Чувство юмора как одно из ценных качеств человека (по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
Каких знакомых героев вы видите на картине?
Подвиг - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.; смелый поступок ради добра.
В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества .
О чем нам говорит портрет автора? Что является отличительной чертой прозы Искандера?
Юмор - вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, а доброжелательно. Ирония – выражение насмешки; употребление слова в смысле, обратном буквальному. Рассказ – художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого объема.
О чем рассказ? Прочитайте отрывок из произведения, где описывается учитель запишите в тетради ключевые слова, характеризующие учителя.
Харлампий – светящийся милостью Диоген Синопский – древнегреческий философ.
- Как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича?
- Характеристика героев:
- Группа 1 – главный герой
- Группа 2- Шурик Авдеенко
- Группа 3- Сахаров
- Группа 4 –Алик Комаров
- Группа 5 – Харлампий Диогенович
- Группа 6 – вопросы к тексту
- Группа 7 – кроссворд
Понятие УУД
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
- В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик решил сорвать урок математики?»
- 1.Рассказчик хотел спасти Шурика Авдеенко, который стоял у доски и не мог решить задачи.
- 2.Рассказчик «захотел исправить греческую мифологию и решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось»
- 3.Пятиклассник был не готов к уроку и боялся, что его вызовут к доске.
Понятие УУД
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Прочитаем концовку рассказа. -Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок? Цитата «Загадочный Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой»,- говорил В.Казак. - Почему герой с благодарностью говорит об учителе?
В чем сходство или различие в поведении героев?
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. ниверсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
«Тринадцатый подвиг Геракла»
Домашнее задание
Выучить финальное размышление героя о смехе.
Проблема в том, что в условиях эксперимента по введению ФГОС в основной школе, ученики не всегда владеют УУД уровня начальной ступени.
Чему научил рассказ?
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека (по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
В чем ценность чувства юмора для человека?
- Чувство юмора как одно из ценных качеств человека (по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла») В чем ценность чувства юмора для человека?
- Чувство юмора как одно из ценных качеств человека (по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла») В чем ценность чувства юмора для человека?
- Чувство юмора как одно из ценных качеств человека (по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла») В чем ценность чувства юмора для человека?
- Чувство юмора как одно из ценных качеств человека (по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла») В чем ценность чувства юмора для человека?
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин .
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса , в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Личностные УУД
- Личностное самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения, выработка ценностных ориентаций.
- В подростковом возрасте происходит перестройка мотивационной сферы личности
- Два типа мотивации деятельности :
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы основы гражданской идентичности личности, готовность к выбору предпрофильного и профильного образования; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации
МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
- Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
- Выделение морально-этического содержания событий и действий.
- Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
- Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Мотивация
- Мотивация достижения – ориентация на успех;
- Мотивация избегания неудач;
- Важность раскрытия учащимся личностного смысла самого процесса учения, значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры;
- Необходимость специально организованной рефлексия своего отношения к учению
Гражданская идентичность включает 4 компонента:
- когнитивный;
- ценностный;
-эмоциональный;
-поведенческий .
включая когнитивный компонент (знание о принадлежности к данной социальной общности); ценностный компонент (наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности к данной социальной общности); эмоциональный компонент (принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства), как результат действия двух первых; и поведенческий компонент (участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении).
Я - КОНЦЕПЦИЯ
Формирование чувства собственного достоинства
Я – прошлое,
Я – настоящее,
Я- будущее.
Я- реальное – Я- идеально е
Самосознание (Я - концепция) представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка.
Регулятивные УУД
- Целеполагание и построение жизненных планов;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий .
Познавательные универсальные действия
Выделение познавательной цели
Поиск информации
Структурирование знаний
Речевое развитие
Выбор способов решения задач
Смысловое чтение
Контроль и оценка процесса
Решение проблем
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий выпускники овладеют основами проектно-исследовательской деятельности, широким спектром логических действий и операций, будут сформированы основы смыслового чтения.
знаково-символические действия
моделирование
преобразование модели
19
Логические УУД
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Синтез – составление целого из частей.
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждений.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование .
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- постановка вопросов
- разрешение конфликтов
- управление поведением партнёра
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)
ПРЕДМЕТНЫЕ
регулятивные:
самоопределение:
- управление собственной деятельностью
- инициативность
- самостоятельность
- контроль и коррекция
- самоиндификация
- самооценка
- самоуважение
основы системы научных знаний, умения
опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и творческому применению нового знания
смыслообразование:
- учебная мотивация
- социальная мотивация
коммуникативные:
- речевая деятельность
- навыки сотрудничества
морально-этическая ориентация:
- система ценностных ориентаций на основе выполнения моральных норм
- толерантность
познавательные:
- работа с информацией
- работа с учебными моделями
- выполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, подведения под понятие
предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Условия реализации
- Основным условием реализации программы является готовность учителя к использованию УУД , включающая в себя:
- владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
- способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая:
- выделение объективных условий правильного выполнения УУД, планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности); подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.
- выделение объективных условий правильного выполнения УУД,
- планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности);
- подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.
Союзники в работе, т.к. стандарт – общественный договор
- Ученики (Оформление уголков «Формируем УУД»)
- Родители (Памятки родителям «Учимся по-новому»)
- Учителя-коллеги в параллели (педсоветы, консилиумы=общие требования и подходы)
Ведущие технологии
- Роль учителя - создание условий, инициирующих деятельность учеников
- ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
- КЕЙС-МЕТОД;
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
- ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;
- ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО
ЧТЕНИЯ И ДР.
Технологии основанные на личностно-ориентированном подходе, на основе деятельностного метода, развивающего и продуктивного обучения.
Цели современного урока
Обучающие – чему?
- умению ставить учебные цели, выбирать эффективные способы и средства для их достижения, планировать собственную учебную деятельность, прогнозировать результат, определять границы собственного знания и незнания, осуществлять контроль и коррекцию; умению работать с информацией
- умению эффективно действовать в нестандартной ситуации
Воспитывающие – что?
- инициативность и самостоятельность
- волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил, волевому усилию, преодолению препятствий
-навыки сотрудничества, толерантность
- систему морально - нравственных ценностей
- гражданскую идентичность, осознание этнической национальной принадлежности
Развивающие – что?
деятельность, мышление, рефлексию
Предмет:
Класс:
Тема урока:
Цели урока:
Форма технологической карты урок а
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Орг. момент Мотивация
УУД
Постановка проблемы определение целей
Актуализация знаний составление плана учебной деятельности
личностные
+
регулятивные
«Открытие» детьми нового знания Соотнесение результатов деятельности с поставленными целями – коррекция учебной деятельности
Познавательные
Коммуникативные (отдельн столб.)
+
Условия реализации
Первичное закрепление
+
Самостоят. работа с самопроверкой в классе Контроль освоения учебного материала
+
Повторение Самооценка, самоанализ деятельности- рефлексия учебной деятельности
+
Итог занятия
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли. В. А. Сухомлинский
Литература
- Нормативные документы системы общего среднего образования Российской Федерации
- Образовательные стандарты: нормативные документы и программно-методические материалы
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
- Примерная основанная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
- Интернет-ресурсы
- http://www.standart.edu.ru/ Сайт Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
- http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
- http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
-