Методическая копилка
Учитель географии: Новикова Е. Н. первая категория
ОТКРЫТЫЙ УРОК: Урал – каменный пояс Русской земли
8 класс
Цель: познакомить с особенностями географического положения Урала; рассказать об истории освоения Урала; совершенствовать навыки работы с контурными и тематическими картами.
Оборудование: мультимедийное оборудование, видео фрагмент об Урале, презентация, настенная карта “ Физическая карта России ”, учебник И.И. Бариновой «География России. Природа" 8 класс (М.: Дрофа, 2016г.), географические атласы для 8-го класса, контурные карты, карточки с заданиями, лист самооценки.
1.Органииизационный момент .
2. Актуализация знаний.
Просмотр видео фрагмента об Уральских горах.
...Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром в копях камень изумрудный
Зеленым глазом смотрит в темноту.
С. Щипачев
Эти строки поэт написал об Уральских горах. Сегодня мы познакомимся с географическим положением Урала.
3. Работа по теме урока
Решаемые проблемы
Каковы особенности географического положения Урала? Какова история освоения Урала?
- сформулируйте тему урока
Тема урока: "Особенности географического положения Урала. история освоения"
План урока
1. Географическое положение Урала
2.Высочайшие вершины Урала
3. Работа с картами и атласом
4.История освоения Урала
Учитель:
- Ребята, что вы знаете об Урале?
(Горная страна, протяженность 2000 км, граница между Европой и Азией)
Представление информации
Никакие другие горы России не имеют столько названий. Древние греки называли их Рифейскими, Гиперборейскими горами, арабы – Мургаром. Сами обитатели гор (местные жители) именовали их Каменный пояс земли русской", “Камнем” и “Земным поясом”. “Ур” по-мансийски, а “урэ” по-эвенкийски означает “гора”, по-тюркски “пояс” (ученики записывают в тетради).
Название “Урал” появляется только в XVIII в. в работах выдающегося государственного деятеля, историка, географа Василия Никитича Татищева и вытесняет все прежние названия.
Задание 1.
Определяем географическое положение Уральских гор.
Для этого вспомним план определения географического положения (Работа учащихся с атласами и настенной картой)
- На каком материке расположены Уральские горы, в какой ее части?
- В каком направлении вытянуты Уральские горы? (С севера на юг. От побережья Северного Ледовитого океана За полярным кругом до почти 50 с.ш);
- Определите, на сколько километров протянулись горы. ( 70 с.ш. -52 с.ш = 18.111 км.х18 =1998 км. - около 2000 км);
- Какова протяженность гор? (приблизительно 2000 км.);
- Как может повлиять на природу Урала его вытянутость на 2000 км. с севера на юг.? (разнообразие климата , природных зон).
- Какие имеются географические объекты на севере, юге, западе и востоке от Уральских гор?
( с запада к Уралу проходит Русская равнина, с востока - Западно- Сибирская низменность, с севера - Карское море, на юге граница с Казахстаном.) После выполнения задания дается слово обучающемуся для проверки работы.
В.Н.Татищев в 1736 г. предложил считать Уральские горы границей между Европой и Азией. Теперь эту границу проводят по подножию восточного склона Уральских гор.
Урал, который имеет длину 2000км, не только гора, а целая горная страна, горный пояс.
Пояснение учителя:
Уральские горы встают грядами средневысоких хребтов и кряжей, одетых тайгой. Лишь несколько вершин достигают высоты более 1500 м. над уровнем моря. (г. Ямантау 1640м., Канжаковский камень 1569 м., г. Тэльпозис 1617 м.) самая высокая вершина г. Народная (1895) .
Горный рельеф связан с тем, что в основании гор лежит древняя палеозойская складчатость. Урал был образован в древнем палеозое – в герцинском периоде, а в мезозое почти полностью был разрушен. В неогене – четвертичное время территория Урала была разбита на отдельные блоки, которые были подняты на разную высоту. Так горы возрождались и стали складчато-глыбовыми. Потом опять началось выветривание и разрушение гор. В результате этого Уральские горы имеют плоские или округлые вершины, покрытые каменными россыпями-курумами (курум - каменные реки). Над россыпями иногда возвышаются скалистые останцы причудливых очертаний.
По особенностям рельефа, климата, природным условиям Урал делится на части.
Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный. Некоторые географы выделяют Пай-хой
Задание 2. Определите по карте самую высокую часть Урала (Приполярный Урал), самую низкую часть Урала (Средний Урал), самую широкую часть Урала ( Южный Урал), самую узкую часть Урала (Полярный Урал).
Задание 3 . Проанализируйте схему. рис.105 стр.182 учебника и опешите Уральские горы.
(примерный ответ Урал на мелкомасштабной карте обозначается, как единый горный хребет, но это далеко не так. Урал - это обширная средневысотная горная система, состоящая из множества горных хребтов, которые вытянуты с севера на юг параллельно друг другу.
Хребты разделены долинами на отдельные массивы. Только один хребет образует длинную цепь – это Водораздельный хребет, разделяющий речные системы Печоры и Волги равнине и Оби на Западно-Сибирской равнине)
Задание 4. Найдите по карте соответствие между частями Урала, самой высокой вершиной и высотой гор. Проверка выполнения задания.
Части Урала | Вершина | Высота |
Полярный Урал | Пайер | 1472м |
Приполярный Урал | г.Народная | 1895м |
Северный Урал | г.Тэлпозиз | 1617м |
Средний Урал | г.Юрма | 1002м |
Южный Урал | г.Ямантау | 1638м |
Задание 5. Прочитайте текст "История освоения Урала" на 183,184 учебника и ответьте на вопросы.
- Назовите древних обитателей Урала (Башкиры, удмурты, коми, ханты, манси, татары);
- Кто, когда и где построил первые солеварни? (Купцы Калинниковы в15 в. построили первые солеварни в селении Соль - Камское);
- Как называется город. построенный позднее на месте этого поселения? (Соликамск)
- Когда количество русских переселенцев сильно увеличилось? ( В середине 16 в..после завоевания Казанского ханства);
- Что начали добывать в 17 веке ? (Добывать железную руду и выплавлять железо);
-Что произошло в 18 в.? (Началось развитие горнозаводской промышленности.);
- Кто обосновал необходимость строительства крупного промышленного центра на Урале? (В. Н. Татищев.);
- Как называется этот город? (Екатеринбург).
19 век - век геологических исследований Урала А.П. Карпинским, И.В. Мушкетовым, Е.С. Федоровым. Изучал, совершенствовал знания об Урале и Д.И. Менделеев.
4. Закрепление материала
Рефлексия
-Ребята! Мы сегодня узнали об Уральских горах. Подводя итоги нашему уроку давайте проверим как же мы с вами усвоили этот материал? Вам нужно ответить на тест.
Отметьте пункты справедливые для Уральских гор и гор Кавказа:
1. Средняя высота гор от 500-800 м.
2. Горы находятся между двумя морями.
3. Горы разделяют материк на две части света.
4. У гор сглажены вершины.
5. Крупные склоны, остроконечные вершины.
6. В основании гор – герцинская складчатость
7. Горные хребты вытянуты в меридиальном направлении.
8. Высшая вершина имеет высоту 1895м.
9. Высшая вершина гор – потухший вулкан.
10. Горы складчатые.
11.Горы складчато-глыбовые.
12.В основании гор – кайнозойская складчатость
УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 11 КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ 2, 5, 9, 10, 12
Проверка выполнения задания.
1) Оцените свою работу в листе самооценки (без озвучивания в классе, для учителя)
2) Выставление оценок.
Домашнее задание:
1. Прочитать § 36, ответить на вопросы1-3 на с.184;
2. В к.к отметить города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Воркута, Нижний Тагил, Ижевск.
3. Подготовить сообщение на тему "Геологическое строение и полезные ископаемые Урала"
Лист заданий для учащихся.
«Урал-каменный пояс Русской земли»
Задание 1. Определяем географическое положение Уральских гор (работа с атласом 8 кл. и настенной картой)
1. На каком материке расположены Уральские горы, в какой ее части?
_____________________________________________________________________________
2. В каком направлении вытянуты Уральские горы?
_____________________________________________________________________________
3. Определите, на сколько километров протянулись горы?
_____________________________________________________________________________
4. Какова протяженность гор?
____________________________________________________________________________
5. Как может повлиять на природу Урала его вытянутость на 2000 км. с севера на юг.?
_____________________________________________________________________________
6. Какие имеются географические объекты на севере, юге, западе и востоке от Уральских гор?
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Отметьте на контурной карте элементы ГП Урала
Задание 2. Определите по карте части Урала
самую высокую часть Урала ____________________________________________________
самую низкую часть Урала ______________________________________________________
самую широкую часть Урала ____________________________________________________
самую узкую часть Урала ______________________________________________________
Задание 3 . Проанализируйте схему. рис.105 стр.182 учебника и опешите Уральские горы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: Найдите по рис.105 на стр.182 в учебнике соответствие между частями Урала, самой высокой вершиной этой части и высотой гор. Найдите их на карте атласа (стр. 42-43).
Части Урала | Вершина | Высота, м |
Полярный Урал | г.Пайер | |
Приполярный Урал | | |
Северный Урал | г.Тэлпозиз | |
Средний Урал | | 1002 м |
Южный Урал | | 1638 м |
Задание 5. Прочитайте текст "История освоения Урала" на 183,184 учебника и ответьте на вопросы.
Назовите древних обитателей Урала_____________________________________________
Кто, когда и где построил первые солеварни? _____________________________________
Как называется город. построенный позднее на месте этого поселения?
_____________________________________________________________________________
Когда количество русских переселенцев сильно увеличилось?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что начали добывать в 17 веке ?
_____________________________________________________________________________Что произошло в 18 в.?
Кто обосновал необходимость строительства крупного промышленного центра на Урале?
_____________________________________________________________________________
Как называется этот город?
____________________________________________________________________________
Проверочный тест
Отметьте пункты справедливые для Уральских гор и гор Кавказа:
1. Средняя высота гор от 500-800 м.
2. Горы находятся между двумя морями.
3. Горы разделяют материк на две части света.
4. У гор сглажены вершины.
5. Крупные склоны, остроконечные вершины.
6. В основании гор – герцинская складчатость
7. Горные хребты вытянуты в меридиальном направлении.
8. Высшая вершина имеет высоту 1895м.
9. Высшая вершина гор – потухший вулкан.
10. Горы складчатые.
11.Горы складчато-глыбовые.
12.В основании гор – кайнозойская складчатость
УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ _______________
КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ ______________
Лист самооценки
Тематический блок | Справился с заданием | Испытывал трудности при выполнении задания | Не справился с заданием |
-
ГП Урала | | | |
-
Части Урала | | | |
-
Проанализируйте схему и опешите Уральские горы. | | | |
-
Найдите соответствие между частями Урала, самой высокой вершиной этой части и высотой гор | | | |
-
История освоение Урала | | | |
-
Проверочный тест | | | |
Закончите одно из предложенных предложений:
Я узнал...
Я научился...
Меня заинтересовало...
Мне помогла взаимопроверка...