Новоточинова Елена Александровна,
учитель математики
Математика, 8 класс
Тема урока: «Наглядное представление статистической информации»
(Урок-исследование "Какой он, среднестатистический ученик")
Цели урока:
-
систематизация и расширение знаний учащихся о способах представления статистической информации;
-
обучение через исследование, сопровождаемое позитивным эмоциональным фоном деятельности,
-
обучение через общение;
-
формирование ИК-компетенции при работе с программой MS EXCEL для обработки результатов исследования и формулирования выводов.
Оборудование: компьютеры (10), мультимедийный проектор, анкеты с результатами опроса учащихся 4 «А" класса, бланки ответов (см. приложение 1).
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Вступительное слово учителя:
Статистика играет важную роль в жизни человеческого общества. С ее помощью можно изучить различные аспекты общественной жизни.
Без кого невозможен учебно-воспитательный процесс? (без ученика)
Какими качествами, на ваш взгляд, обладает современный ученик? (обсуждение)
Нам поступила заявка от будущего классного руководителя 5 класса – собрать и обработать сведения об учащихся 4 класса. Мы предполагаем, что, полученные в ходе исследования данные помогут в работе учителям – предметникам и классному руководителю будущего 5 класса. С помощью статистики мы изучим и составим портрет среднестатистического ученика 4 класса.
Работать вы будете в паре и результаты вашей деятельности отразите в бланке (см. приложение 1), лежащем у вас на столе. Сразу обращаю ваше внимание на то, что в конце выполнения работы вы должны провести самооценку и взаимооценку своей деятельности. Таким образом, будет отмечен вклад каждого участника группы в решение поставленной задачи. Кроме того, общий вывод по итогам исследования будет сделан, если каждая группа справится с заданием.
-
Актуализация опорных знаний.
Какими знаниями вы должны обладать, чтобы выполнить данную работу? (обсуждение)
Для этого сначала проверим вашу осведомлённость в вопросах статистических исследований. (Фронтальный опрос)
-
Что изучает статистика?
-
Какие существуют методы получения информации?
-
Какие виды таблиц вы знаете для обобщения и систематизации данных?
-
Как высчитывается относительная частота?
-
Какие способы наглядного представления статистической информации Вам известны?
-
Определите вид диаграммы:
Молодцы!
-
Коллективное обсуждение решения задачи.
Задача: составить портрет среднестатистического ученика 4 класса для успешного планирования работы педагогов с детьми.
Как это можно сделать? (обсуждение)
Предварительно группой учащихся, с учетом пожеланий будущего классного руководителя, были составлены вопросы и проведено анкетирование учащихся 4 класса. (см. приложение 2)
Вы должны оформить план решения задачи и отразить его в вашем бланке в п.2 (см. приложение 1). Как это сделать – решаете самостоятельно. Составляя формулы и проводя вычисления с помощью компьютера в программе Excel, все данные заносите в таблицы вычислений. Постройте диаграммы, которые будут наилучшим образом отражать полученный результат. По этим результатам вы сделаете вывод. Полученные данные вы передадите на главный компьютер нашему оператору (один из учеников класса). Результаты будут обработаны и мы сделаем вывод о том, какой же он - среднестатистический ученик.
-
Выполнение работы учащимися.
-
Сбор данных.
-
Группировка данных.
-
Анализ данных.
Результатом работы является аналитический материал, представленный в виде диаграмм.
Часто в реальной жизни, в газетах, на ТВ, а также на экзаменах приходится выполнять обратное задание: читать наглядно представленную информацию. Пока результаты обрабатываются Вам предлагается выполнить задание в п.4. (см. приложение 1). Составьте свои вопросы. Учащиеся задают эти вопросы классу.
Оператор работу закончил. Для формулирования вывода необходим анализ полученных диаграмм.
На экране последовательно появляются результаты работы каждой группы. Например:
(каждая группа даёт характеристику ученика)
Итог: портрет среднестатистического ученика 4 класса
Что дало нам исследование?
Где и как полученные данные могут использоваться?
Какие мероприятия, на Ваш взгляд, заинтересуют будущих пятиклассников?
Кто из учащихся больше всего подходит под описание?
Результаты работы можно использовать в работе учителей предметников для повышения интереса учащихся к изучению отдельных предметов, классным руководителям для выбора тематики классных часов, мероприятий с учётом предпочтений учащихся, на уроках математики при изучении учащимися статистики в качестве примеров статистического исследования и графического представления результатов исследования.
Какие виды работ были использованы на уроке?
Приведите примеры, где ещё можно использовать полученные на уроке знания и умения?
Исследования на какие темы Вы хотели бы провести?(Учащиеся оценивают свою деятельность по освоению темы и её перспективы)
-
Заключительное слово учителя.
В ходе урока мы научились видеть за абстрактными чертежами и сухими числовыми величинами конкретную жизненную ситуацию. Кроме того вы поняли, что статистика – интересная и занимательная область математики.
Домашнее задание.
-
Построить диаграмму оценок по математике за 3 четверть, используя информацию из dnevnik.ru.
-
Задание-исследование. Провести опрос "Каким компьютерным играм вы отдаете предпочтение? (Головоломки, Стратегии, Аркады, Гонки, Стрелялки, Бродилки)", по результатам построить столбчатую диаграмму.
Приложение 1
Урок-исследование
Тема: «Наглядное представление статистической информации»
Класс___________ Ф.И.учащихся, выполняющих работу: 1________________________
2________________________
1. Задача: Провести статистическое исследование для составления портрета среднестатистического ученика 4 класса.
2
1. Сбор данных
2.
3.
4.
5.
. Ваш план решения задачи
3. Выполнение работы.
Задание 1. Результаты опроса по вопросу "__________________________________________________________________"
Постройте диаграмму в Excel, которая будет наилучшим образом отражать полученный результат.
Задание 2. Результаты опроса по вопросу "__________________________________________________________________"
варианты ответов | частота | относительная частота |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Постройте диаграмму в Excel, которая будет наилучшим образом отражать полученный результат.
Вывод: ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Задание
1. На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Мурманске с 7 по 22 ноября 1995 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, сколько дней из данного периода выпадало менее 3 миллиметров осадков.
Ответ:
Составьте свои вопросы.
2. На диаграмме показано количество посетителей сайта РИА Новости во все дни с 10 по 29 ноября 2009 года. По горизонтали указываются дни месяца, по вертикали — количество посетителей сайта за данный день. Определите по диаграмме, какого числа количество посетителей сайта РИА Новости было наименьшим за указанный период.
Ответ:
Составьте свои вопросы.
5. Вывод. Где ещё можно использовать полученные на уроке знания и умения?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Оцени свою работу
Самостоятельность выполнения работы (в %) | Каков вклад в работу каждого члена вашей группы | Оцени свою работу по пятибалльной шкале | Оценка учителя |
| | | |
| |
Приложение 2
АНКЕТА
Группа 1
-
Есть ли у тебя братья или сестры?(да, нет)
-
Кого ты считаешь авторитетом для себя?(родителей, друзей, учителя, кумира)
Группа 2
-
Твой любимый школьный предмет:( математика, русский язык, чтение, окружающий мир, изо, физкультура, труд )
-
Какая у тебя оценка по математике?( 2, 3, 4, 5)
Группа 3
-
Какая у тебя оценка по русскому языку?( 2, 3, 4, 5 )
-
Самый сложный для тебя учебный предмет:(математика, русский язык, чтение, окружающий мир)
Группа 4
-
Помогают ли родители тебе выполнять домашнее задание?(да, нет)
-
Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?(15 минут,30 минут, 1 час, 1 час 30 минут, 2 часа)
Группа 5
-
С какой целью ты учишься?( интересно, заставляют родители, общение с друзьями, для будущего)
-
Занятость во внеурочное время: ( спортивная секция, музыкальная школа, танцы, вокал, художественная школа, другое, не посещаю ничего)
Группа 6
-
Есть ли у тебя друзья? (да, нет)
-
Чем занимаешься в свободное время? ( гуляю, играю на компьютере, общаюсь с друзьями, смотрю телевизор, читаю, другое)
Группа 7
-
Какой библиотекой ты пользуешься? ( домашней, школьной, районной, никакой)
-
Какие книги ты любишь читать?( стихи, сказки, детективы, ужасы, приключения, фантастика, комиксы, никакие)
Группа 8
-
Твои любимые телевизионные передачи? ( спортивные, развлекательные, познавательные, новостные, нет таких)
-
Какие фильмы ты любишь смотреть? ( боевики, мультики, комедии, детективы, ужасы, приключения, фантастика, никакие)
Группа 9
-
Любишь ли ты животных?(да, нет)
-
Есть ли у тебя домашний питомец? (нет, кот, собака, хомяк, попугай, рыбки, другое)