Конспект урока
Тема урока: Модификационная (фенотипическая) изменчивость
Тип урока: открытия нового знания, урок - лабораторная работа
Методы: словесные, наглядный, частично поисковый.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Применяемая технология: здоровьесберегающие технологии, технология активного обучения, практикоорентированное обучение
Оборудование: УМК Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов, В.Б. Захарова, И. Б. Агафонова. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»; компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства.
Задачи:
Образовательные:
-Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая.
-Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости.
-Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе.
Воспитательная:
-Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека.
Развивающие:
-Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь.
УУД:
Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу.
Познавательные УУД: сформировать представление о модификационной изменчивости, ее причинах, научиться определять норму реакции.
Планируемые результаты:
Знать: понятие модификационная изменчивость, причины и следствия модификаций, фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая
Уметь: делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.
Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.
Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.
Ход урока.
1.Организационный этап (1 мин).
-приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация опорных знаний, формулирование темы и задач урока, мотивация к изучению новой темы (5-7 мин).
Посмотрите на этот рисунок. Это 2 экземпляра одного вида одуванчик лекарственный, Но вы видите, что они отличаются друг от друга по фенотипу. Давайте сравним их.(ответы обучающихся). Давайте вспомним, что такое фенотип? –это совокупность внешних и внутренних признаков организма. (ответы), учитель фиксирует термин фенотип
Какой процесс демонстрирует нам данный пример (ответы) – фиксирует термин изменчивость
На доске зафиксированы два термина? Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, что мы будем изучать?
Конкретизация темы и задач урока
3. Этап открытия новых знаний. (15-20мин.)
Организационная схема для заполнения на уроке
| изменчивость | |
Наследственная (генотипическая) | | Ненаследственная (фенотипическая) - |
Для начала давайте еще раз вспомним, что такое Изменчивость? (ответы обучающихся).
Наследуются ли эти изменения потомством или нет? (ответы обучающихся).
Выделяют 2 формы изменчивости: генотипическую и фенотипическую. Сегодня мы с Вами будем говорить более подробно именно фенотипической изменчивости.
Давайте рассмотрим несколько примеров: (примеры на слайде презентации: гималайский кролик, стрелолист)
Задача. От чего зависит, чем определяется норма реакции.
Если в тренажерный зал придут ребята одного возраста со слабо развитой мускулатурой и под руководством тренера начнут усиленно заниматься наращиванием мускулатуры, как вы думаете, по истечению достаточного времени все ли они смогут выполнить норму первого разряда?
Нет. А почему.(ответы обучающихся)
Задача.Второй пример, если допустить, что условия питания у ребят из вашего класса будут хорошими и одинаковыми и образ жизни сходный, т.е. вы будите находиться в равных условиях почти во всем, означает ли это, что все вы вырастите до двух метров и наберете одинаковый вес? (ответы обучающихся)
Потому что существует понятие норма реакции определяется еще и генотипом.
Норма реакции обусловлена генотипом и зависит от значения признака в организме. Узкая норма реакции свойственна таким важным признакам как размер сердца, головного мозга, а широкая количество подкожного жира.
4. Первичная проверка понимания (2 мин.)
Какие еще признаки мы можем отнести к широкой или узкой норме реакции?
Приведите по три примера в своей схеме. Приводят примеры и озвучивают их.
Давайте совместно определим основные свойства фенотипической изменчивости:
-не наследуется
-чаще групповая
- в пределах нормы реакции
5. Динамическая пауза(2мин)
Физкультминутка для глаз.
6. Первичное закрепление нового знания. (5-7 мин.)
Групповая лабораторная работа: «ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ РЕАКЦИИ»( приложение)
7. Этап. Этап применения новых понятий(3-5 мин)
Разно уровневыеиндивидуальные задания.
8. Этап. Домашнее задание. (2 мин.).
1. параграф 42 с. 201-204 устное, обязательное
2. заполнить таблицу. Только графу 2. Письменное, обязательное.
признак | Фенотипическая изменчивость | Мутационная изменчивость |
Определение | | |
Суть явления | | |
Частота проявления | | |
Направленность | | |
Значение | | |
Наследование | | |
3. найти пример фенотипической изменчивости организма и описать его. – по желанию
9. Этап. Рефлексия (1-2 мин)
В конце учебного занятия учащимся предлагается устно закончить следующие предложения:
*На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...
*На этом уроке меня порадовало...
*Я похвалил бы себя за ...
*Особенно мне понравилось...
*Сегодня мне удалось...
*Я сумел...
*Было интересно то, что...
*Было трудно...
*Я понял, что...
*Теперь я могу...
*Я почувствовал, что...
*Я научился...
*Меня удивило….
10. Этап. Итоги урока. (2мин.)
Выставление оценок, подведение итогов урока..
Приложение 1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ РЕАКЦИИ»
ЦЕЛЬ: научиться измерять длину листьев и размер семян, производить сортировку; определять норму реакции и вычислять среднюю величину признака по формуле.
ОБОРУДОВАНИЕ:листья лаврого дерева, семена фасоли, сантиметровая лента, линейка, мультимедийный проектор, технологичная карта.
ХОД РАБОТЫ:
Измерить длину листьев (семян):
№ измерения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Длина в мм | | | | | | | | | | |
Произвести сортировку листьев (семян) (по возрастанию от самого маленького до максимально большого):
№ измерения | | | | | | | | | | |
Длина в мм | | | | | | | | | | |
Количество | | | | | | | | | | |
Определите значение
Min значение =
Max значение =
Среднее значение (сумма всех значенний/ 10) =
Определите границы нормы реакции : N= max-min
N=
Сделайте вывод о широте нормы реакции данного признака.
Вывод:
Карточка №1.
1. У любого организма норма реакции:
А) определяется фенотипом
Б) определяется генотипом
В) определяется условиями окружающей среды
Г) определяется мутациями
2. Массовой является изменчивость:
А) модификационная
Б) мутационная
В) хромосомная
Г) генотипическая
3. Воздействие радиации вызывает изменчивость:
А) модификационную
Б) геномную
В) мутационную
Г) фенотипическую
4. Отличие дочернего организма от родительских при половом размножении - пример изменчивости:
А) ненаследственной
Б) модификационной
В) фенотипической
Г) комбинативной
5. У черенков смородины, взятых с одного куста и выращенных в других условиях, проявится изменчивость:
А) модификационная
Б) комбинативная
В) генетическая
Г) мутационная
Карточка №2.Верное суждение:
Модификационная изменчивость приводит к изменению генотипа.
Изменения, появившиеся в результате модификационной изменчивости, наследуются.
Модификационная изменчивость используется для создания новых сортов растений.
У каждого признака своя норма реакции.
Одной из причин фенотипической изменчивости могут быть различия в погодных условиях местообитания
Карточка №3
Слева: два одуванчика выросли из половинок одного корня в разных условиях — растение А на равнине, растение Б — высоко в горах.
Справа: Листья стрелолиста под водой — лентовидные, на поверхности — овальные, в воздушной среде — стреловидные.
Одинаков ли генотип у одуванчиков А и Б, выросших в разных условиях?
Какие размеры будут у одуванчиков, выросших из семян растения Б, посаженных на равнине?
Какое значение имеет модификационная изменчивость для данных особей?
Одинаков ли генотип у подводных, плавающих и надводных листьев стрелолиста?
От чего зависит форма листовой пластинки у стрелолиста?
Карточка №4.Соотнесите признаки и их характеристики
Модификационная изменчивость | Характеристика |
Причины изменчивости Влияние на фенотип Влияние на генотип Наследование полученных изменений Значение для организма | А) Не происходит изменения генотипа. Б) Помогает приспособиться к изменению условий окружающей среды и Помогает особям выжить в различных условиях существования. В) Влияние различных условий среды. Д) Происходит изменение фенотипа адекватное изменению среды. Г) Полученные изменения не наследуются. |
Если останется время. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
У человека при пребывании на разных высотах над уровнем моря вырабатывается неодинаковое количество эритроцитов: в 1 квадратном миллиметре крови у людей живущих в местностях на уровне моря, их в два раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах. Это явление легко объяснить, если вспомнить, что главная функция эритроцитов – перенос кислорода. Увеличение высоты над уровнем моря сопровождается снижением концентрации кислорода в атмосфере, что приводит к его недостатку в тканях. Поэтому насущная потребность в кислороде заставляет человека и животных адаптивно реагировать путем изменения числа эритроцитов на разных высотах.
Рабочий лист
Тема урока: Модификационная (фенотипическая) изменчивость
Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства.
Задание 1.Типы изменчивости:
Наследственная (генотипическая) | изменчивость | Ненаследственная (__________________________ Или _____________________________) |
Задание 2.
Задача1. Если в тренажерный зал придут ребята одного возраста со слабо развитой мускулатурой и под руководством тренера начнут усиленно заниматься наращиванием мускулатуры, как вы думаете, по истечению достаточного времени все ли они смогут выполнить норму первого разряда?
Задача2 Если допустить, что условия питания у ребят из вашего класса будут хорошими и одинаковыми и образ жизни сходный, т.е. вы будите находиться в равных условиях почти во всем, означает ли это, что все вы вырастите до двух метров и наберете одинаковый вес?
Норма реакции – это способность генотипа формировать в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы.
Задание 3. Норма реакции
узкая широкая
________________________ _____________________________
________________________ _____________________________
свойства фенотипической изменчивости:
-не наследуется
-чаще групповая
- в пределах нормы реакции
Домашнее задание
1. параграф 42 с. 201-204 устное, обязательное
2. заполнить таблицу. Только графу 2. Письменное, обязательное.
признак | Фенотипическая изменчивость | Мутационная изменчивость |
Определение | | |
Суть явления | | |
Частота проявления | | |
Направленность | | |
Значение | | |
Наследование | | |
3. найти пример фенотипической изменчивости организма и описать его. – по желанию
Карточка №1.Решите тест
1. У любого организма норма реакции: А) определяется фенотипом Б) определяется генотипом В) определяется условиями окружающей среды Г) определяется мутациями | 4. Отличие дочернего организма от родительских при половом размножении - пример изменчивости: А) ненаследственнойБ) модификационной В) фенотипическойГ) комбинативной |
2. Массовой является изменчивость: А) модификационнаяБ) мутационная В) хромосомнаяГ) генотипическая | 5. У черенков смородины, взятых с одного куста и выращенных в других условиях, проявится изменчивость: А) модификационнаяБ) комбинативная В) генетическаяГ) мутационная |
3. Воздействие радиации вызывает изменчивость: А) модификационнуюБ) геномную В) мутационнуюГ) фенотипическую | |
Карточка №2. Верноли суждение:
Модификационная изменчивость приводит к изменению генотипа.
Изменения, появившиеся в результате модификационной изменчивости, наследуются.
Модификационная изменчивость используется для создания новых сортов растений.
У каждого признака своя норма реакции.
Одной из причин фенотипической изменчивости могут быть различия в погодных условиях местообитания
Карточка №3ответьте на вопросы
Слева: два одуванчика выросли из половинок одного корня в разных условиях — растение А на равнине, растение Б — высоко в горах. Справа: Листья стрелолиста под водой — лентовидные, на поверхности — овальные, в воздушной среде — стреловидные. | 1.Одинаков ли генотип у одуванчиков А и Б, выросших в разных условиях? _________________________________________ 2. Какие размеры будут у одуванчиков, выросших из семян растения Б, посаженных на равнине? ____________________________________________ 3.Какое значение имеет модификационная изменчивость для данных особей? ______________________________________________ 4.Одинаков ли генотип у подводных, плавающих и надводных листьев стрелолиста? ______________________________________________ 5.От чего зависит форма листовой пластинки у стрелолиста? _______________________________________________ |
Карточка №4. Соотнесите признаки и их характеристики
Модификационная изменчивость | Характеристика |
1.Причины изменчивости Влияние на фенотип 2.Влияние на генотип 3.Наследование полученных изменений 4.Значение для организма | А) Не происходит изменения генотипа. Б) Помогает приспособиться к изменению условий окружающей среды и Помогает особям выжить в различных условиях существования. В) Влияние различных условий среды. Д) Происходит изменение фенотипа адекватное изменению среды. Г) Полученные изменения не наследуются. |
Домашнее задание
признак | Фенотипическая изменчивость | Мутационная изменчивость |
Определение | | |
Суть явления | | |
Частота проявления | | |
Направленность | | |
Значение | | |
Наследование | | |
Домашнее задание
признак | Фенотипическая изменчивость | Мутационная изменчивость |
Определение | | |
Суть явления | | |
Частота проявления | | |
Направленность | | |
Значение | | |
Наследование | | |
Домашнее задание
признак | Фенотипическая изменчивость | Мутационная изменчивость |
Определение | | |
Суть явления | | |
Частота проявления | | |
Направленность | | |
Значение | | |
Наследование | | |