер и герои его книг».


Ход урока

Учитель: добрый день, ребята. Сегодня мы продолжаем наш разговор о рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Подпишем число, «классная работа» и тему урока. Вспомним, о чём мы говорили на предыдущих занятиях?

Ученики: мы обсудили сюжет и фабулу рассказа; вспомнили древнегреческие мифы о Геракле, сравнили его с героем рассказа Искандера; обсудили, почему поступок мальчика называется в рассказе «тринадцатым подвигом Геракла».

Учитель: на этом уроке мы поговорим о художественном мастерстве Ф.А. Искандера. «Тексты, насыщенные юмором, близки читателю», - говорит автор в своём интервью [1].

И не даром в его произведениях большое место отводится юмору. Когда вы читали рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», показались ли вам какие-то эпизоды смешными? Ученики: в рассказе Ф.А. Искандера были смешные эпизоды. Например, неудачные попытки героя «отвертеться» от проверки домашнего задания! Это так жизненно! Я прямо представил себя на его месте.

А я смеялся, когда читал, как ученики 5 класса реагировали на уколы!

Учитель: очень хорошо. Целью сегодняшнего урока будет рассмотреть, какую, по мнению автора, роль играет смех в жизни человека.

Вы рассказали мне о тех эпизодах, которые показались вам смешными. Но есть ли в тексте какие-то «смешные» детали, не связанные с развитием действия?

Ученики: Харлампий Диогенович - очень смешное имя! Очень трудно выговаривается!

Учитель: очень хорошо, что вы обратили внимание на имя героя - учителя математики. Что мы узнаём о нём?

Ученики:

« был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению

грек» [2, с. 140].

Учитель: ребята, как вы думаете, почему герой говорит о происхождении учителя? Что нам может дать эта информация?

Ученики: может, для Греции такие имена вполне обычны?

Учитель: чтобы раскрыть тайну имени Харлампия Диогеновича. обратимся к науке ономастике. Это раздел языкознания, который занимается изучением имён собственных. Сегодня я принесла вам словарь личных имён Н.А. Петровского: посмотрим, как переводится имя героя - учителя математики. Найдите в словаре имя «Харлампий».

Ученики: имя «Харлампий» в переводе с греческого означает «радость излучающий» [3. с. 295].


Учитель: на прошлом занятии мы подробно разбирали образ учителя Харлампия Диогеновича. Вспминайте, что было «главным оружием» на уроках математики? Найдите цитату из текста.

Ученики:

«Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним» [2, с. 144].

Учитель: почему для ребят это было самым действенным оружием? Почему было так страшно оказаться смешным?

Ученики:

« когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного. Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс. И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный» [2, с. 144].

Учитель: как вы думаете, почему Ф.А. Искандер выбирает для своего героя, учителя математики, именно такое имя?

Ученики: мне кажется, что Искандер выбрал имя Харлампий для учителя, чтобы подчеркнуть характер героя.

Учитель: совершенно верно. Такие имена, дающие характеристику образу, в литературе называют говорящими. Отметим это в тетради.

Мы поговорили об имени героя, но не сказали об отчестве: Диогенович. Есть ли у вас какие-то предположения? Как это отчество может характеризовать героя?



Ученики: давайте посмотрим в словаре Н.А. Петровского!

«Диоген» - от греческого «рождённый Зевсом, божественный» [3, с. 112].

Учитель: даёт ли вам значение имени «Диоген» какую-то новую информацию о характере

учителя!

Ученики: нет, мы не можем ничего сказать нового.

Учитель: но в словаре есть отсылка к древнегреческому философу Диогену. Знакомы ли вы с этим именем?Ученики: нет, мы не знаем, кто это.

Учитель: попросим «ученика», подготовившего сообщение, рассказать нам об этом философе.

Ученик:

Диоген Синопский (ок. 400 - 325 гг. до н.э.) - представитель киников. Они считали благородство и добродетель основными средствами для достижения счастья.

Считали, что за удовольствиями всегда следуют страдания, поэтому ратовали за отказ от благ и за обращение к аскетизму.

Диоген Синопский как раз был аскетом, причём в довольно утрированной форме - он сидел в бочке, огородившись от суетного мира [4. с. 87-88].

Учитель: сформулируйте вывод: что говорят нам имя и отчество учителя математики о его характере?

Ученики: отсылка автора к древнегреческому философу Диогену, который был киником, говорит нам о том, что Харлампий Диогенович хотел научить ребят основным качествам для достижения счастья - благородству и добродетели. А основное средство, с помощью которого он это делает - смех, оттого он «смех излучающий».

Учитель: теперь мы должны выяснить, почему Харлампий Диогенович выбрал средством воздействия на детей смех. Найдите цитату в тексте о том, что чувствовал пятиклассник, когда понял, что теперь предмет насмешек всего класса - он сам.

Ученики:

«Смеялся Сахаров, стараясь во время смеха не переставать быть отличником. Смеялся даже Шурик Авдеенко, самый мрачный человек нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки. Смеялся Комаров, который, хоть и зовется теперь Аликом, а как был, так и остался Адольфом.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса. Харлампий Диогенович поставил мне отметку в журнал и еще что-то записал в свой блокнотик» [2, с. 155].

Учитель: какое впечатление произвёл хохот всего класса на мальчика?

Ученики: он был настолько смущён, что звонок на перемену показался ему погребальным колоколом.

Учитель: очень хорошо, что вы это заметили. Как называется это средство художественной выразительности?

Ученики: звонок сравнивается с колоколом - сравнение.

Учитель: верно. Но что может означать это средство художественной выразительности? Какое значение она имеет в тексте?

Ученики: ученик будто умер в этот момент.

Учитель: на самом деле между смехом и смертью есть связь, которая зародилась ещё в европейской культуре, а потом перекочевала в литературу. Жизнь «средневекового» человека делилась на две части: религиозная, или повседневная, и праздничная - карнавал.

«Средневековый карнавал представал в разных формах: коллективные игрища, танцы, маскарады, состязания, игры, турниры; разыгрывались спектакли: проводы зимы, избрание и последующее развенчание майского короля, погребение Бахуса (похороны Масленицы у славян) и др. В ходе инсценировки похорон участниками представлялась «не чинная и горестная похоронная процессия, а шутовское действо - пародийное дублирование серьёзного церемониала с глумлением над “мертвецом”» [5, с. 124].

Центральной особенностью карнавала было «снижение, то есть перевод всего духовного, идеального, отвлечённого в материально-телесный план, в план земли и тела в их неразрывном единстве» [6, с. 26]. Но карнавал не ставил целью решительно уничтожить какое-то явление - «снижение роет могилу для нового рождения» [6, с. 28]. То же касалось и похорон: «В народных обычаях ритуальный смех на похоронах, знаменуя полноту жизни и преодоление смерти, был направлен на приумножение человеческого рода . Магическое попрание смерти смехом свойственно древнеславянским похоронам и поминальным обрядам, культу предков» [5, с. 125]. Это даёт нам основание для сближения погребального обряда и его составляющих с карнавалом: «“Покойницкая игра” вводила момент оживления мнимого мертвеца - смерть превращалась в новое рождение» [5, с. 125]. Таким образом, погребальные действа изначально наделялись карнавальным статусом, то есть явление рассматривалось в «состоянии его изменения, незавершённой ещё метаморфозы, в стадии смерти и рождения»[6, с. 26].

В литературе, куда карнавал «перекочевал» после оскудения народно-праздничной культуры, можно найти лишь отголоски тех действий и настроений, которые являлись реальностью для средневекового человека» [7, с. 61-62].

Поэтому смех - это то средство, которое позволяет человеку переродиться. Удалось ли нашему нерадивому ученику это сделать? Найдите подтверждение в тексте.

Ученики:

«С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам. мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он. безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По- моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда» [2, с. 156].

Учитель: как вы оцениваете метод Харлампия Диогеновича?

Ученики: я считаю этот способ действенным: с одной стороны, учитель не оскорбляет ученика, не обзывает его. но, поставив в сложную ситуацию, в которую, кстати сказать, ученик «загнал» себя сам, Харлампий Диогенович не просто помогал ребёнку понять, в чём его ошибки, но и открывал путь для исправления.

Учитель: закончим эту тему словами Ф.А. Искандера из того же интервью, о котором мы говорили в начале урока. На вопрос журналиста, является ли современная российская реальность поводом для смеха, писатель ответил: «Если над недостатками страны хочется смеяться, значит, страна еще может выздороветь. Если смеяться над недостатками страны не хочется, значит, она уже погибла. Над погибшими не смеются» [1 ]. То же можно сказать о человеке: не смеются только над безвозвратно погибшими. Если человек может над собой посмеяться, над своими недостатками - он ещё может духовно переродиться, обрести добродетель и благородство.

Записываем домашнее задание: описать историю, которая произошла в вашей жизни: в чём вам помогает смех? Была ли такая ситуация, когда смех изменил ваш взгляд на мир?

Есть ли вопросы?

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя