СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Молодежь и волонтерская деятельность. Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся вспомнят морфологический  фонетический разборы слов. Далее вспонмнят ранее изученную тему  прошлого урока и закрепят свои знания на практике. Научаться оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение. А, также использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.  

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Молодежь и волонтерская деятельность. Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.»


Раздел долгосрочного плана (номер раздела,

название раздела)

Раздел 15 «Молодежь и волонтерская деятельность»

Дата: 15.02.2021

Ф.И.О. учителя: Ведель О.А.

Класс: 9 А,Б

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока:

Молодежь и волонтерская деятельность. Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.2.1.1 понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключенную в тексте информацию с информацией других источников/личным опытом;

9.3.5.1 писать разные виды эссе, в том числе дискуссионное, рассматривая проблему с разных сторон и предлагая пути решения;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях

Цели урока

Все учащиеся смогут: оценивать прослушанный материал с точки зрения содержания, выражая собственное мнение; понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных текстов, соотнося заключенную в тексте информацию

с информацией других источников/личным опытом; писать разные виды эссе, в том числе дискуссионное, рассматривая проб- лему с разных сторон и предлагая пути решения; использовать знаки препинания в простых, простых осложненных

и сложных предложениях.

Большинство уч-ся сможет: составлять схемы БСП с двоеточием, определять смысловые отношения между частями БСП.

Некоторые уч-ся смогут: консультировать одноклассников в работе с БСП

План

Плани-

руемое время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало

IОрганизационный момент. Постановка целей урока.

-Какую группу сложных предложений мы изучаем?

-Какие предложения называются БСП?

-В каких случаях в БСП ставится запятая и точка с запятой?

Сегодня на уроке продолжаем изучать группу БСП, знаки препинания в них.

II.Повторение

4 ученика работают самостоятельно по карточкам.

Работа у доски.

Выполнение грамматических заданий.

Этот-местоимение

1) Звук (какой?) этот

Н.ф.- этот

2) Постоянные признаки: указ.

Непостоянные признаки: в ед. ч, в м.р., в Им.п.

3) Звук (какой?) этот.

Неумолкающий не-у-мол-ка-ю-щий

Н - [н`] - согл, зв, мягк.

е -[и] - гл, безуд.

у -[у] - гл, безуд,

м -[м] - согл, зв, тв.

о - [а] - гл, безуд.

л - [л] - согл,зв,тв.

к -[к] - согл,глух,тв.

а -[а] - гл, уд.

ю -[й`] - согл, зв, мягк.

- [у] - гл,безуд.

щ -[щ'] - согл,глух ,мягк.

и -[и] - гл,безуд.

й - [й'] - согл,зв,мягк.

12 б, 13 зв.




Почему в БСП ставится точка с запятой?

(Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится:

  • Если части БСП отдалены по смыслу, то есть совершенно не зависят друг от друга;

  • Если одна из частей в составе БСП осложнена чем-либо: однородными членами предложения, причастными или деепричастными оборотами, обращениями и т. д.;

Чтобы проверить целесообразность употребления точки с запятой (как и просто запятой), между частями бессоюзного сложного предложения можно поставить союз и. Пример: На светофоре загорелся зеленый свет; (и) мужчина, посмотрев по сторонам, перешел через дорогу.




.





«Линейка успеха»

Сере-дина
















































































Конец

III.Повторение ранее изученной темы урока.

(Слово учителя)

В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение времени.

[Настанет утро] – [двинемся в путь]. (Когда настанет утро - двинемся в путь)

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным времени /прочитать/.

***

В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение условия.

[Любишь кататься] – [ люби и саночки возить]. (Если любишь кататься- люби и саночки возить)

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным условия./прочитать/.

***

В БСП ставится тире, когда 2 часть имеет значение следствия, результата.

[Хвалы (похвала) приманчивы]– [как их не пожелать]. (Так как хвалы приманчивы – и поэтому как их не пожелать).

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным следствия.

Примечание:

Тире ставится, если в БСП выражена быстрая смена действий.

[Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова]. (БСП со значением следствия).

Вывод:

В БСП со значениями времени, условия, следствия, а также при быстрой смене событий ставится тире.

/Учащиеся повторяют вывод/.

IV. Закрепление.

Задание.

Образуйте из каждой данной пары простых предложений сложные предложения двух типов: 1) сложноподчиненное; 2) бессоюзное.

Прочитайте вслух образованные вами предложения, соблюдая правильную интонацию.

  1. Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо.

(Когда поднялся занавес), [в зрительном зале стало тихо].

[Поднялся занавес] – [ в зрительном зале стало тихо].

2. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

[Река разлилась], (так что возникла угроза наводнения).

[Река разлилась] – [ возникла угроза наводнения].


Выполните упражнение 223 на стр.142.

Упр. 1 на стр.145


Задание.

Составьте синквейн на изученную тему «Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия, их значение, строение, знаки препинания в них ».

V. Рефлексия.

Какую тему мы изучили сегодня?

Что явилось для вас трудным?

Что интересным?

VI. Комментирование оценок.

Домашнее задание. Выучить правило, упр. 2 стр.145 (устно). Упр. 3 на стр.146 (письм.)


Совместное обсуждение темы с учителем


Учащиеся:

– оценивают прослушанный текст с точки зрения содержания на основе собственного опыта;

  • определяют скрытую и явную информацию;

  • соотносят данную информацию с личным опытом;

  • пишут дискуссионное эссе, предлагая пути решения обозначенной проблемы;

могут правильно расставлять знаки препинания в БСП
































































ФО «Похвала учителя».



















































































ФО Взаимооценивание


Учебник «Русский язык», 9 класс.























Приложение1



1 карточка

Спишите, расставьте знаки препинания. Выделите сначала простые предложения, затем сложные.

а) В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями.

б) Море вдали покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.



_______________________________________________________________________





2 карточка

Спишите, выполните синтаксический разбор предложения.

Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления.



_______________________________________________________________________



3 карточка

1 уровень.

Восстановите правило.

Бессоюзные сложные предложения - это ______ предложение, в котором простые предложения связаны ______ и ______.





3 карточка

2 уровень.

Укажите БСП.

  1. Погода была ветреная, так что сугробы намело выше колен.

  2. Внезапно красным стал окрестный лес, и облако впитало красный цвет.

  3. Буря прекратилась - отряд двинулся дальше.











4 карточка

1 уровень.

Восстановите правило.

В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится _____, если между простыми предложениями можно поставить ____.

В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится точка с запятой, если _________________________________________________________________________.









4 карточка

2 уровень.

Замените сложные бессоюзные предложения сложносочиненными с союзом и. Спишите, расставляя знаки препинания.

  1. Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.

  2. Кругом было тихо и безлюдно не было слышно даже всплесков прибоя.

  3. Был вечер на небе блестели яркие звезды.





Cинтаксический разбор предложения выполняет ученик у доски.(Отработать орфограммы и знаки препинания)

  1. Осы, пчёлы и шмели дружно и жадно гудели в густых ветках, осыпа(н,нн)ых з…л…тыми цветами; сквозь (полу)закрытые ставни и опуще(н,нн)ые шторы проникал в комнату этот (не)умолкающий звук.



______________________________________________________________________________________



Cинтаксический разбор предложения выполняет ученик у доски.(Отработать орфограммы и знаки препинания)

  1. Осы, пчёлы и шмели дружно и жадно гудели в густых ветках, осыпа(н,нн)ых з…л…тыми цветами; сквозь (полу)закрытые ставни и опуще(н,нн)ые шторы проникал в комнату этот (не)умолкающий звук.



  1. Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо.



  1. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс