Тема урока: «Художник в цирке»
Урок ИЗО в 3 классе.
Разработан на основе авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»)
Это первый урок третьей главы «Художник и зрелище» учебника, которая по задумке авторов посвящена знакомству с творчеством художника, участвующего в создании зрелищ.
Дата: 11.01.2024
Тип урока:
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель1:
Способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности гражданина России.
Знакомство с творчеством художника, участвующего в создании зрелищ – он создает картину зрелища в целом, объединяя искусство слова, движения, музыки в целостный образ («красками» как бы становятся все элементы сценического действия: задник, занавес, предметы сцены и даже актер), познакомить обучающихся со слагаемыми синтетического искусства (цирк, театр, кино, телевидение).
Задачи:
Образовательная:
способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости;
способствовать формированию художественно-творческой активности личности, привычки к творчеству;
способствовать помимо формирования художественных знаний, умений и навыков, овладение новой терминологией (декорации, кулисы, задний и передний план, афиша и пр.);
расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессиях артистов цирка; раскрыть роль художника в создании зрелищных представлений, формировать представление об эмоциональном значении цвета.
Развивающая:
способствовать формированию личности каждого обучающегося на основе общего дела, способствовать, развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни, развитию эстетического отношения к жизни, интереса к цирковому искусству, развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета;
развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;
развивать практические навыки работы с художественными материалами
Воспитательная:
воспитывать взаимодействие, взаимозависимость и взаимную поддержку на основе общего дела;
воспитывать уважение к труду цирковых артистов.
1.Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование, ПК, экран, мультимедийная презентация «Художник в цирке», печатные памятки на доску, магниты, жетоны с отметками.
2. Оборудование для учащихся: альбом, краски гуашь, карандаш, ластик, фломастеры, палитра, кисти.
Ход урока:
-
Организационный этап.
- Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку изобразительного искусства?
Слайд 1
| Проверь готовность к уроку! К уроку мы приготовили: альбом, краски, палитру, баночку с водой, кисти, простой карандаш, ластик, фломастеры |
-
Мотивационно-целевой этап
Создание эмоционального настроя детей на тему урока.
- А теперь займите свои места, в зале гаснет свет, и мы начинаем!
(Звук театрального звонка).
Слайд 2 Оркестр играет музыку
| Военный марш «Марш гладиаторов», написанный чешским композитором Юлиусом Фучиком 17 октября 1897 года. . |
- Чем знаменита эта мелодия? Где чаще всего звучит эта музыка? Где же мы с вами оказались? Вы уже догадались? Точный ответ мы получим, отгадав загадку!
Слайд 3
| -
Все глядят на середину В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул Из кармана своего. Там под купол танцовщица Улетела, как синица. Там собачки танцевали… Вы, конечно, там бывали. (Цирк) |
- Чтобы узнать значение слова «цирк», мы посмотрим в толковый словарь.
Слайд 4
| ЦИРК [латин. circus, круг]. 1. Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной, где происходят представления гимнастические, акробатические, клоунские и с участием дрессированных животных. 2. Совокупность зрелищных жанров, демонстрируемых на арене. |
- Все любят цирк! Сегодня мы, художники, оказались в цирке.
Слайд 5
| Как появился цирк? Историческая справка |
- Давайте определим цель нашего пребывания в цирке. Как провести наш урок интересно и с пользой? Какую работу выполняет художник в цирке? Внимательно посмотрим цирковое представление и определим к чему же здесь приложили руки Художники.
Слайд 6
| Какую работу выполняет художник в цирке? |
Ответы детей
-
Рисует афиши, чтобы люди знали, когда и где будут проходить представления
-
Оформляет декорации зала, арены (ковер, занавес, место оркестра, предметы, с которыми выступают артисты)
-
Придумывает костюмы для артистов
-
Определяет, как будут работать световые установки
- Обратимся к толковому словарю цирковых терминов и узнаем, как называются предметы, над которыми потрудились художники.
Слайд 7
| Словарь цирковых терминов |
— Какая ткань лучше подойдет для занавеса цирка? (Плотная, потому что за занавесом во время выступлений, стоят, ожидая своего выхода, другие артисты.)
- Отличается ли костюм гимнаста от костюма клоуна?
- Как вы по костюму узнаете, кто перед вами - фокусник или наездница на коне?
- Какой реквизит нужен жонглеру?
- Какой реквизит нужен канатоходцу?
- Какое освещение нужно гимнасту под куполом цирка?
- Как с помощью освещения сделать цирковой номер нескучным?
- У художника в цирке очень много работы. Чтобы успеть выполнить работу в срок всегда определяют цель (результат), к которому стремимся и план работы (этапы).
Слайд 8
| Тема урока: «Художник в цирке» Цель: Знакомство с творчеством художника, участвующего в создании цирковых зрелищ. Составление плана работы: 1) Выбрать артиста определённого жанра. 2) Создать фон своей работы (освещенность) 3)Изобразить фигуру артиста в движении. 4) Одеть фигуру в яркий костюм. |
3. Проектировочный этап
- У каждого из вас есть свой любимый жанр циркового искусства. Вам предстоит сейчас определить номер какого артиста вы будете оформлять как художник. Приготовьте свои инструменты и материалы для работы.
- Как расположить альбомный лист, если мы будем рисовать жонглера или воздушного гимнаста? (Вертикально, чтобы показать высоту)
- А если мы будем изображать дрессировщика или клоуна, работающих в манеже? (Горизонтально)
- Теперь нам предстоит создать фон для своих произведений. Он будет обозначать освещение и создавать эмоциональное настроение.
- Давайте воспользуемся советами по работе с гуашью от настоящих художников.
Слайд 9
| Работа над фоном (цвет и свет) видеоурок . |
- Хочу показать вам примеры фонов, которые предложены для учеников 3 класса в рабочей тетради на печатной основе по изобразительному искусству.
Слайд 10
| Примеры фонов Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.; под редакцией Б.М. Неменского. . — М.: Просвещение, 2019. |
- Почему искусство цирка создает хорошее настроение? Возможно, это происходит потому, что в цирке нет скуки, в каждом номере там присутствует движение. Двигаются гимнасты и наездники, дрессированные звери и жонглеры. Цирк — подвижное искусство.
Слайд 11
| Физкультминутка |
4. Деятельностный этап
- Мы приступаем к третьему, намеченному нами этапу работы (3. Изобразить фигуру артиста в движении).
.- Теперь, когда наш фон уже подсох, мы можем приступить прорисовке фигуры артиста в движении. Сделайте это сначала простым карандашом в тонких линиях. Напомню, что сложные геометрические формы тел мы можем сложить из простых фигур (Треугольники, прямоугольники, круги, линии и т. п). А задавать ритм нашей работе и создавать веселое настроение нам будут стихотворение «Цирк», которое сочинил поэт Самуил Яковлевич Маршак и песня «Цирк, цирк, цирк» в исполнении клоуна Олега Попова
Слайд 12
| Рисунок человека в движении Послушайте стихотворение «Цирк», которое сочинил поэт Самуил Яковлевич Маршак. |
Самостоятельная творческая работа обучающихся
- А теперь создадим костюмы нашим артистам.
- Какая кисточка понадобится для прорисовки крупных деталей? (Широкая.)
- Какие цвета обычно являются самыми главными в цирке? (Яркие, насыщенные, блестящие.)
— Какая кисточка вам понадобится для прорисовки мелких деталей? (Тонкая.)
- Набирайте краску только на ее кончик, чтобы мелкие детали вышли аккуратными.
Контуры объектов можно выделить фломастерами.
Слайд 13
| Клип на песню Олега Попова «Цирк» (примеры фигур цирковых артистов в движении и костюмов) |
5. Контрольно-оценочный этап
- Как называется выход цирковых артистов в конце представления?
| Парад-алле - это торжественный выход на арену всех участников циркового представления, а также вообще торжественное шествие (спортсменов, конкурсантов, артистов и т. п.) |
- Устроим выставку ваших работ в стиле «Парад-алле»!
- Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием. (Раздать жетоны с оценками и выставить их в дневник на перемене).
- Вам понравилось изображать в своих работах цирк?
- Какие профессии цирка вы запомнили?
- Кто такие жонглеры?
- Чем занимается художник в цирке?
-
Рефлексивный этап
- Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием,
кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».
| Урок окончен! Молодцы!!! |
7. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
- На следующем уроке художники отправятся в театр. Там тоже очень много интересной работы. Инструменты и материалы этого урока нам обязательно будут нужны и на следующем. А сейчас вы аккуратно сложите свои работы в ваши папки и приведите в порядок рабочие места
Источники информации
-
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2019. — 240 с.
-
Изобразительное искусство: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и другие; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2021
-
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.; под редакцией Б.М. Неменского. . — М.: Просвещение, 2019.
4. Загадки о цирке и его артистах для детей с ответами
https://po-ymy.ru/zagadki-pro-cirk-i-pro-rabotnikov-cirka-dlya-detej.html
5. КАК ПОЯВИЛСЯ ЦИРК https://www.youtube.com/watch?v=3_kQghhEmfo&t=8s
6. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
7. ЦИРК. ПАРАД АЛЛЕ – YouTube https://www.youtube.com/watch?v=4kd9U_BmQYk&t=30s
8. Онлайн-урок рисования гуашью для начинающих. Подготовка фона для картины – YouTube https://www.youtube.com/watch?v=DZz3UWIp5Rg
9. Физкультминутка ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН – YouTube https://www.youtube.com/watch?v=sebmUmglRGE&t=2s
10. Детский рисунок человек в движении человек в движениях нарисовать для детей: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fsun9-80.userapi.com%2Fimpg%2FtPWdHu8cemYnlwOuK48z8aND2O81SWcyDd9d9Q%2Fqe1V4-wrao8.jpg%3Fsize%3D700x525%26quality%3D95%26sign%3D520e89d01a7590d03f3c721def71b753%26c_uniq_tag%3DvXJyWjLNEApot-mXOTbAvUW2ySCqxCDBeNBYzwAA91o%26type%3Dalbum&lr=191&pos=2&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=цирковая%20афиша%20рисунок
https://prorisunki.ru/detskij-risunok-chelovek-v-dvizhenii-122684.html
11. Афиша цирка в детских рисунках и картинках. https://otkrit-ka.ru/4202-afisha-cirka-v-detskih-risunkah-i-kartinkah.html
12. Значение слова ЦИРК. Что такое ЦИРК? https://kartaslov.ru/значение-слова/цирк
13. Шаблоны для создания презентаций «Цирк». Часть 16 https://урок.рф/library/shabloni_dlya_sozdaniya_prezentatcij_tcirk_chast_16_025620.html
14. https://kalix.club/uploads/posts/2022-12/1671734555_kalix-club-p-fon-dlya-prezentatsii-tsirk-krasivo-10.jpg
1 Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2019. — 240 с.
Электронная тетрадь по математике 2...
Электронная тетрадь окружающий мир 2...
Русский язык 4 класс ФГОС
Детям об учёных
Электронная тетрадь по литературному...
Электронная тетрадь по математике 1...
Математика 1 класс
Математика 2 класс ФГОС
© 2024, Кучерова Ольга Геннадьевна 255 0
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы