СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Московское княжество в первой половине XV века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Василия I. Технологическая карта урока по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Московское княжество в первой половине XV века»

МБОУ «Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым

Учитель Нешко Татьяна Валентиновна


Тема урока: «Московское княжество в первой половине XV века».

Дата:

Класс: 6

Цели и задачи: Образовательная: познакомить с изменениями в порядке владения землей; выявить предпосылки объединения русских земель; определить факторы, тормозящие процесс объединения; проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Василия I; характеризовать причины и следствия междоусобной войны второй четверти XV в. Развивающие: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в первой половине XV в.; выявлять и описывать слои населения, которые были заинтересованы в централизации русских земель; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности политики Василия 1; объяснять причины междоусобной войны второй четверти XV в. и ее влияние на процесс объединения русских земель. Воспитательные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; оценивать исторические события и роль личности в истории; формировать российскую гражданскую идентичность.

Планируемые результаты:

Предметные: Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди. Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие. Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I).

Метапредметные: Привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач. Определять главные причинно-следственные связи событий и процессов. Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность.

Личностные: Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Оборудование: Учебник: «История России» /под ред. А.В. Торкунова, 2 часть. Москва «Просвещение» 2017.; презентация; дидактический материал

План:

1) Изменение в порядке владения землей.

2) Развитие ремесла и торговли.

3) Василий I.

4) Междоусобная война второй четверти 15 века.

Тип урока:.комбинированный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины: Феодальная война – это междоусобная война за власть московского князя Василия II /Тёмного/ против Юрия Дмитриевича и его сыновей /Василия Косого и Дмитрия Шемяки/

Основные даты: Княжение Василия I – 1389 – 1425 гг.; 

Княжение Василия II – 1425 – 1462 гг.;

феодальная война на Руси – 1425 – 1453 гг.

Персоналии: Василия I; Василий II; Юрий Дмитриевич (Звенигородский); Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

Домашнее задание: § 24 (2 часть). Ответить на вопросы 1,2 с.77. Для сильных – выполнить задание 2 с.77 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»


Ход урока:

Этап урока.

Учебная деятельность

Формирование УУД

Ом

Мотивационный момент:



Постановка темы урока, учебной проблемы и целей урока. Сформулировать тему и поставить цели урока.

(5 минут)


Приветствие.

Фронтальный опрос. Вопросы:

1) Каковы причины образования централизованных государств в Западной Европе? (Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло).

Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли.

Установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений.

Развитие феодальных отношений, обострение классовых противоречий.

Потребность в обороне способствовала централизации государств. Заинтересованность большинства населения (мелких, средних феодалов, церкви, горожан, крестьян) в сильной центральной власти). Складывались как национальные государства.


2) Различаются ли причины централизации государств в Европе и на Руси?( Да. Острая необходимость свержения золотоордынского ига. Складывалось как многонациональное государство.

3) Докажите, что влияние Московского княжества в русских землях значительно усилилось. (Московское княжество возглавило борьбу за освобождение от власти Золотой Орды)

Тема нашего урока «Московское княжество в первой половине XV в.».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Предполагаемый ответ: как решались вопросы внутренней и внешней политики, кто правитель.

Записать тему урока; сформировать цели.


Первая половина 15 века характеризуется не только дальнейшим усилением московского государства. но и с одним из самых драматичных периодов в истории средневековой Руси – феодальной войной.


Предметные УУД – актуализировать знания из курса всеобщей истории; сравнивать исторические факты истории всеобщей и истории Руси, выявляя различия и сходства по предложенным вопросам.

Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умение привлекать ранее изученный материал, фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, при решении познавательных задач.

Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную деятельность, подготовку к изучению нового материала.

(10 мин)


Исторический диктант.

1. Какое великое сражение произошло 8 сентября 1380 г.? (Куликовская битва)

2. Назовите имя московского князя, победителя монголо-татар в сражении 1380 г. (Дмитрий Иванович Донской)

3. Московский князь, получивший прозвище «кошель» (Иван Калита)

4. Святой старец, основатель Троице-Сергиевой Лавры, благословивший московского князя на битву с монголами в 1380 г. (Сергий Радонежский)

5. Битва этих двух богатырей русского и монгольского положила начало величайшему сражению 1380 г. (битва Пересвета и Челубея)

6. Хан западной части Золотой Орды, противник московского князя в битве 1380 г. (Мамай)

7. Хан восточной части Золотой Орды, разоривший Московское княжество в 1382 г. (Тохтамыш)

8. Великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей (Феофан Грек)

9. Грамота монгольского хана на княжение (Ярлык)

10. Князь, с которым связано первое упоминание о Москве (Юрий Долгорукий)

11. Год основания Москвы (1147)

12. Грамота монгольских ханов подвластной светской и духовной знати (ярлык)

13.Ежегодная выплата дани Золотой Орде (выход)

Взаимопроверка.

Предметные УУД – Объяснять смысл понятий, давать их определение; соотносить даты и события; актуализировать раннее полученные знания, применять знания при решении познавательных задач.

Метапредметные УУД – Привлекать ранее изученный материал для решении познавательных задач

Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения.

Работа над новым материалом.

1.Изменение в порядке владения землей. 

Работа с пунктом параграфа, составление сравнительной таблицы

(5 мин.)





2. Развитие ремесла и торговли


(10 мин)
















3. Василий I

(5 минут)
































4. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель

(5 мин)
















Политика московских князей привела не только к увеличению территории Московского княжества (слайд карта), но и к изменениям в порядке владения землей, к появлению более широкого слоя собственников земли.

Практическое задание: в ходе работы с п. 1 (изменения в порядке владения землёй (стр. 71). Дать определение понятиям «поместье» и «помещик» и заполнить сравнительную таблицу «Поместье/Вотчина»

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


Вопрос: Почему помещики были более надежными слугами правителя, чем вотчинники? (благосостояние помещиков, размеры их земельных наделов зависели от великого князя, поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти).

Как теперь назывался это слой людей? (служилые)


Работа в группах.

Развитие ремесла

Вопросы

— Чем ремесленное производство в Московском княжестве отличалось от ремесел в других русских землях?

— Какие ремесла развивались в Москве?

— Какие изделия московских ремесленников славились за пределами княжества?

— Были ли заинтересованы московские ремесленники в централизации государства? Почему?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Развитие торговли

Вопросы

— Почему Москве принадлежало ведущее место в развитии торговых связей между русскими землями?

— Какие товары пользовались спросом на торговых площадях Москвы?

— Какой промысел давал московским князьям большие прибыли? Почему?

— Какие русские товары пользовались спросом в других странах?

— С какими городами и странами сложились у московских купцов тесные торговые отношения?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


Вопрос: Давайте вспомним, сколько этапов объединения русских земель мы знаем и какие княжества выступали соперниками при объединении? Пока мы знаем о двух этапах: слайд

1 этап: (конец 13- 1-ая половина 14 веков) образование и начало возвышения московского княжества, борьба Москвы и Твери, успехи московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение, превращение Москвы в церковный центр русских земель

2 этап: (2-ая половина 14 века) Куликовская битва, первое поражение в сражении с объединенными силами русских княжеств и земель, утверждение Москвы в качестве центра объединения русских земель.


Дмитрий Донской умер в 1389 г. В своём завещании он передал не только Московское княжество, но и владимирский престол своему старшему сыну Василию I, не спрашивая разрешения ордынского Хана Тохтамыша, он лишь подтвердил права Василия Дмитриевича.

слайд

Задание: Василий I продолжил политику своего отца – проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Василия I (практическая работа с материалом таблицы. слайд).

Политика Василия I

Внутренняя

Внешняя

1. Присоединение новых земель (Муромское, Нижегородское и Тарусское княжества, земли Коми по реке Вычегда).

2. Усиление власти московского князя — удельные князья становились наместниками и воеводами в своих землях, а их княжества превращались в уезды

1.Противоречия между Москвой и Литвой из-за влияния на Новгород. Династический брак (был женат на литовской княжне Софье Витовтовне). Заключение «вечного мира» с Литвой в 1408 г.

2. Урегулирование отношений с Ордой и получение ярлыка на великое княжение



Проанализировать действия Василия I в деле укрепления Московского княжества и централизации власти.

После смерти Василия I начался 3 этап объединения земель: (1-ая половина 15 в.) который получил название – феодальная война.


Объяснение учителя.

После смерти Василия I возникла сложная династическая ситуация, его сыну – наследнику было всего 9 лет. Брат Василия I, Юрий Звенигородский надеялся, что Великокняжеский престол перейдёт ему. Но, юного наследника престола поддерживало московское боярство и митрополит Фотий.


Давайте представим участников событий, и подумаем, как бы они могли описать данную ситуацию. (слайд, материал Приложения).


(Приложение)

Василий I Дмитриевич (1371-1425).

Учащийся 1.

«Я, старший сын Дмитрий Донского, получил право на московское княжение по завещанию отца своего, а хан Тохтамыш лишь подтвердил мои права.

Я продолжил дело своего отца по собиранию земель русских, и присоединил к Москве Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества.

Я перестал платить монголам дань. Но во время моих споров с тестем - литовским князем Витовтом ордынский темник Едигей пошел на Русь. Он сжег много городов, разрушил крепости моего княжества, но Москву не взял. Пришлось возобновить выплату дани».


Юрий Дмитриевич (1374-1434)

Учащийся 2.

«Я, сын Дмитрия Донского, по праву старшинства должен был стать московским князем после брата моего Василия, но он сделал князем сына своего Василия Васильевича. Я не смирился, дважды брал Москву и боролся с племянником до самой смерти своей».


Василий II Васильевич (1415-1462)

Учащийся 3.

«Я, будучи сыном московского князя Василия I Дмитриевича после его смерти получил московский престол девяти лет от роду. Дядя мой, великий князь литовский Витовт, был моим опекуном. Но когда он умер (в 1430 г.) мой дядя Юрий Дмитриевич дважды выгонял меня из Москвы.

После смерти дяди его сыновья Василий и Дмитрий тоже стали со мной воевать. В это время княжество мое разоряют ордынцы и меня берут в плен, отпустили лишь за огромный выкуп.

Двоюродных братьев моих это не остановило, и они продолжили войну. По приказу Дмитрия Шемяки мне выкололи глаза, за что в народе меня стали называть Темным.

Лишь благодаря поддержке бояр и духовенства в 1447 г. я смог вернуться на московский престол».


Василий Юрьевич Косой (д.р. неизвестна – 1448 г.)

Учащийся 4.

«Я, внук Дмитрия Донского, сын князя Юрия Дмитриевича, воевал вместе с братом своим Дмитрием против двоюродного брата нашего московского князя Василия Васильевича. Когда я попал в нему в плен, он велел ослепить меня. Мне выкололи глаз, за что в народе прозвали Косым. Я умер в заточении».


Дмитрий Юрьевич Шемяка (1420-1453)

Учащийся 5.

«Я, сын князя Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского, боролся против двоюродного брата московского князя Василия II Васильевича за московский престол. В борьбе своей мы были беспощадны: жгли города, уничтожали пашни, уводили в плен людей. За то, что брата моего, Василия Дмитриевича, двоюродный брат мой Василий Васильевич ослепил, я велел ему тоже выколоть глаза. Несколько раз занимал я Москву и боролся за московский престол до самой смерти».


Задание: На основе пункта 3, стр. 75 разобрать события феодальной войны – выделить:

1) истоки конфликта; (традиции, завещание)

2) оценить события феодальной войны (кровопролитная, братоубийственная)

3) подвести итоги феодальной войны для Московского государства.

 Последствия междоусобной войны:

1) гибель множества простых людей;

2) удар по экономике — были разорены деревни и города;

3) усиление власти Золотой Орды.

В результате междоусобной войны победил династический принцип передачи власти — от отца к сыну.

Вопрос к классу

— Какие уроки должны были извлечь русские люди из этого события?

(Ответы учеников.) (осознание необходимости дальнейшего объединения земель и создания единого государства)




Предметные УУД - Применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа текста параграфа для выполнения практического задания. 

Метапредметные УУД – Определять причинно-следственные связи; описывать мотивы поступков людей; высказывать оценку результатов действий людей; формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие с заданием.

Личностные УУД:  осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения.















Метапредметные УУД:

Определять главные причинно-следственные связи событий и процессов. Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность.


Подведение итогов урока. Первичное закрепление материала. 

Этап применения знаний и умений.

(5 минут)


Закрепление.

Задание: Оценка феодальной войны (слайд)


Способствует объединению Руси

Мешает …

Подобные столкновения закономерны в процессе объединения

Физическое устранение соперников способствует централизации власти

Война подтвердила ведущую роль Москвы в объединении Руси


Разорение земель

Возрастание роли Орды

Задание. Выписать периоды правления.

Василий I - 1389-1425

Василий II - 1425-1462

Междоусобная война- 1425-1453

Задание.

1) Почему в ходе феодальной войны победу одержал московский князь Василий II Васильевич? (поддержка церкви и бояр)

2) Каков самый главный итог правления Василия II Тёмного?(окончание междоусобной войны)



Метапредметные УУД – анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД – обрести мотивацию для дальнейшего изучения исторического материала.


Рефлексия

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.

• Сегодня я узнал(а), что...

• Было интересно...

• Было трудно...

• Я выполнял(а) задания...

• Я понял(а), что...

• Теперь я могу...

• Я почувствовал(а), что...

• Я приобрел(а)...


Личностные УУД: Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Понимать причины успешности/несуспешности на уроке.

Оценивание

Самооценка

Регулятивные УУД: Оценивать свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Объяснение выполнения домашнего задания.

Прочитать § 24 (2 часть). Ответить на вопросы 1,2 с.77. Для сильных – выполнить задание 2 с.77 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»


Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!