III.Повторение ранее изученной темы урока. (Слово учителя) В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение времени. [Настанет утро] – [двинемся в путь]. (Когда настанет утро - двинемся в путь) Такие предложения синонимичны СПП с придаточным времени /прочитать/. *** В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение условия. [Любишь кататься] – [ люби и саночки возить]. (Если любишь кататься- люби и саночки возить) Такие предложения синонимичны СПП с придаточным условия./прочитать/. *** В БСП ставится тире, когда 2 часть имеет значение следствия, результата. [Хвалы (похвала) приманчивы]– [как их не пожелать]. (Так как хвалы приманчивы – и поэтому как их не пожелать). Такие предложения синонимичны СПП с придаточным следствия. Примечание: Тире ставится, если в БСП выражена быстрая смена действий. [Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова]. (БСП со значением следствия). Вывод: В БСП со значениями времени, условия, следствия, а также при быстрой смене событий ставится тире. /Учащиеся повторяют вывод/. IV. Закрепление. Задание. Образуйте из каждой данной пары простых предложений сложные предложения двух типов: 1) сложноподчиненное; 2) бессоюзное. Прочитайте вслух образованные вами предложения, соблюдая правильную интонацию. -
Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо. (Когда поднялся занавес), [в зрительном зале стало тихо]. [Поднялся занавес] – [ в зрительном зале стало тихо]. 2. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. [Река разлилась], (так что возникла угроза наводнения). [Река разлилась] – [ возникла угроза наводнения]. Выполните упражнение 223 на стр.142. Упр. 1 на стр.145 Задание. Составьте синквейн на изученную тему «Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия, их значение, строение, знаки препинания в них ». V. Рефлексия. Какую тему мы изучили сегодня? Что явилось для вас трудным? Что интересным? VI. Комментирование оценок. Домашнее задание. Выучить правило, упр. 2 стр.145 (устно). Упр. 3 на стр.146 (письм.) |