Слайд 1.
Здравствуйте ребята, сегодня я бы хотел обсудить с вами такую тему как «самооценка,
и для чего она нужна?»
Слайд 2.
Так и что такое самооценка?
Слайд 3.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Однако, несмотря на то, что самооценка - это оценка себя, изначально она формируется от отношения к нам со стороны других людей, в первую очередь – родителей. А ближе к подростковому возрасту самосознание расширяется, и подростки могут самостоятельно менять представления о себе.
Слайд 4.
Таким образом, окружение может очень весомо влиять на нашу самооценку. При постоянном негативе со стороны других людей, критике, обвинениях, навязывании чувства вины, стыда самооценка человека будет стремиться к снижению если продолжать находиться в таких условиях. В комфортных условиях, где имеется позитивное отношение и адекватная критика, самооценка будет стремиться к норме.
Слайд 5.
В целом, можно выделить три уровня самооценки: завышенная, адекватная и заниженная.
Слайд 6.
Заниженная самооценка сопровождается постоянным чувством вины, стыда, ненавистью к себе. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, в своих сильных сторонах, чрезмерно переоценивают слабые стороны. Из-за этого очень часто возникает постоянная боязнь отрицательного мнения о себе, повышенная ранимость. А свои реальные успехи и положительную оценку окружающих они чаще всего воспринимают как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, они острее реагируют на критику, смех, порицания.
Слайд 7.
В целом можно выделить три основные причины заниженной самооценки:
- травмирующая ситуация
- неготовность меняться
- незнание своих положительных качеств, достоинств
Травмирующей ситуацией может стать что угодно, в зависимости от обстоятельств. Например, когда близкий родитель в случае неудачи назвал неумехой, ребенок может это очень хорошо запомнить и жить с этим убеждением, даже если это случалось всего один раз. Или в школе кто-то из старшеклассников назвал уродиной. На это даже может не быть объективных причин, но это может травмировать.
В случае неготовности меняться человек адекватно оценивает свои недостатки, но поскольку он не готов меняться, то он ничего с этим не делает и начинает винить себя еще больше. Таким образом, человек сам становится заложником своей низкой самооценки. Например, человек с полнотой осознает не идеальность своего тела, но просто не хочет ничего менять. Он с одной стороны не принимает себя таким, а с другой стороны не готов к изменениям.
И последняя причина – незнание своих положительных качеств. Человек просто не знает, не осознает или не видит свои достоинства. А они могут быть очень явными. Из-за этого просто нет возможностей того чтобы самооценка выровнялась.
Таким образом, если кто-то думает, что у него заниженная самооценка – то самое время подумать, что стало причиной этой ситуации и действовать в связи с этим.
Слайд 8.
Люди с адекватной самооценкой чаще руководствуются своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Люди с адекватной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, они объективны и выбирают себе деятельность в соответствии с этими представлениями о себе. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, он любит и принимает себя таким какой он есть.
Слайд 9.
Завышенная самооценка – это искажённое представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки. Завышенная самооценка характеризуется избыточной любовью к себе, отсутствием критичности. Отрицанием своих недостатков и неспособностью замечать свои слабости.
Вы слышали когда-нибудь от кого-нибудь такую фразу: «Мне бы такую самооценку как у него». Что это значит? То есть человек предполагает, что у другого человека завышенная самооценка.
А насколько вообще реально определить самооценку другого человека?
На самом деле определить самооценку другого человека практически нереально, на то она и САМОоценка что оценивается человеком самостоятельно. И на самом деле, люди, которые смотрят свысока, ведут себя надменно, высокомерно, очень часто имеют низкую самооценку, а такое поведение является лишь попытками ее повысить, которые обычно не очень удачны. Для того чтобы определить уровень самооценки психологи используют специальные тесты и опросники, это единственный объективный способ.
Завышенная самооценка мешает комфортной жизни точно так же, как и заниженная, поскольку человек с завышенной самооценкой чаще всего ставит себе неадекватные и завышенные цели, которых он не в состоянии добиться, а после чего винит в этом все свое окружение.
Слайд 10.
Теперь давайте подведем промежуточный итог. От чего зависит самооценка?
Слайд 11.
Самооценка зависит от следующих условий. И в первую очередь это комфортность среды – этот фактор крайне важен. Чтобы у вас была адекватная самооценка, вы должны быть окружены людьми которые вас ценят, любят и принимают.
Слайд 12.
Ну с тем что такое самооценка вроде разобрались, давайте теперь рассмотрим следующий вопрос. А для чего вообще нужна самооценка? Вроде понятно, что это вещь нужная и полезная, но хотелось бы узнать ваш взгляд на это. Поэтому разделитесь на группы и подготовьте ответ.
Слайд 13
Отличные варианты ответов. Самооценка очень важное и полезное свойство, полученное человеком в процессе эволюции. Давайте посмотрим какие функции выделяет психология:
- Регуляторная — обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. Эта функция отражается в принятии ответственности за свое поведение.
Слайд 14
- Защитная — обеспечение относительной стабильности личности и её независимости. То есть независимость от внешних оценок других людей. Более того, научно доказано, что люди с адекватной самооценкой гораздо реже страдают от проблем с психикой.
Слайд 15
- Развивающая — стимулирует личность к развитию и совершенствованию. Если мы говорим об адекватной самооценке, то человек понимает, как свои достоинства и недостатки, и в таком случае он понимает в каких областях он еще слаб и где может развивать себя.
Слайд 16
- Отражающая (или сигнальная) — отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий. Эта функция позволяет человеку действовать в связи с моралью и нравственностью, так и замечать, когда эти границы нарушены.
Слайд 17
- Эмоциональная — позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками. Чувствовать эмоциональный комфорт и спокойствие.
Слайд 18
- Адаптационная — помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру. Создавать, сохранять или разрывать социальные отношения в зависимости от отношения других людей к человеку. То есть, если человек оценивает себя адекватно, то он не допустит пренебрежительного и унизительного отношения со стороны своего ближайшего окружения и будет стремиться искать такие отношения, с людьми, которые будут соответствовать его самооценке.
Слайд 19
- Мотивирующая — побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости).
Слайд 20
И еще четыре функции которые активизируются во время выполнения какой-то деятельности:
- Прогностическая — регулирует активность человека в начале выполнения деятельности. Человек объективно осознает, что он может сделать, а где его знаний, умений и навыков недостаточно.
- Корригирующая — обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности.
- Ретроспективная — обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе её выполнения.
- Терминальная — заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой.
Слайд 21.
Таким образом, получается, что адекватная самооценка просто НЕОБХОДИМА нам в современном мире. Все именно так. Тогда каким образом можно повышать самооценку?
Слайд 22
Исключите из своего окружения токсичных людей, которые завидуют, постоянно всех обсуждают, манипулируют, критикуют, обвиняют вас и сравнивают с другими. Такие люди будут сдерживать ваше развитие словно якорь.
Слайд 23.
Перестаньте себя обвинять, излишне критиковать и сравнивать с другими. Так вы становитесь своей главной помехой к нормальной самооценке. Не забывайте, что все могут ошибаться и вы в том числе. Никто не идеален.
Слайд 24.
Достижение даже небольшого прогресса в новом для вас деле скорее всего повысит вашу самооценку.
Слайд 25.
Самооценка постоянно меняется. Именно поэтому, самым простым средством повышения самооценки является самоутверждение за чужой счет. Это происходит, когда люди снижают кому-то самооценку и тем самым повышают ее себе. Когда над кем-то специально издеваются или кого-то обсуждают в негативном ключе. Именно поэтому различные передачи по типу дома 2, пусть говорят, что было дальше, беременна в 16 и прочее популярны. Людям это заходит потому что они видят унижение кого-то, потому что они видят кого-то кто хуже и это повышает самооценку. Зная этот факт, вы можете быть более устойчивы к негативу со стороны других людей, они так делают просто потому что у них низкая самооценка и они пытаются отобрать ее у вас. Просто не позволяйте этого делать.
Действительно так можно повышать самооценку, но это не очень эффективно и не очень честно. Есть гораздо более удачные средства.
Слайд 26.
Социально полезная деятельность, помощь другим людям, добрые дела, благотворительность и поддержка – это все помогает повысить собственную самооценку.
Слайд 27.
Наиболее полезным и эффективным средством повышения самооценки является постановка и достижение целей. Это может быть связано с учебой, спортом, творчеством или чем угодно. Самое главное это наметить то чего ты хочешь достигнуть, разбить это на маленькие задачи. И получать удовольствие от самого процесса достижение, от каждого шага, тем самым постепенно повышая себе самооценку. Здесь очень важно ставить перед собой адекватные и достижимые цели. Если вы будете ставить перед собой такие цели, которых невозможно добиться, то это будет наоборот снижать вашу самооценку.
Слайд 28.
Именно глубокое осознание и принятие своих качеств позволяет сформировать адекватную самооценку, которая будет помогать вам в дальнейшей жизни. Но как это сделать?
Слайд 29.
И мы подходим к финальной и, наверное, самой главной части нашего классного часа. Для того чтобы ваша самооценка была адекватной и была для вас помощником, необходимо глубоко понимать какой вы человек. Нашу самооценку и представление о самом себе можно условно разделить на 5 категорий. Это интеллект, красота, характер, достижения и фишки. Если какой-то из этих компонентов оценивается очень плохо, то это может мешать нормальному восприятию других качеств человека.
А теперь давайте попробуем подобрать качества на каждый элемент
Интеллект - образный, творческий, аналитический, чувство юмора, культура, внимание, память, речь
Красота – глаза, ноги, волосы, рост – все части тела.
Характер
Достижения
Фишки
Слайд 30.
И я хочу попросить вас выполнить домашнее задание. Нарисуйте дома такую же звезду и подберите по 10 положительных качеств на каждую категорию. Фишек слишком много не бывает, поэтому их можно выбрать 3-4.