СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: “Маски”

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: “Маски”»

Урок изобразительного искусства

Класс: 3-Б

Тема урока: “Маски

Тип урока: комбинированный

Цель урока. Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.

Задачи урока.

  • Обучающие: познакомить учеников с масками народов разных времен и народов; ознакомление с работой художника при создании масок.

  • Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с основными понятиями и терминологией зрелищных искусств; развитие творческих способностей при создании маски.

  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;

  • овладеют умением вести диалог, работать коллективно;

  • сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

  • сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Личностные:

  • сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;

  • продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Предметные:

  • познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;

  • познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Оборудование: картинки, краски, кисточки, баночка для воды.

ХОД УРОКА:


  1. Орг.момент.

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.

- Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы-внимательные, мы-старательные!

!!! Проверим готовность к уроку. У вас на парте все необходимые материалы и инструменты - белый лист бумаги, карандаш, кисти, краски, вода.

2. Обобщение пройденного материала.

- Ребята, в течение этого года мы знакомимся с ролью художника в жизни человека и общества.


- А где мы соприкасаемся с искусством?

Везде. В доме, на улицах города.


- Действительно. Искусство всюду, вокруг нас, его создают для нас художники.


- Скажите, а каким был бы мир, не будь в нем художника?

Скучным, серым, однообразным. Верно.


- И на прошлых уроках мы с вами узнали, что создаёт художник, чтобы наша жизнь стала ярче и интереснее. Так что же это?

Это зрелище.


- А мы с вами кто?

Зрители.


- Ребята, а где мы, как зрители, можем увидеть зрелище?

В цирке, в театре, на концерте, на праздниках, на площади.


Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.



На них были маски. (Ответы детей)

- С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому - что маска помогает скрыть лицо, помогает актеру перевоплощаться в любой образ.

- Со временем маска стала символом театра. Это маска комедии и маска трагедии.

- Итак, ребята, мы плавно подошли к теме сегодняшнего урока, сформулируйте, пожалуйста.

Театральные маски! (Ответы детей)



3. Сообщение темы, постановка цели.



- Действительно, тема сегодняшнего урока «Театральные маски».

- Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.


- Так, что же такое маска?

Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями.

- Традиция рядиться берет свое начало в глубокой древности, когда маска была принадлежностью культов, обрядов и ритуалов. Предназначалась маска в те времена для того, чтобы защитить человека от злых духов, отпугнуть их или задобрить. Ритуальные маски существовали у разных народов, были они и у русского народа. Но со временем люди стали использовать маску для перевоплощения, для игры.


- Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты.

- Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями.

- Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски этого карнавала – настоящие произведения искусства.

- Из карнавальных празднеств родилась итальянская комедия масок дель арте. Это были спектакли-импровизации, где актеры придумывали сюжеты буквально «на ходу». Но зато персонажи всегда были неизменны. Для этого актеры использовали маски. Представления дель арте проходили на площадях городов. Так зарождался народный итальянский театр.

- Но народный театр появился не только в Италии. Похожие театры существовали во многих европейских странах, и во многих странах Азии. К примеру, в Японии до сих пор существуют театры масок: Но, Кабуки и другие.

- А как вы думаете, был ли народный театр в нашей стране?

Да! (Ответы детей)

- Кто-нибудь из вас знает, как назывались актеры русского народного театра? Подскажу – они носили яркие костюмы, водили с собой дрессированных медведей.

Скоморохи.

- Да, и скоморохи для изображения разных персонажей использовали маски.

А знаете ли вы, когда еще у нас на Руси использовались маски? Может быть, это были какие-то праздники?

На Рождество, на масленицу. (Ответы детей)

- Конечно, ребята, во время этих праздников, особенно на рождественские Святки, люди надевали на себя специальные наряды и маски, открытые участки тела покрывали сажей, в руки брали разные шумовые инструменты. Такие люди назывались «ряжеными».



- И сегодня, в нашей стране, начиная с 1993 года, учреждена престижная награда «Золотая маска» за лучшие театральные роли.

Маски бывают: ритуальные, современные, театральная.

- И сегодня на уроке, мы с вами, ребята, поиграем. Каждый из вас попробует создать свой образ.

- Для нашего перевоплощения нам понадобится….

-Конечно же - маска.

Кем мы сейчас станем?

-Художниками!

4. Физминутка.

5. Практическая работа.

- Создать маску театрального героя, стараясь передать характерные черты и особенности.

- Для создания маски мы должны помнить, что персонажи бывают разные, с разным характером, с разным настроением.

Веселье, грусть, удивление, равнодушие, злость, испуг мы называем ЭМОЦИЯМИ! Вспомните, как меняется выражение лица в зависимости от эмоций? Меняется наклон бровей и глаз, изгиб рта. При выполнении задания помните об этом!

Сначала мы создадим основу маски – лицо.

(При выполнении задания напомнить про симметрию человеческого лица. )

Затем дополним маску волосами, локонами, возможно – шляпами. Можно нарисовать усы, бороду, при желании даже нарисовать веснушки.

(Дети выполняют задание, учитель помогает. В конце урока небольшая игра – дети представляются в образе маски-персонажа, затем мини-выставка, обсуждение работ)

6. Игра “Маска кто ты?”

(По окончании урока проводится игра “Маска, кто ты?” Выставка готовых работ учащихся)

Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски.

Выставка и обсуждение работ.

7. Рефлексия « закончи предложение»

  • «За этот урок я понял, что…».

  • «Мне понравилось…».

  • «Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

  • « Мне захотелось…»