МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА 8.3.1
Раздел II. Индия и Великобритания в XVIII веке
Тема урока: Как англичане из торговцев превратились в правителей Индии?
Цели обучения:
7.2.2.1 - использовать произведения искусства для интерпретации исторических событий;
7.1.1.3 - определять особенности социальной структуры стран Азии (Китай, Индия, Япония) в период колониальной экспансии европейских держав;
7.4.1.4 - объяснять развитие товарно-денежных отношений, используя понятия «экспорт», «импорт», «экспансия», «колонизация», «фактория».
Исторический концепт: изменение и преемственность
Взаимосвязь компонентов урока:
1) В начале урока проводится организационный момент: приветствие учащихся и проверка готовности к уроку. Важно убедиться в благоприятном психологическом настрое учащихся на работу.
2) С целью мотивации к изучению темы, проводится методика “ПСМ” – первоначальный стимулирующий материал. Продемонстрируйте учащимся цитату Р. Киплинга: «Однажды, двести лет назад, пришел купец, послушный, жалкий, и робкая его нога боялась сделать лишний шаг, пока торговля не выросла в империю…».
Предложите обсудить данную цитату, отвечая на следующие вопросы:
- Какими были первоначальные цели английских купцов?
- Почему первые шаги англичан были «робкими», нерешительными?
- Что означают слова Киплинга «… пока торговля не выросла в империю»?
3. Объясните учащимся, что в рамках раздела «Индия и Великобритания в XVIII в.» будет изучаться в течение двух уроков одна тема: Как англичане из торговцев превратились в правителей Индии? Сообщите учащимся тему урока, познакомьте их с целями обучения, историческим концептом и критериями оценивания. Учащиеся записывают тему урока. Нужно убедиться, что учащиеся поняли цели обечения.
5. Целью обучения является выявление особенностей социальной структуры азиатских государств во время колониальной экспансии европейских держав (Индия, Япония). Основываясь на цели обучения и темы урока необходимо сформировать маршрут исследования. Маршрут исследования для двух уроков:
Определить уровень развития Индии в XVIII в.;
Определить цели англичан в Индии в XVIII в.;
Определить факторы, способствовавшие колонизации Индии Великобританией.
6. Для достижения цели урока: 7.4.1.4 - объяснять развитие товарно-денежных отношений, используя понятия «экспорт», «импорт», «экспансия», «колонизация», «фактория», необходимо провести работу с терминами. Для этого предоставьте учащимся слайд с определением новых терминов и попросите изобразить смысл этих терминов графически по выбору учащихся. Поощряйте учащихся проявить креативность и отразить смысл термина. По завершении работы учащиеся презентуют свои работы, обосновывая содержание своей работы. Используя дескриптор «учащийся верно представил смысл термина», учащиеся проводят взаимную оценку работ. Эта работа способствует не только глубокому осмысливанию учащимися смысла терминов, но и развивает творческое воображение учащихся и критическое мышление.
7. На первом уроке главное внимание будет уделено изучению уровня развития Индии в начале нового времени, а также причины интереса европейских купцов к ней. В качестве объекта исследования используйте произведения искусства: мавзолей Тадж-Махал, ювелирные украшения могольских императоров. Работа в группах. Покажите учащимся фотографии мавзолея Тадж-Махал и, если есть возможность, проведите виртуальный тур по Тадж-Махал. Напомните историю Могольской империи, используя ленту времени проследив хронологию правителей империи от Акбара до Шаха Джахана. Предложите ответить на вопросы: Что это за сооружение? В каких целях оно было построено? Какую информацию об империи моголов может дать нам этот архитектурный памятник?
Учащиеся могут сказать, что данный шедевр был возведен в честь любимой жены шаха Мумтаз Махал, которая умерла при родах своего 14-го ребенка. Это сооружение выполнено в форме мусульманского погребального сооружения – мавзолея, но в процессе его сооружения и украшения были использованы элементы декоративного искусства персов, арабов, индийцев, тюрков и монголов. В этом заключается одна из уникальных этого произведения архитектурного и изобразительного искусства.
8. Работа в парах. Предложите учащимся в парах составить мини-план строительства \того мавзолея:
- определить специальности рабочих, которые будут необходимы для строительства;
- определить навыки, которыми должны обладать строители;
- перечислить материалы, необходимые для строительства.
Дескрипторы к заданию:
- учащийся правильно называет не менее 3-х строительных материалов;
- учащийся правильно называет не менее 3-х видов ремесел;
- учащийся делает вывод об уровне развития ремесел и об отсутствии промышленности в Индии в рассматриваемый период.
Обсудите с учащимися, какую еще информацию можно извлечь, исследуя мавзолей? Что могло привлечь европейских торговцев в Индию, если бы они увидели мавзолей Тадж-Махал?
Учащиеся заполняют первую часть схемы «Уровень развития промышленности Индии в XVIII в.» (Приложение 1).
9. Покажите учащимся изображения винного кубка Шаха Джахана и ювелирных украшений других могольских императоров. Обсудите с учащимися, какие ремесленные навыки были использованы при их изготовлении; какими навыками обладали индийские ремесленники, предложите парам записать на доске перечень наименований ремесел или навыков, не повторяясь. По окончании данной работы, на основании сделанных записей, предложите сделать учащимся вывод об уровне развития промышленности в Индии и записать согласованный аргументированный вывод.
Затем задайте вопрос и выслушайте мнения учащихся: представьте, что вы – европейские купцы и вы увидели эти изделия. Ваша реакция? Причины такой реакции?
Дескрипторы к заданию:
- учащийся правильно называет не менее 3-х ремесел;
- учащийся делает вывод об уровне развития ремесел;
- учащийся определяет не менее 2-х целей европейских торговцев в Индии.
Обсудите итоги деятельности. Заполните вторую часть схемы «Уровень развития промышленности Индии в XVIII в.» (Приложение 1).
10. Ролевая игра. Предложите учащимся провести ролевую игру: один учащийся пары, который выступает в роли европейского купца, предлагает второму ученику индийский текстиль. Им необходимо указать все достоинства этого товара, исходя из данных изображений. «Покупатели» делают вывод об уровне развития промышленности в Индии.
Дескрипторы к заданию:
- учащийся правильно называет не менее 2-х критериев оценки текстильного изделия;
- учащийся делает вывод об уровне развития индийских ремесел и об отсутствии промышленности в Индии в рассматриваемый период.
Обсудите итоги проведенной работы. Затем предложите учащимся заполнить третью часть схемы «Уровень развития промышленности Индии в XVIII в.» (Приложение 1)
11. Работа в парах. Предложите учащимся объяснить, используя схемы, уровень развития промышленности в Индии. Проведите обсуждение и попросите учащихся высказать свои предположения о высоком уровне развития ремесел в Индии и об отсутствии машинного производства, фабрик и заводов, а также о целях европейских, в частности, английских купцов в Индии.
Предложите сделать вывод о различиях в социальной структуре Англии и Индии.
12. Индивидуальная работа.
Предложите учащимся проанализировать карту распространения европейского влияния в Индии.
Учащиеся, используя термины «экспорт», «импорт», «расширение», «колонизация» и «фактор», готовят отчет по данному процессу.
По завершении данной деятельности провести взаимооценивание по качеству использования терминов по образцу, представленному на слайде.
Дескриптор к заданию:
- учащийся правильно использовал не менее 4-х новых терминов.
13. Рефлексия: исполуйте методику «Большой палец». По команде учителя учащиеся поднимают свой большой палец: если все понятно по теме урока – палец вверх, если остались отдельные вопросы – палец в сторону, если много вопросов и тема непонятна – большой палец вниз. Исходя из ответов учащихся, подведите общий итог работы и наметьте планы индивидуальных занятий с отдельными учащимися.
13. Домашнее задание: Предложите учащимся написать три аргумента в пользу ведения торговли Великобритании с Индией в XVIII в.
Дифференциация
При обсуждении цитаты Р. Киплинга, отдельные учащиеся могут прокомментировать свои мысли. Дифференциация в понимании основана на способности учащихся понять уровень развития ремесленного производства и общий экономический уровень развития Индии в рассматриваемый период.
Дополнительный теоретический материал к уроку
Текст: «Индия под властью Ост-Индской компании».
Использование ресурсов Индии приносило Ост-Индской компании огромные доходы. Руководители компании обогащались, захватывая дворцы индийских раджей. Только за первые три года после подчинения Бенгалии доходы компании в виде драгоценностей и денег составили сумму в 38 млн. фунтов стерлингов.
Сокровища Индии вывозились в Англию. Они стали важным условием для начала промышленной революции и формирования нового социального класса - английской промышленной буржуазии.
Надежной опорой англичан в Индии стали компрадоры – купцы-перекупщики, которые были посредниками между индийскими производителями и европейскими торговцами. Перекупщики оказались в экономически выгодном положении. Они не задумывались о последствиях своих действий для индийской экономики в целом.
Англичане умело использовали метод «разделяй и властвуй». Они вмешивались в распри местных правителей, намеренно сталкивали их между собой. Представители компании подкупали одних раджей и расправлялись с другими, выступали в роли миротворцев и союзников в феодальных междоусобицах. Все это приносило компании новые территории и доходы.
Население попавших под власть компании территорий подвергалось жестокой эксплуатации. Был увеличен налог с крестьян на землю, введен налог на соль. Привычными явлениями стали нищета и голод среди местного населения.
Повсеместно разорялись родовитые индийские феодалы. Они более не могли содержать армии и многочисленную свиту. Вековой размеренный уклад жизни рушился. Стали нищими ремесленники и крестьяне, обслуживавшие феодальную аристократию. Примером подобной ситуации является город Дакка в Бенгалии, который славился ранее изготовлением изысканных тканей для знати.
Ремесленники потеряли свободу в распоряжении результатами своего труда. Они теперь должны были продавать свои изделия только перекупщикам компании. В конце XVIII в. в Бенгалии частыми были смертельные случаи среди ткачей в результате побоев за нарушения требований компании. За несвоевременное выполнение заказов индийских ткачей запирали в крепостях без еды и воды.
Все эти действия европейцев привели к разорению древней ремесленной традиции в стране. Сокращалось изготовление известных своим качеством и красотой индийских тканей. С начала XIX в. прекратился вывоз индийского текстиля в Европу. Вместо этого стали вывозить огромными партиями хлопковую пряжу - сырье для европейских ткацких фабрик. Многие ремесленники бросали свое родовое занятие и становились крестьянами.
В деревнях представители Ост-Индской компании заставляли крестьян разводить только те культуры, которые приносили быстрый и крупный доход. Повсюду распространились плантации чая, хлопка, кофе и опиумного мака. Индийских крестьян насильно заставляли разводить сырье для опиума. Опиум вывозился контрабандой в Китай, принося компании колоссальные доходы. В результате такого хозяйствования сокращалось разведение продовольственных культур. Распространялся массовый голод в деревне и в городах. В одной только Бенгалии от голода погибла половина населения – около 10 млн. человек.
Хозяйство этой богатейшей части Индии было разорено. Здесь полностью прекратилось разведение шелковичных червей, изготовление селитры и соли. Индийским ремесленникам и крестьянам приходилось осваивать новые виды работы: строить железные дороги, промышленные предприятия и корабли на верфях Калькутты.