СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Модификационная (фенотипическая) изменчивость

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы: словесные, наглядный, частично поисковый.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Модификационная (фенотипическая) изменчивость»

Конспект урока

Тема урока: Модификационная (фенотипическая) изменчивость

Тип урока: открытия нового знания, урок - лабораторная работа

Методы: словесные, наглядный, частично поисковый.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Применяемая технология: здоровьесберегающие технологии, технология активного обучения, практикоорентированное обучение

Оборудование: УМК Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов, В.Б. Захарова, И. Б. Агафонова. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»; компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства.

Задачи:

Образовательные:

-Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая.

-Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости.

-Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе.

Воспитательная:

-Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека.

Развивающие:

-Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь.

УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу.

Познавательные УУД: сформировать представление о модификационной изменчивости, ее причинах, научиться определять норму реакции.

Планируемые результаты:

Знать: понятие модификационная изменчивость, причины и следствия модификаций, фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая

Уметь: делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.

Ход урока.

1.Организационный этап (1 мин).

-приветствие;

- проверка отсутствующих;

- проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация опорных знаний, формулирование темы и задач урока, мотивация к изучению новой темы (5-7 мин).

Посмотрите на этот рисунок. Это 2 экземпляра одного вида одуванчик лекарственный, Но вы видите, что они отличаются друг от друга по фенотипу. Давайте сравним их.(ответы обучающихся). Давайте вспомним, что такое фенотип? –это совокупность внешних и внутренних признаков организма. (ответы), учитель фиксирует термин фенотип

Какой процесс демонстрирует нам данный пример (ответы) – фиксирует термин изменчивость

На доске зафиксированы два термина? Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, что мы будем изучать?

Конкретизация темы и задач урока

3. Этап открытия новых знаний. (15-20мин.)

Организационная схема для заполнения на уроке


изменчивость


Наследственная

(генотипическая)



Ненаследственная

(фенотипическая)

-

Для начала давайте еще раз вспомним, что такое Изменчивость? (ответы обучающихся).

Наследуются ли эти изменения потомством или нет? (ответы обучающихся).

Выделяют 2 формы изменчивости: генотипическую и фенотипическую. Сегодня мы с Вами будем говорить более подробно именно фенотипической изменчивости.

Давайте рассмотрим несколько примеров: (примеры на слайде презентации: гималайский кролик, стрелолист)

Задача. От чего зависит, чем определяется норма реакции.

Если в тренажерный зал придут ребята одного возраста со слабо развитой мускулатурой и под руководством тренера начнут усиленно заниматься наращиванием мускулатуры, как вы думаете, по истечению достаточного времени все ли они смогут выполнить норму первого разряда?

Нет. А почему.(ответы обучающихся)

Задача.Второй пример, если допустить, что условия питания у ребят из вашего класса будут хорошими и одинаковыми и образ жизни сходный, т.е. вы будите находиться в равных условиях почти во всем, означает ли это, что все вы вырастите до двух метров и наберете одинаковый вес? (ответы обучающихся)

Потому что существует понятие норма реакции определяется еще и генотипом.

Норма реакции обусловлена генотипом и зависит от значения признака в организме. Узкая норма реакции свойственна таким важным признакам как размер сердца, головного мозга, а широкая количество подкожного жира.

4. Первичная проверка понимания (2 мин.)

Какие еще признаки мы можем отнести к широкой или узкой норме реакции?

Приведите по три примера в своей схеме. Приводят примеры и озвучивают их.

Давайте совместно определим основные свойства фенотипической изменчивости:

-не наследуется

-чаще групповая

- в пределах нормы реакции


5. Динамическая пауза(2мин)

Физкультминутка для глаз.

6. Первичное закрепление нового знания. (5-7 мин.)

Групповая лабораторная работа: «ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ РЕАКЦИИ»( приложение)

7. Этап. Этап применения новых понятий(3-5 мин)

Разно уровневыеиндивидуальные задания.

8. Этап. Домашнее задание. (2 мин.).

1. параграф 42 с. 201-204 устное, обязательное

2. заполнить таблицу. Только графу 2. Письменное, обязательное.



признак

Фенотипическая изменчивость

Мутационная изменчивость

Определение



Суть явления



Частота проявления



Направленность



Значение



Наследование



3. найти пример фенотипической изменчивости организма и описать его. – по желанию

9. Этап. Рефлексия (1-2 мин)

В конце учебного занятия учащимся предлагается устно закончить следующие предложения:

*На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...

*На этом уроке меня порадовало...

*Я похвалил бы себя за ...

*Особенно мне понравилось...

*Сегодня мне удалось...

*Я сумел...

*Было интересно то, что...

*Было трудно...

*Я понял, что...

*Теперь я могу...

*Я почувствовал, что...

*Я научился...

*Меня удивило….


10. Этап. Итоги урока. (2мин.)

Выставление оценок, подведение итогов урока..





Приложение 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ РЕАКЦИИ»

ЦЕЛЬ: научиться измерять длину листьев и размер семян, производить сортировку; определять норму реакции и вычислять среднюю величину признака по формуле.

ОБОРУДОВАНИЕ:листья лаврого дерева, семена фасоли, сантиметровая лента, линейка, мультимедийный проектор, технологичная карта.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Измерить длину листьев (семян):

№ измерения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Длина в мм













  1. Произвести сортировку листьев (семян) (по возрастанию от самого маленького до максимально большого):

№ измерения











Длина в мм











Количество











  1. Определите значение

Min значение =

Max значение =

Среднее значение (сумма всех значенний/ 10) =

  1. Определите границы нормы реакции : N= max-min

N=

  1. Сделайте вывод о широте нормы реакции данного признака.

Вывод:

Карточка №1.

1. У любого организма норма реакции:

А) определяется фенотипом

Б) определяется генотипом

В) определяется условиями окружающей среды

Г) определяется мутациями

2. Массовой является изменчивость:

А) модификационная

Б) мутационная

В) хромосомная

Г) генотипическая

3. Воздействие радиации вызывает изменчивость:

А) модификационную

Б) геномную

В) мутационную

Г) фенотипическую

4. Отличие дочернего организма от родительских при половом размножении - пример изменчивости:

А) ненаследственной

Б) модификационной

В) фенотипической

Г) комбинативной

5. У черенков смородины, взятых с одного куста и выращенных в других условиях, проявится изменчивость:

А) модификационная

Б) комбинативная

В) генетическая

Г) мутационная



Карточка №2.Верное суждение:

  1. Модификационная изменчивость приводит к изменению генотипа.

  2. Изменения, появившиеся в результате модификационной изменчивости, наследуются.

  3. Модификационная изменчивость используется для создания новых сортов растений.

  4. У каждого признака своя норма реакции.

  5. Одной из причин фенотипической изменчивости могут быть различия в погодных условиях местообитания

Карточка №3

Слева: два одуванчика выросли из половинок одного корня в разных условиях — растение А на равнине, растение Б — высоко в горах.

Справа: Листья стрелолиста под водой — лентовидные, на поверхности — овальные, в воздушной среде — стреловидные.

  1. Одинаков ли генотип у одуванчиков А и Б, выросших в разных условиях?

  2. Какие размеры будут у одуванчиков, выросших из семян растения Б, посаженных на равнине?

  3. Какое значение имеет модификационная изменчивость для данных особей?

  4. Одинаков ли генотип у подводных, плавающих и надводных листьев стрелолиста?

  5. От чего зависит форма листовой пластинки у стрелолиста?

Карточка №4.Соотнесите признаки и их характеристики

Модификационная изменчивость

Характеристика

  1. Причины изменчивости

  2. Влияние на фенотип

  3. Влияние на генотип

  4. Наследование полученных изменений

  5. Значение для организма

А) Не происходит изменения генотипа.

Б) Помогает приспособиться к изменению условий окружающей среды и

Помогает особям выжить в различных условиях существования.

В) Влияние различных условий среды.

Д) Происходит изменение фенотипа адекватное изменению среды.

Г) Полученные изменения не наследуются.


Если останется время. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

У человека при пребывании на разных высотах над уровнем моря вырабатывается неодинаковое количество эритроцитов: в 1 квадратном миллиметре крови у людей живущих в местностях на уровне моря, их в два раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах. Это явление легко объяснить, если вспомнить, что главная функция эритроцитов – перенос кислорода. Увеличение высоты над уровнем моря сопровождается снижением концентрации кислорода в атмосфере, что приводит к его недостатку в тканях. Поэтому насущная потребность в кислороде заставляет человека и животных адаптивно реагировать путем изменения числа эритроцитов на разных высотах.



Рабочий лист

Тема урока: Модификационная (фенотипическая) изменчивость

Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства.

Задание 1.Типы изменчивости:

Наследственная

(генотипическая)


изменчивость

Ненаследственная

(__________________________ Или

_____________________________)


Задание 2.

Задача1. Если в тренажерный зал придут ребята одного возраста со слабо развитой мускулатурой и под руководством тренера начнут усиленно заниматься наращиванием мускулатуры, как вы думаете, по истечению достаточного времени все ли они смогут выполнить норму первого разряда?

Задача2 Если допустить, что условия питания у ребят из вашего класса будут хорошими и одинаковыми и образ жизни сходный, т.е. вы будите находиться в равных условиях почти во всем, означает ли это, что все вы вырастите до двух метров и наберете одинаковый вес?

Норма реакции это способность генотипа формировать в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы.

Задание 3. Норма реакции



узкая широкая

________________________ _____________________________

________________________ _____________________________

свойства фенотипической изменчивости:

-не наследуется

-чаще групповая

- в пределах нормы реакции

Домашнее задание

1. параграф 42 с. 201-204 устное, обязательное

2. заполнить таблицу. Только графу 2. Письменное, обязательное.

признак

Фенотипическая изменчивость

Мутационная изменчивость

Определение



Суть явления



Частота проявления



Направленность



Значение



Наследование



3. найти пример фенотипической изменчивости организма и описать его. – по желанию

Карточка №1.Решите тест

1. У любого организма норма реакции:

А) определяется фенотипом

Б) определяется генотипом

В) определяется условиями окружающей среды

Г) определяется мутациями


4. Отличие дочернего организма от родительских при половом размножении - пример изменчивости:

А) ненаследственнойБ) модификационной

В) фенотипическойГ) комбинативной

2. Массовой является изменчивость:

А) модификационнаяБ) мутационная

В) хромосомнаяГ) генотипическая



5. У черенков смородины, взятых с одного куста и выращенных в других условиях, проявится изменчивость:

А) модификационнаяБ) комбинативная

В) генетическаяГ) мутационная

3. Воздействие радиации вызывает изменчивость:

А) модификационнуюБ) геномную

В) мутационнуюГ) фенотипическую








Карточка №2. Верноли суждение:

  1. Модификационная изменчивость приводит к изменению генотипа.

  2. Изменения, появившиеся в результате модификационной изменчивости, наследуются.

  3. Модификационная изменчивость используется для создания новых сортов растений.

  4. У каждого признака своя норма реакции.

  5. Одной из причин фенотипической изменчивости могут быть различия в погодных условиях местообитания







Карточка №3ответьте на вопросы

Слева: два одуванчика выросли из половинок одного корня в разных условиях — растение А на равнине, растение Б — высоко в горах.

Справа: Листья стрелолиста под водой — лентовидные, на поверхности — овальные, в воздушной среде — стреловидные.

  1. 1.Одинаков ли генотип у одуванчиков

  2. А и Б, выросших в разных условиях? _________________________________________

  3. 2. Какие размеры будут у одуванчиков,

  4. выросших из семян растения Б,

  5. посаженных на равнине?

  6. ____________________________________________

  7. 3.Какое значение имеет модификационная изменчивость для данных особей?

  8. ______________________________________________

  9. 4.Одинаков ли генотип у подводных,

  10. плавающих и надводных листьев стрелолиста?

  11. ______________________________________________

  12. 5.От чего зависит форма листовой

  13. пластинки у стрелолиста?

  14. _______________________________________________


Карточка №4. Соотнесите признаки и их характеристики

Модификационная изменчивость

Характеристика

  1. 1.Причины изменчивости

  2. Влияние на фенотип

  3. 2.Влияние на генотип

  4. 3.Наследование полученных изменений

  5. 4.Значение для организма

А) Не происходит изменения генотипа.

Б) Помогает приспособиться к изменению условий окружающей среды и

Помогает особям выжить в различных условиях существования.

В) Влияние различных условий среды.

Д) Происходит изменение фенотипа адекватное изменению среды.

Г) Полученные изменения не наследуются.



Домашнее задание

признак

Фенотипическая изменчивость

Мутационная изменчивость

Определение



Суть явления



Частота проявления



Направленность



Значение



Наследование



Домашнее задание

признак

Фенотипическая изменчивость

Мутационная изменчивость

Определение



Суть явления



Частота проявления



Направленность



Значение



Наследование



Домашнее задание

признак

Фенотипическая изменчивость

Мутационная изменчивость

Определение



Суть явления



Частота проявления



Направленность



Значение



Наследование






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!