Тема урока: Математическое моделирование
Тип урока: Изучение нового материала
Задачи урока:
Ввести понятия «модель задачи», «математическая модель», «вычислительный эксперимент»;
Рассмотреть этапы решения задач на компьютере;
Составить алгоритм решения задачи;
Провести вычислительный эксперимент
Цели урока:
Образовательные:
Вооружить учащихся знаниями основных понятий по теме;
Сформировать умение создавать математическую модель;
Научить проводить вычислительный эксперимент;
Закрепить навыки решения задач по данной теме
Развивающие:
Развить у учащихся познавательный интерес, творческие способности, логическое мышление, умения анализировать и делать выводы;
Расширить мировоззрение и кругозор учащихся
Воспитательные:
Сформировать у учащихся готовность к информационно – учебной деятельности;
Воспитать устойчивый интерес к изучению информатики
Средства обучения:
Технические:
Программные:
Раздаточный материал:
Комплект карточек с задачами
Комплект карточек с домашним заданием
Мотивация учащихся:
Вспомните себя в детстве. Как вы познавали мир?
С помощью игрушек дети воспринимают окружающий мир. Свою игрушечную машинку ребенок сравнивает с машиной взрослого человека.
Чем является его машинка? (Моделью)
В школе ученики часто используют различные модели на разных уроках. Это скелет человека – на уроке биологии, глобус планеты Земля – на уроке географии и т.д. Оглянитесь вокруг, вспомните, представьте – различные модели, их виды окружают нас повсюду.
Получается, что модели с нами в течение всей нашей жизни.
Сегодня мы познакомимся еще одним видом моделей - математическими моделями.
План урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Объяснение нового материала
Закрепление полученных знаний
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель объявляет тему и цели урока. На экране представлена презентация урока.
II. Актуализация опорных знаний
Тестирование
1. Модель – это …
а) визуальный объект;
б) свойство процесса или явления;
в) упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении;
г) материальный объект
2. Моделирование, при котором реальному объекту ставится в соответствие его увеличенная или уменьшенная копия, называется …
а) идеальным;
б) формальным;
в) материальным;
г) математическим
3. Моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформированной на языке математики, называется …
а) арифметическим;
б) аналоговым;
в) математическим;
г) знаковым
4. Моделирование, основанное на мысленной аналогии, называется …
а) мысленным;
б) идеальным;
в) знаковым;
г) физическим
5. Какая из моделей не является знаковой?
а) схема;
б) музыкальная тема;
в) график;
г) рисунок
6. Детская игрушка – это …
а) знаковая модель;
б) вербальная модель;
в) материальная модель;
г) компьютерная модель
7. Динамическая модель – это …
а) одномоментный срез объекта;
б) изменение объекта во времени;
в) интегральная схема;
г) детская игрушка
8. Компьютерная модель – это …
а) информационная модель, выраженная специальными знаками;
б) комбинация нулей и единиц;
в) модель, реализованная средствами программной среды;
г) физическая модель
9. Вербальная модель – это …
а) компьютерная модель;
б) информационная модель в мысленной или разговорной форме;
в) информационная модель, выраженная специальными знаками;
г) материальная модель
10. Что является моделью объекта яблоко?
а) муляж;
б) фрукт;
в) варенье;
г) компот
III. Объяснение нового материала
Математическое моделирование
Математическое моделирование – это идеальное научное знаковое формальное моделирование, при котором описание объекта осуществляется на языке математики, а исследование модели проводится с использованием тех или иных математических методов.
Математическое моделирование широко применяется в естественных науках. Например, практически все современные разделы физики (механика, теория тепломассообмена, электротехника и др.) посвящены построению и исследованию математических моделей различных физических объектов и явлений. Математизация конкретных технических дисциплин позволяет:
1) единообразно описывать (формализовать) широкий круг фактов и наблюдений;
2) проводить количественный анализ (исследовать);
3) предсказывать поведение системы в различных условиях (прогнозировать).
В зависимости от целей математического моделирования выделяют дескриптивные, оптимизационные и управленческие модели.
Целью дескриптивных моделей является установление законов изменения параметров модели, например, в виде уравнения.
Оптимизационные модели предназначены для определения оптимальных (наилучших) с точки зрения некоторого критерия (стоимости, надежности, производительности, жесткости и др.) параметров моделируемого объекта или же для поиска оптимального режима управления некоторым процессом.
Управленческие модели применяются для принятия эффективных управленческих решений в различных областях целенаправленной деятельности человека. На практике под принятием решений обычно понимается выбор некоторых альтернатив из заданного их множества, а общий процесс принятия решений представляется как последовательность таких выборов альтернатив.
В современных исследованиях и проектах в области машиностроения математическое моделирование служит для изучения производственных систем (производственных объектов, процессов и явлений), поддержки научных разработок, обеспечения процедур автоматизированного проектирования и т.д.
Следует отметить основные преимущества математического моделирования по сравнению с натурными исследованиями:
- значительно меньшая материало- и энергоемкость (сбережение ресурсов);
- возможность исследования гипотетических (не реализованных в природе) объектов;
- возможность исследования критических режимов функционирования объекта (опасных, трудновоспроизводимых или чреватых разрушением дорогостоящей техники);
- возможность изменения хода (масштаба) времени;
- сокращение сроков на подготовку и анализ данных;
- возможность многоаспектного анализа, изучение объектов в достаточной полноте;
- возможность выявления общих закономерностей и составления прогнозов;
- использование результатов в работе специального технического и программного обеспечения.
«Чистая» и прикладная математика предлагает различные определения математической модели. С точки зрения «чистой» математики математическая модель – это множество абстрактных, символьных математических объектов (таких как числа, переменные, векторы, матрицы, множества, точки, отрезки, прямые и т.д.) и отношений между ними (правил, связывающих два и более символьных объекта).
Для «чистой» математики характерен больший формализм, оперирование абстрактными понятиями, что, с одной стороны, можно считать недостатком, а с другой – положительным качеством, повышающим общность определения модели, делающим ее применимой к объектам различной природы.
Для прикладной математики характерна меньшая оторванность от реальности, поскольку математические соотношения связывают не просто абстрактные математические объекты, а вполне конкретные параметры объектов реальных. С точки зрения прикладной математики математическая модель – это некоторый оператор , позволяющий по соответствующим значениям входных параметров установить значения выходных параметров объекта моделирования:
где и – соответственно множества допустимых значений входных и выходных параметров, элементами которых могут быть любые математические объекты (числа, матрицы, функции, множества и т.д.), в зависимости от природы исследуемого объекта.
Понятие оператора также может трактоваться достаточно широко. Это может быть некоторая функция, схема, алгоритм, система уравнений, совокупность правил и другое, т.е. то, что обеспечивает нахождение выходных параметров по заданным исходным значениям входных параметров.
Вид, состав и сложность конкретной математической модели зависит от того, какой объект она описывает и для каких целей разработана. Однако построение математических моделей многих элементов технических систем упрощается благодаря использованию типовых моделей [3-5]. Например, при описании геометрии объекта можно воспользоваться уравнениями линий и поверхностей. В то же время существуют задачи, требующие изучения закономерностей процессов и явлений, связанных с моделируемым объектом, выделения существенных факторов, принятия различного рода допущений и их обоснования, математической интерпретации имеющихся сведений и т.п. Построение математической модели в этом случае является творческим процессом и требует специальной подготовки как в соответствующих предметных областях, так и в вопросах математики.
Существует большое число классификаций математических моделей, однако, учитывая большое число возможных классификационных признаков и субъективность их выбора, каждую из них следует считать условной.